Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Университет печати: Как создается «Клише»

Духоту трамвая сменил живописный пейзаж Большого Садового пруда и парка Тимирязевской академии. С одной стороны — пляж, на противоположном берегу среди деревьев высится оранжевая «Книжка». Это главный корпус Университета печати, куда я приехала, чтобы познакомиться с теми, кто делает студенческую газету «Клише». У шлагбаума меня встретили два молодых человека и девушка. Александр Дьяченко — главный редактор, Илья Галкин — бильдредактор и Александра Латышева — выпускающий редактор. Они — основатели и менеджерский состав газеты, молодые люди закончили третий курс, девушка — четвертый.

— Пригласили бы вас в офис редакции, да его нет, — весело говорит Александр, провожая меня к актовому залу. — Да он и не нужен. Мы все с разных факультетов, учимся в разных корпусах.

Идем мимо веселой толпы студентов — мой визит совпал с перерывом, и все дышат свежим воздухом на улице. Рядом со входом в актовый зал — дверь с табличкой «Профком студентов и аспирантов». В небольшом помещении кипит котел: кто-то постоянно приходит, что-то спрашивает, рассказывает, просит, постоянно звонит телефон. За компьютерами полно народу. На стене — фотографии с разных мероприятий. Ощущение, что здесь — центр студенческой жизни вуза. Сегодня сюда собрались еще и десять творцов газеты — авторы, редакторы, фотографы. Садимся за большой стол для собраний. За чашкой чая слушаю, как создается «Клише».

— Всего над газетой работают более 20 человек, основной костяк — около десятка. Они занимаются дизайном, версткой, пишут и редактируют статьи, собирают интересную информацию, фотографируют, продвигают и рекламируют наше издание, — рассказывает Александр. — Главное — всех скоординировать, всем вовремя дать задания и потребовать результаты. Киты менеджмента — планирование, мотивация, организация, контроль — здесь как нельзя уместны. Я объясняю идею номера выпускающему редактору, она распределяет темы между студкорами. То же и с версткой, и с организационными вопросами, и с промоушном. Что касается последнего, мы оказываем информационную поддержку многим студенческим мероприятиям, вывешиваем на них свои флаги. Вместе собираемся редко, даже руководящим составом. Да и зачем? Есть телефон, скайп, почта, «Вконтакте» наконец! А поскольку профком — столица студенческой жизни, поэтому можно сказать, что и редакция наша расположилась в столице, — смеется мой собеседник.

Спрашиваю, как решились на создание студенческой газеты, ведь до того в университете уже имелись какие-то издания.

— Идея создать газету возникла в сентябре 2009 года спонтанно. Был небольшой опыт работы в журналистике, хотелось попробовать себя в студенческом СМИ. С тогдашним руководителем вузовской газеты «Мир печати» общего языка не нашли, и решили с одногруппником Ильей создать свою газету. Тогда же, прямо во время пары, накидали концепцию газеты и темы для первого номера. Профком задумку поддержал, ответственные за внеучебную работу — тоже. Начали работу в сентябре, а закончили к декабрю. Раз десять меняли дизайн, пока не утвердили стильный и современный вариант. Планировали сначала 4 полосы, потом 6, потом 8. На последнем объеме и остановились, сделали и подписали в печать. Первый номер увидел свет аккурат перед Новым годом.

Слушаю и смотрю по сторонам — на стене оформлен «уголок славы» газеты. Все 9 выпущенных номеров аккуратно приколоты к стенду, можно полистать любой.

— Выпустили первый номер и, уставшие, ушли на праздники, — продолжает Александр. — Вся эта беготня с подготовкой материала, его заменой из-за потери актуальности, желание успеть к Новому году привели к спешке. Поэтому, сидя 1 января с газетой на диване, начинаю обнаруживать опечатки — 1, 2, 8, 14 штук... Доверстывая выпуск «на коленке» перед лабораторией цифровой печати, умудрились вляпать ошибку даже в название ключевой статьи — «Студенческое самоПуправление». Посмеялся грамотный народ от души, но главное, что все 300 экземпляров размели за пару дней. Так что нужно было продолжать, но при этом учиться на своих ошибках. Кстати, критиковали не только за них, но и за название. «Крутые» в один голос говорили, что слово «Клише», то бишь форма, с помощью которой делают отпечатки, говорит о запланированной заштампованности газеты. Что это означает, мы до сих пор понятия не имеем, но название нам нравится.

Энтузиасты взяли курс на исполнение придуманной концепции, и издание назвали «газета студенческого самоуправления МГУП». Начиная со второго номера вышли на проектную мощность — 12 полос формата А4 и 900 экземпляров. Главная цель, которую ставили перед собой вначале и которой следуют до сих пор, — быть интересными студентам. Вроде получилось, как сами считают.

— Да, с ошибками был просто ужас! — говорит Александра Латышева. — Если тут (в главном корпусе, где учатся будущие инженеры, программисты и рекламисты) студенты хорошо отзывались о новой газете, то у нас на Сухаревской (факультет издательского дела и журналистики) за ошибки нас сразу возненавидели. На факультете учатся профи, которые видят не только опечатки и грамматику, но и стилевые погрешности, недочеты верстки, замечают прочие мелочи. Ну полный провал! Мы с Сашей (показывает на главного редактора) познакомились на профсоюзном тренинге, разговорились про газету, про то, что нужно серьезно поднимать уровень, и я вошла в состав редакции. Собрала команду из опытных, уже работающих в различных изданиях студентов-редакторов, и принялись за дело. Шестой номер и следующие три вышли фактически без ошибок.

— Да, Саша стала просто находкой для газеты, — говорит главред. — Помимо редактуры, она взяла на себя координацию работы авторов и фотографов.

За разговором я узнала, что материалы газеты не остаются без внимания и не раз что-то в вузе меняли или вызывали общественный резонанс. Так, последние два года общежитиями заведовало Управление социальной поддержки студентов и аспирантов, которое сразу многие невзлюбили. Чиновники создавали огромные очереди при заселении, да и всю жизнь общажную изрядно портили, реальной работы не видел никто. Начальником управления была очень властная женщина, которую побаивались и «поливали» ее и всю эту структуру, но... только на кухнях в общежитиях.

Газета не осталась в стороне, и по итогам проведенного профкомом мониторинга проблем в общежитии подготовила материал. Фото километровых очередей и жалобы студентов сделали свое дело — о качестве работы управления со страниц газеты узнали многие, и студенты-москвичи, и администрация университета. На следующий день о том, что в «Клише» написали правду про соцуправление, говорили все. Тираж мгновенно разошелся, в общежитии стали искать друг у друга номер, чтобы прочитать материал. В результате меры были приняты. Похожего эффекта добились, когда разместили в газете фото тараканов в университетской столовой и дополнили их содержательной статьей. Информация дошла даже до генерального директора управляющей компании столовой.

Затрагивали и не менее важный вопрос, учебный. В расширенном материале искали ответы на вопрос «Почему студенты плохо учатся?». В газете много места уделяется репортажам с вызовских и городских мероприятий. Свои почитатели — у рубрики «Дешевая Москва» Сначала туда планировали размещать информацию о том, где студенту можно недорого поесть, одеться и прочее, потом рубрика обрела и культурную направленность: выставки, спектакли, кинопоказы, куда можно бесплатно или за символические деньги попасть по студенческому билету.

— В январе этого года в университете сменился ректор, а весной — и почти все руководство. Пришлось заново налаживать отношения. В феврале и.о. ректора Константин Антипов пригласил нас и другие вузовские издания на неофициальную беседу, где мы смогли взять у Константина Валерьевича полноценное интервью. Его даже «Студенческий меридиан» перепечатал, — похвалился Александр Дьяченко. Что истинная правда.

Смотрю на сидящих за столом ребят и удивляюсь их горящим глазам, бьющей через край энергии. О планах на будущее, кажется, могут говорить бесконечно! Мечтают найти хорошего рекламодателя, чтобы получить независимость и печататься в коммерческой типографии. Считают, что почти 1000 экземпляров и 7000-я студенческая аудитория вполне могут заинтересовать бизнес-партнера. Сейчас корпят над блогом газеты www.icliche.ru, где уже в сентябре планируют разместить архив номеров. Хотя полностью переходить в онлайн пока рано, особенно учитывая полиграфическую направленность вуза.

Анастасия АНДРЕЕВА

650


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95