Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

1-3 марта 2013 года

1 марта, пятница. Известия группируются по разрядам: «хорошие» и «плохие». Утром пришло письмо от читательницы.

«Уважаемый Сергей Николаевич­, здравствуй­те! Большое спасибо Вам за дневники, за автограф и пожелания. Я — Ваша давняя читательни­ца. К сожалению,­ сейчас уже нет возможност­и покупать все, что хотелось прочесть. Вот бы спросить наших законодате­лей, сколько там в потребител­ьской корзине предусматр­ивается на покупку литературы­! Ведь в библиотека­х совершенно­ не озабочены приобретен­ием достойной литературы­. Вы ведь знаете, наверное, что народ-то читает, если вообще читает. Могу поделиться­. Почти 25 лет прослужила­ в центрально­й библиотеке­ в районе метро «Юго-Западная». Вообще-то, так жизнь сложилась. По профессии технарь и служила в советское время в министерст­ве. Ну не хочет народ сейчас ничего читать кроме журналов типа «Каравана историй» и любовной лабуды (прошу прощения) г-жи Стилл. И приходитс­я набраться смелости обращаться­ к автору. Все-таки, Сергей Николаевич­, название «Дневник» соответств­ует тому, что внутри? Или это хроника повседневн­ой жизни писателя, летопись. В предислови­и к Вашей переписке с М. Авербухом Е. Сидоров пишет, что Ваши дневники не дневники вовсе, а литературн­ый жанр лирическог­о высказыван­ия и запечатлен­ия времени. По-моему, это многолетне­е запечатлен­ие нашего времени заслуживае­т самой высокой похвалы от соотечеств­енников, а находишь их в письмах М. Авербуха. Письма перечитала­ еще раз, Вы в них более открыты, чем в дневниках,­ а как написаны! Спасибо г-ну Авербуху, что он нашел слова, что нужно бы громко сказать здесь, дома. Сергей Николаевич­! Извините за корявый язык, буду читать Ваш дневник за 2006 год, для меня теперь нет большего блаженства­, чем книга и диван с пледом. Будьте здоровы и пишите, остались еще почитатели­ Вашего таланта. Всего Вам доброго и всех благ. Ваша многолетня­я читательни­ца — Соколова Маргарита Николаевна»­. 

Наверное, подобные письма получают многие писатели, но, даже сознавая это, письмо меня согрело. Все, значит, недаром! Я писатель не критики, я писатель читателей. Может быть, старых читателей. 

Утром взялся, наконец, за газеты, и если под вечер ничего не случится, а случается у нас что-то каждый день, в основном воровство, обман и аварии, то посвящу сегодняшний день Дневника газетам. 


Виктория Токарева

«Российская газета». Интервью с Викторией Токаревой:

— Почему один писатель популярен, а другой — нет?

Виктория Токарева: Потому что один любит людей, а другой любит себя и только описывает, что у него происходит, а люди ему безразличны. 

— Нравятся ли вам экранизации ваших произведений?

Виктория Токарева: Я их не смотрю. Шукшину принадлежит фраза: «Чем лучше литература, тем хуже кино».

Там же, в «Российской» в своей колонке Мих. Швыдкой размышляет о грядущем назначении нового худрука Театра им. Товстоногова вместо Тимура Чхеидзе, уезжающего на родину. «Он не допускал театрального хамства, которое сегодня нередко заменяет талант». Какая точная мысль!

 В той же газете, в заметке «Бровкин на парковке» размышления о недавней истории. Молодой человек не поделил что-то с другим автомобилистом и застрелил его. Носил, значит, травматическое оружие и, наверное, хотел только попугать, пофорсить. В средствах массовой информации много об этом говорили, выясняли причины. Для меня все открылось в первой же фразе Татьяны Владыкиной, автора заметки. Даже в первых пяти словах. 

— 24-летний Паша Бровкин, наследственный миллионер из Нижнего Новгорода, конфликт с детским кардиохирургом на парковке разрешил, выстрелив пару раз в доктора…

«Литературная газета» в последнем номере напечатала небольшую рецензию-аннотацию на «Дневник не-ректора». Очень точно все сделано, я еще раз поразился квалификации, с которой часто делают даже мелкие материалы: «Дневники Сергея Есина давно завоевали популярность у ценителей автобиографической прозы, они были отмечены престижными премиями и даже стали предметом литературоведческой монографии. До 2006 года С. Н. Есин был ректором Литературного института имени А. М. Горького. Значит, перед нами книга в старинном и всегда остроинтересном жанре, написанная по горячим следам как чисто академических, так и закулисных баталий за это высокое звание, не всегда чистых по исполнению, не чуждых интриг, которых в вузовском мире не меньше, чем в любом другом, где пахнет властью. Потому и этот «Дневник» местами читается как детектив. Первый год свободы от этой призрачной власти дается автору нелегко, хотя и приносит много радости, а вместе с неизбежными потерями и свои обретения. Как говорил автор в одном из интервью: «И сейчас я с большим интересом наблюдаю, как рассаживаются не только зрители вокруг капитанского мостика, но и желающие во что бы то ни стало на него взбежать. Мне это очень интересно». 

Еще больше, чем рецензия на мою книжку, порадовала статья Татьяны Шибаевой в рубрике «Литпрозектор» «Пьеса для пенопластового пианино». Здесь есть определенная интрига. Дело в том, что по моему любимому радио «Эхо Москвы» несколько недель подряд шла претенциозная реклама романа сотрудницы «Эхо». Она обычно ведет передачу о русском языке и еще аналогичную рубрику в «толстушке» «Российской газеты». К сожалению, я в свое время не записал этой вычурной словеснодамской вязи. Татьяна Шабаева пишет: «Журналистка Марина Королева, сопроводив свою книгу «Верещагин» пафосным подзаголовком concerto grosso». Дальше цитату не привожу, но это претенциозное concerto запомнилось и в рекламе наряду с совершенно умопомрачительным и выспренним рекламным текстом. Я уже тогда почувствовал поживу, но до книги так и не добрался. Между тем не вижу ничего необычного, когда, так сказать, в качестве личной услуги радио рекламирует аудиокниги Натальи Басовской. Вместе с Алексеем Венедиктовым Басовская делает такие передачи, которые я бы в принудительном порядке заставлял слушать наших школьников вместо чтения бреда в наших современных учебниках по истории… Но ближе к замечательному роману журналистки М. Королевой. О чтении теперь не будет и речи, но вот цитата из рецензии на роман. Так сказать, в одном флаконе. 

«Но, возможно, в этой беспомощной, с зияющими композиционными нестыковками книге таятся глубокие и свежие мысли, которые автор просто не умеет облечь в художественную форму. Вот ведь у главного героя есть какая-то жизненная философия: «Родиться в России. Несчастье это, наказание, пожизненное заключение. Не верь тому, кто талдычит тебе: «Я горжусь тем, что здесь родился». В каком смысле этим можно гордиться? Смириться — да, по-христиански смириться, принять можно, но гордиться… Ну пусть теперь гордится местом своего рождения тот, кто появился на свет в тюрьме или в колонии, от родителей-заключенных». И заклинание, повторенное много раз профессором любимой женщине: уезжать, спасаться, хоть спастись и невозможно, потому что «досиживать все равно придется, не в этой жизни, так в следующей». 
Нет, не сказать, чтобы это было очень свежо и сильно. 


Василий Кузищин

2 марта, суббота. Еще в четверг вечером стало известно, что умер Василий Иванович Кузищин, заведующий кафедрой античной истории МГУ. Замечательный был человек, в свое время поразивший меня своим открытием, вернее утверждением, что античный мир стал меняться с изобретением технологии извлечения оливкового масла. Он также заведовал севастопольским филиалом МГУ. Я был там у него в гостях и был на его 75-летии. Оно отмечалось на его кафедре в новом здании филфака. Остались и сохранились лучшие впечатления. Сегодня его хоронили. Я поехал прощаться в морг возле метро «Фрунзенская». Отсюда мы уже в далекое время забирали и моего мертвого отца. Дорогой папа, как я всю жизнь был к тебе и к моему брату несправедлив! Обстановка все та же, здание дореволюционное, но кое-что добавили, сделали навес над двором и зал, где можно было проститься с усопшим. Народу собралось много, и молодого, и старого, ученики. Василий Иванович лежал в гробу с удивительно умиротворенным лицом человека, испытавшего жизнь до конца и все, что было определено Божьим промыслом. Таким, с высокой удовлетворенностью он мне и запомнится.

Уже дома меня застала замечательная переписка с Женей Коробковой. Я о ней уже много в Дневнике пишу. Жизнь состоит из маленьких радостей. Пишу это перед тем, как ехать во Дворец спорта. Там сегодня празднуют юбилей Славы Зайцева. Одновременно, кажется, объявят и о выходе моей книги. 

Книжка действительно вышла. Я ее даже видел. В вип-зале Дворца спорта видел и Колю, и неповторимого Зайцева, и своего издателя Елену Эрикссен, но экземпляра не получил. У Елены больше просто не было, вот допечатаем тираж, тогда. Коля сказал, что отослали что-то в Ленинград, а что-то отдали в продажу. Мне даже сказали, что во Дворце книгу продавали по 600 рублей. У госпожи Медведевой, которая тоже была на вечере, книга, естественно, уже есть. После некоторых раздумий я решил, что все-таки это милое и дружеское хамство моего друга Николая, ведь именно он склонил меня к этому мероприятию — написать книгу, и он был у издателя заказчиком. Такое у меня впервые, со мною как с автором так еще не обращались. Пишу это с уверенностью, что Николай рано или поздно это увидит. В моем возрасте, повторяю, надо говорить обо всем, как думаешь. 

А вот сам зайцевский юбилей, его содержательная часть были намного интереснее и лучше, чем праздник, который состоялся год назад. Зайцев не повторился в нарядах, которые на этот раз демонстрировали 90 манекенщиц и манекенщиков. Возник смешной момент, когда под музыку из «Лебединого озера», а именно под знаменитый и известный всему миру «Танец маленьких лебедей» вдруг стали выходить парни. Что касается «эстрадной части», которая неизбежна в подобных шоу, то она на этот раз была много выше. В основном за счет совершенно великолепных ребят-певцов из Краснодарской эстрады и некоторых зарубежных артистов. У меня просто открылся рот, когда эти молодцы, наверняка с консерваторским образованием, запели. Почему ребята не в опере, почему их имена неизвестны всему миру и у нас? Великолепны были и зарубежные исполнители. Вышла очень немолодая дама в вечернем платье и с лицом хорошо пьющего человека. Певица Мишель Дю Клё. Это «подарок» от французского друга Зайцева Пьера Кардена. Кто-то сказал, что она поет в ресторанах, принадлежащих кутюрье. Спела два номера: один — некая песня о моде, а второй — русско-цыганская классика «Очи черные». Естественно, без какой-либо «плюсовки» — это когда не только записан аккомпанемент — «минусовка», но в студии записан и голос певца, а на сцене ему надо только открывать рот и попадать в артикуляцию. «Очи» певица спела, аккомпанируя себе на фортепиано. Но дело не в песнях, а в той энергии, том шарме, той незамутненной чистоте выражения чувств, которые прозвучали. А потом пел «новый Паваротти» — тенор Фабио Андреотти, здесь была неаполитанская песня и ария Каварадосси. Зал буквально взорвался. 

На этот раз я взял с собою Игоря, чтобы он носил портфель с моими книгами. Через Наташу Селезневу я передал один том Дневников для Владимира Андреева и том подарил Славе Зайцеву. Честно говоря, я думал, что на освободившееся место я положу причитающиеся мне сигнальные экземпляры. Так вот Игорь, который кое-что понимает в эстраде, сказал, что его патриотическое чувство по отношению к эстраде российской совершенно испарилось.

А дело в том, что в самом начале вечера «легенда российской эстрады» Кобзон спел ровно, чисто, но не захватил. Потом вышел замечательно красивый и энергичный Филя и под прямую «плюсовку» спел песню 1988 года, ту самую, которую он пел, впервые одев сценический костюм от Зайцева. Костюм — Филя разыскал этот костюм в своем бесконечном гардеробе эстрадной звезды — он подарил для грядущего музея «маэстро». Это было мило, его исполнение и песня для нынешних дней — убоги.

3 марта, воскресенье. Уже несколько дней подряд глубокой ночью смотрю неожиданную передачу по НТВ — «Со Сталиным». Видимо, подготовлен ряд передач к 60-летию со дня смерти. Днем даются либеральные взгляды, но вот ночью — я и смотрел эту передачу ночью — опираются на разум, логику и, главное, на исторические факты. Главное — точно показанные портреты соратников. Подробности иногда поражают. 

Днем ездил с С. П. в «Ашан» — опять овощи, фрукты, моющие вещества, зубная паста и пр. и пр. — 3 тыс. 500 рублей. Под вечер был Эльдар Касаев — это выпускник МГИМО, интересующийся поэзией. Долго и интересно с ним говорили, он специалист по энергетике Ближнего Востока и хороший спортсмен. Принес пирог с черникой, я кормил его рулетом с творогом и зеленью. Меня поразила духовная зрелость этого молодого человека: 28 лет и серьезные научные работы. Много говорили о спорте и правильном питании. Через некоторое время он уже защищает диссертацию. Я ему уже говорил, что наука и поэзия — разные вещи. Понимать и любить — не одно и то же.

Вечером, пока не заснул, опять смотрел передачу о Сталине и все удивлялся, как она появилась на НТВ!

Продолжение следует...

484


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95