Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Цветочные рыцари" Древней Кореи

...В нашем представлении Восток ассоциируется в первую очередь с Японией и Китаем, а история и культура Кореи известны нам значительно меньше. И, тем не менее, эта древняя страна со своим самобытным духом и тысячелетней историей, несомненно, заслуживает нашего внимания.
 

"Цветочные рыцари" - герои современного кино
Первое корейское государство - Кочосон ("древний Чосон") было основано еще в XXIV веке до н.э., а в I столетии до н. э. оно распалось на три самостоятельных королевства - Силлу, Когуре и Пэкче. В VII веке последние два государства были завоеваны Силлой, после чего Корея стала единым государством. В 892 году Корея вновь ненадолго разделилась на три независимых государства, которые воссоединились опять в 935 году в рамках нового государства Корё. С 1392 по 1897 год Корея (известная тогда как Государство Великий Чосон) находилась под властью могущественной династии Ли, и с 1897 даже ненадолго стала империей, а в 1910-1945 контролировалась Японией. После Корейской войны 1950-1953 годов на полуострове возникло два государства - КНДР, известная как Северная Корея, со столицей в Пхеньяне, и Республика Корея, Южная Корея, со столицей в Сеуле.

Естественно, и в этой стране, как любой другой, всегда были люди, которые любили не так, как все. В корейской культуре гомосексуальность нашла не столь яркое отражение, как в культуре некоторых других азиатских стран - например, в китайской и японской. Однако, естественно, что и в корейском обществе геи находили свое место - и память о некоторых из них жива до сих пор.

Так, одним из самых ярких "нетрадиционных" персонажей древней Кореи стал король Хегон (Hyekong), 36-й правитель королевства Силла (765-780). Хегон вступил на престол в возрасте восьми лет, после смерти своего отца. Окружающие считали его поведение слишком женственным, по их мнению, король "внешне был мужчиной, но по природе своей был женщиной". К сожалению, за свою "инакость" он поплатился жизнью - в апреле 780 года монарх был убит придворными, которых возмущало его немужское поведение.

Но такое враждебное отношение к людям, гендерное поведение которых отличалось от большинства, было скорее исключением, а не правилом. Гораздо более оптимистична история современника короля, молодого буддийского монаха по имени Меджун (Myojung), который жил в VIII веке. Как известно, в буддийских монастырях гомосексуальность была рядовым явлением. Рассказывают, что Меджуна добивались многие знатные сановники, и якобы его внимания искал даже некий китайский император из династии Тан. Его история во многом обросла легендами, однако она, тем не менее, показывает, что мужские однополые отношения были известны корейской культуре и подчас даже не скрывались. (Homosexuality in the Korean Historical Record // Utopia-Asia)
 

Король Седжон. Фрагмент старинной гравюры
Сведения об отношении к гомосексуальности среди женщин очень скудны и обрывочны. Судя по всему, к лесбиянкам общество не всегда было настроено доброжелательно. Когда в 1436 году появились слухи о том, что дочь (по другим сведениям, невестка) короля Седжона (Sejong) спит со своей служанкой, правитель созвал особое совещание с участием придворных министров, и было решено отлучить ее от семьи. Причем, чтобы не запятнать репутацию двора, был выдуман ложный предлог - девушку наказали якобы за постоянную, зависть и интриги. Правда, непонятно, что именно вызвало гнев августейшего отца (свекра) - то, что невестка вступила в отношения с женщиной, либо то, что она посмела переспать с кем-то, кроме своего мужа. Как мы помним, супружеская измена всегда была тяжким проступком - возможно, здесь именно неверность принцессы мужу, а не гомофобия, стала последней каплей терпения правителя.

Некоторые короли держали при дворе особых прислужников, которые удовлетворяли их половые потребности. Например, такие юноши были у короля Мокчона (Mokjong, 980-1009). А у короля Чхунсона (Chungseon , 1275-1325) были длительные отношения с неким возлюбленным по имени Вончхун (Wonchung), которого он возвысил при дворе и осыпал богатствами. (John Longres, "Men of Color: A Context for Service to Homosexually Active Men" (Routledge, 2013. p. 117.)

Любопытно, что в Корее издревле существовали так называемые хваран (hwarang, буквально "цветочные юноши", "цветочные рыцари") - особые отряды юношей, набранные из аристократических семей, которые в мирное время проходили военную подготовку, изучали философию, совершали мистические ритуалы и путешествовали по стране, посещая священные места, а в военное время участвовали в боях в первых рядах, являясь наиболее подготовленными воинами. Как и японским самураям, им были не чужды гомоэротические чувства, что отражалось в их поэзии (например, существуют стихи о прекрасном "цветочном юноше" по имени Кильбо, который смотрится в ночную реку и олицетворяет Луну). (См. также Stephen O. Murray, "Homosexualities" (University of Chicago Press), 2002. - p. 65.).

В более поздние времена, когда эти юношеские отряды стали менее распространенными, термин "хваран" закрепился за придворными артистами. И среди них открытые однополые отношения была явлением достаточно распространенным.

Гомоэротические чувства фигурируют в традиционной корейской лирике "хянга" является одним из важнейших направлений классической корейской лирики, и неудивительно, что именно в ней можно найти строки, посвященные мужской нежности. (Young-Gwan Kim, Sook Ja-Hahn, "Homosexuality in ancient and modern Korea" // Culture, Health & Sexuality, January-February 2006; 8(1): 59-65. - Routledge)

Во время правления династии Ли (1392-1910), в период Государства Чосон (до 1897), впоследствии Корейской империи (1897-1910), отношение к гомосексуальности стало менее открытым. В это время начинается ослабевание буддизма и усиление конфуцианства, которое правящая династия стремилась сделать официальной религией. Конфуцианство рассматривало общество как огромную семью, в ее основе лежали отношения между родителями и детьми, между мужем и женой - и приоритет, естественно, во всем отдавался гетеросексуальному браку. Однополые отношения не соответствовали этому идеалу семьи и семейного поведения, поэтому на них стали смотреть с осуждением. Некоторые из сторонников новой власти прямо заявляли, что однополые отношения - один из пороков эпохи Коре.

И тем не менее, человеческая природа оставалась неизменной, однополые отношения продолжали существовать. Король Конмин (Kongmin, 1352-1374) до самой своей смерти любил проводить время в компании красивых молодых прислужников, причем история даже сохранила имена некоторых из них - Хон Юн, Хан Ан, Квон Чин, Хон Кван и Но Сун. Существовали даже особые слова, которыми обозначали таких катамитов - myŏn (면) и t’otchangi (톳장이).

В эпоху Чосон можно даже найти свидетельства того, что открытые однополые отношения были привычным явлением и в сельской местности. В частности, по рассказам западных миссионеров, во многих деревнях в однополые отношения порой вступали молодые вдовцы, которые выбирали себе молодых привлекательных юношей. Причем они нередко открыто дарили своим избранникам подарки, благодаря чему вся деревня знала о том, что молодой человек является возлюбленным мужчины. И это практически не вызывало удивления . (Richard Rutt, "The Flower Boys of Silla", (in: Transactions of the Korean Branch of the Royal Asiatic Society. Vol 38, October 1961), pp. 1-66.).
 

Кукла, изображающая воина в театре кокту какси
Гомосексуальные отношения и гомоэротические намеки и образы часто встречались в театральном искусстве. Следует учесть, что, как и в Китае и Японии, все актеры были мужчинами. И гомосексуальные сюжеты активно встречались в творчестве странствующих по провинции театральных трупп, которые стали в это время очень популярными - таких, как Намсадан (Namsadang). (p.118) Гомоэротические сюжеты нередко всплывали и в традиционном корейском кукольном театре - кокту какси (Kkoktu Kaksi 꼭두각시 ). (см. Ch’oe Sangsu (崔常壽), A Study of the Korean Puppet Play, Seoul 1961.). Так, существовала сатирическая история о празднолюбивом Паке Чомджи (Pak Ch’ ŏmji), который тратил все свои деньги, чтобы радовать привлекательного мальчика. Слово, которое используется в тексте для обозначения юноши - midong (美童) - буквально означающее привлекательного юношу, часто использовалось как эвфемизм для обозначения младшего партнера в гомосексуальных отношениях (по принципу древней педерастии). Кстати, это же выражение используется в корейских переводах Библии для передачи древнееврейского слова qadesh, означающего храмового мужчину-проститутку. (Там же)

Стоит сказать, что слово midong с определенного времени закрепилось за странствующими артистами и музыкантов - считалось само собой разумеющимся, что в этих однополых труппах существуют однополые отношения, и младшие мужчины являются партнерами старших. Эти юноши нередко ярко и даже вызывающе одевались, порой подражая девушкам. Есть сведения, что некоторые из них, принимая на себя роль женщин, вступали в своеобразные союзы с другими мужчинами. Кроме того, как и в Китае, со временем актеры стали оказывать не только развлекательные, но и сексуальные услуги - так, среди странствующих артистов стала очень распространена гомосексуальная проституция. (Gary P. Leupp, "Male Colors: The Construction of Homosexuality in Tokugawa Japan" (University of California Press, 1995) - p. 19 ).

Интересно, что, по некоторым данным, намсадан практиковали шаманские обряды, в которых, как известно, играет большую роль однополая любовь, а также трансгендеры и мистическая смена пола. (Richard Rutt, "The Flower Boys of Silla", (in: Transactions of the Korean Branch of the Royal Asiatic Society. Vol 38, October 1961), pp. 1-66.)
 
Светлой памяти Сергея Мозжегорова (28.07.1988 - 22.10.2013) - молодого интеллектуала, гей-активиста и замечательного человека, который как ученый и гражданин боролся за равноправие ЛГБТ всю свою жизнь, трагически оборвавшуюся в октябре 2013 года. Андрей Кожевников, Equal-Gay.Com.
Как мы видим, однополые чувства в Корее также составляли важную часть общественной жизни, оставляя свой след в истории и культуре. Терпимое отношение к гомосексуальности - пусть и не столь открытое, как, скажем, в Китае, где официально существовали однополые браки - сохранялось на протяжении столетий, и изменилось оно тогда, когда страна оказалась разделенной. К сожалению, в XX веке на фоне вестернизации в этой культуре начала развиваться гомофобия, которая не исчезла и после того, как страна разделилась на КНДР (Северную) и Южную Корею. В прозападной и высокоразвитой Южной Корее существует развитое ЛГБТ-движение, правозащитные организации, однако геи и лесбиянки по-прежнему встречаются с дискриминацией и преследованиями. В Северной Корее, самой закрытой стране в мире, ЛГБТ-движение фактически отсутствует, и права геев и лесбиянок систематически нарушаются, хотя ответственность за однополый секс отсутствует. Формально КНДР заявляет, что признает научные данные о биологических причинах гомосексуальности и поэтому предоставляет ЛГБТ те же права, что и остальным гражданам, и выступает только против открытых проявлений гомосексуальности. Однако однополая любовь не вписывается в государственную идеологию "чучхе", которая, в частности, поддерживает только гетеросексуальную семью, ЛГБТ подвергаются дискриминации, и в СМИ гомосексуальность преподносится как результат западного влияния.

Однако, как и в большинстве стран, гомосексуальность всегда была частью культуры, и современная гомофобия остается лишь плодом последнего столетия. История терпимости насчитывает десятки веков, а история ненависти - только одно столетие. И хочется надеяться, что оно станет последним, и люди в обеих Кореях смогут любить и быть любимыми, не боясь отторжения.
 
Андрей Кожевников
Фото aboutchun.com
Опубликовано на Gay.Ru в июне 2015 года
623

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: