Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

5.5 тонны со дня моря

О жизни в газете

По договоренности между Советским Союзом и Великобританией, достигнутой в апреле нынешнего года, недалеко от Мурманска в водах Баренцева моря осуществлен подъем золотого груза с борта английского крейсера «Эдинбург», затонувшего здесь 1 мая 1942 года после атаки гитлеровских подводных лодок и миноносцев.

Еще в 1953 году родилась эта идея — поднять золото «Эдинбурга» с морского дна. Была идея, но не было техники для подобных подводных работ: ведь золото, хранившееся рядом с бомбовым отсеком крейсера, оказалось скрытым 260-метровой толщей воды. Понадобились десятилетия, чтобы люди решились на такой поединок с морем, вооружившись не только мужеством, но и знанием, и опытом, и достижениями технического прогресса. Фирма «Джессоп Марин Рикаверидз лимитед» искала партнеров по «Операции «Эдинбург».

Желающих нашлось немало не только в самой Англии, но и в Африке, и в Австралии, и в Новой Зеландии. Отбор был тщательным и придирчивым. Предпочтение отдали водолазам, служившим в военно-морском флоте, — им предстояло работать в обстановке повышенной опасности. Кроме того, проверялся их навык работы вслепую — он был необходим в условиях глубоководья и многолетних наносов ила, песка, грязи. Команду из двадцати пяти человек возглавил Майкл Стюарт, человек с немалым опытом подводных работ и железными нервами. Он был уверен в своих «мальчиках», но даже он не мог предполагать, что лишь двенадцать из них не уступят суровой стихии Баренцева моря.

Представим себе «дом» на судне-спасателе «Стефанитурм», в котором им довелось провести тридцать пять дней, пока шли непосредственные работы по расчистке золотохранилища и подъему драгоценных слитков. Собственно, это достаточно просторная декомпрессионная камера, рассчитанная на несколько человек, защищающая обитателей своей загерметизированной броней от коварной кессонной болезни. Здесь люди, не выходя на палубу, спали, ели, отдыхали — жили. Камера подходит к люку, разверзнутому в киле спасателя над морской пучиной. Из нее водолазы по двое переходили в специальный колокол, который, опускаясь, зависал над «Эдинбургом». Пока один из «связки» уходил в свободное плавание, второй ждал его в колоколе. Восемь минут работы, смена, восемь минут отдыха — так несколько часов.

Основная часть операции началась 2 сентября. В течение двух недель люди почти в кромешной тьме пробивались к предполагаемым ящикам, расчищая этот путь от грязи. Когда в одиннадцатом часу вечера 16 сентября водолаз из Зимбабве Джон Розе затащил под колокол какую-то черную чушку, он еще не знал, что у него в руках золотой слиток высшей пробы — «четыре девятки». Первые килограммы золота из 5,5 тонны драгоценного металла, погребенного в чреве «Эдинбурга»! И только когда его товарищи бензином оттерли слиток от мазута, Розе радостно удивился желтому блеску бруска, прочитал его порядковый номер.

Впоследствии на борт «Стефанитурма» было поднято еше 430 слитков, а когда вмешалась непогода, на «Эдинбурге» оставалось 34 бруска. Время и стихия уничтожили ящики. Каждый слиток приходилось поднимать отдельно. Кто-то из водолазов подсчитал, что он один «перетаскал» золота на 2,5 миллиона фунтов стерлингов (каждый слиток в среднем был оценен в сто тысяч по современному курсу). Чтобы облегчить труд по поднятию тяжестей, использовали большую сетку из сверхпрочного капрона — она выдержала груз из сорока слитков каждый в среднем по 11,9 килограмма.

Двадцать дней шел подъем золота.

В соответствии с межправительственным соглашением на судне-спасателе постоянно находился сотрудник «Совсудоподъема» И. Н. Ильин, именуемый в официальных документах «представителем грузовладельца». Неоднократное взвешивание и пересчет поднятых с морского дна слитков проходили при участии всех заинтересованных сторон. Последний раз их пересчитали уже в Мурманском порту. Часть была передана фирме, осуществившей спасательные работы, а оставшаяся часть поделена на две доли в соотношении две трети и одна треть. В торжественной обстановке золотые бруски по цепочке были переданы к двум небольшим контейнерам, там надежно спрятаны, а потом стрела подъемного крана «Стефанитурма» перенесла их в спецвагон для перевозки особо ценных грузов.

МУРМАНСК, октябрь

259


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95