Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Фильмы с временными парадоксами

Я бы разделил фильмы о путешествиях во времени на три типа:

1) Классические – с разрывами временно-пространственного континуума, прыжками в прошлое и будущее, путешествиями конкретных людей, и как типичный, известным многим, пример – «Назад в будущее». Чаще всего это приключенческий, семейный формат.

2) Парадоксальные – либо человек из прошлого попадает в настоящее, либо человек из настоящего попадает в настоящее.  Чаще всего это комедия, причём ситуационная. Мы наблюдаем за смешными ситуациями, за героем, что беспорядочно конфликтует с окружающим его незнакомым миром. Типичный, известным многим, пример – «Иван Васильевич меняет профессию».

3) Перезагрузки – когда отдельно взятый человек переживает одно и то же событие, либо один и тот же день. Перемещается во времени чаще по аномальным обстоятельствам, реже с помощью механизмов или собственных способностей. Героям доступны различные вариативные изменения реальности, они возвращаются, чтобы «переиграть» жизнь и подсмотреть, что «будет». Типичный, известным многим, пример – «День сурка».

Фильмов первого и второго типа достаточно много, особенно второго, это хорошая платформа и для легкомысленного, коммерческого «кино на один раз», и этим в кинематографе увлекались с давних пор. Забавно, когда целенаправленно ищешь что-нибудь в подобном жанре и откапываешь вдруг из ниоткуда такие позабытые «шедевры» как, например «Замороженный калифорниец», а если копнуть ещё глубже, подобных фильмов, в которых дикари смешат нас неумением включать телевизоры, но зато обладают чуткой и ранимой натурой, можно найти, наверное, около сотни.

 Господин Никто

Меня же заинтересовал третий тип, мне однажды захотелось увидеть что-нибудь большее, чем столько-то раз пересмотренный «День сурка». Здесь тему путешествий во времени можно развернуть гораздо шире, чем в первых двух типах, сугубо развлекательных, здесь возможна и какая-никакая философия, а шанс что-либо переиграть здесь и сейчас, в масштабах конкретной человеческой жизни или её отрезка –  куда более соблазнителен, чем просто перемещение во времени, скажем, из XX века в IXX век.

Таких фильмов я нашёл немного. Зато приятно удивился – подобный тип временного парадокса не только позволяет расширить тему, отодвинув развлекательное на второй план, но и уместен в рамках самых разных жанров. И если «День сурка» можно считать семейной комедией, то, например, фильм «Треугольник» скорее относится к триллеру, а «Исходный код» даже больше к боевику, «Эффект бабочки» - романтическая драма, а схожий с «Эффектом» «Господин никто» - драма уже почти эпического размаха. И ещё: «Повторяющие реальность» - социальная, психологическая лента с элементами триллера, «Бойфренд из будущего» - романтическая комедия с большим перекосом в сторону всё-таки романтики.

Мне запомнился именно «Господин никто». С первого раза показавшийся нудноватым, затянутым,  спутанным. Но при повторном, более осмысленном просмотре он по-настоящему и взволновал меня и восхитил. Что в нём: перед нами один герой и вся его жизнь, раздробленная и разветвлённая на множество вариаций и не пересекающихся сюжетов, одни рождены в воображении героя, другие как бы сосуществуют в альтернативной реальности. Послание героя зрителям сводится к тому, что все эти реальности, были они или нет, либо только «могли бы быть», равноценны друг другу, все они существуют в одном времени и пространстве и нет одной единственно правильной. На протяжении всей ленты герой, то в образе мальчика, то подростка или мужчины, неоднократно становится на распутье, замирая перед решительным рискованным выбором, понимая, что пойди ты в одну сторону, ты навсегда лишишься другого. Чтобы разрубить этот гордиев узел, герой одновременно идёт в одну сторону и в другую и в третью, как бы парадоксально это не звучало. И это интересно, это находит отклик в душе, потому что проблема обязательного вызова, диктат реальности, извечный конфликт между «есть» и «могло бы быть», невозможность за одну жизнь прожить её всеми доступными способами, не упуская ни одного шанса, но также и ни одного риска – к подобному рано или поздно приходит каждый человек.

 Господин Никто

Именно за удивительно тонкий, осторожный подход к этой глобальной метафизической проблеме и изящное её воплощение, «Господин никто» наголову выше и легкомысленного «Эффекта бабочки» и, например, сентиментального «Бойфренда из будущего».

«Эффект» неплох, но мотивировки, цели главного героя слишком просты и даже наивны. Хоть он и пытается по-своему исправить несколько «несправедливо» устроенных судеб, то есть даже выполняет некую благородную функцию, но в этом читается какой-то простоватый автоматизм – надо, значит надо. Даже в «Сурке» герой Билла Мюррея перешёл в благородную стадию, успев уже порядочно настрадаться и переосмыслить свою прошлую жизнь. Кроме того, все нравственные, идейные подвиги главного героя «Эффекта бабочки» всё-таки сводятся к обычной влюблённости, и концовка фильма, конечно же, возвращает героя к «великой» мысли, что всё у его возлюбленной будет хорошо, только если вычеркнуть из её жизни себя самого.

Да, именно подобные развязки, похожие на крохотную пластмассовую ягодку поверх кремового торта, могут испортить впечатление от пусть даже и неплохих историй. «Бойфренд из будущего» первые 30-40 минут кажется достаточно качественным, интересным, красивым семейным фильмом, но потом… потом герой воссоединяется с возлюбленной, преодолев все трудности и невзгоды, и мы понимаем, что фильм не о завоевании любви, а о чём-то другом - сам-то фильм длится почти два часа. А он, оказывается, о том, что для перемещений во времени не нужно никакого сказочного дара, дескать, мы и так перемещаемся во времени из одного дня в другой, и большего счастья нам не надо. Подобные концовки не только, повторяю, всё портят, они смешны. Мы видим, что сценаристу ли, режиссёру, хочется ввернуть под конец что-нибудь эдакое, какое-нибудь высказывание, но поскольку оно органически не вытекает из уже рассказанной истории, то на выходе мы и получаем очередной неудавшийся «афоризм».

Тем не менее, и этот фильм я тоже рекомендовал бы к просмотру. Необязательному. Можно досмотреть до середины. Это один из немногих хороших фильмов, где сюжет неважен. Потому что сюжет здесь всё равно провален. Но фильм выигрывает за счёт красивых актёров и за счёт опять-таки атмосферы. На тридцатой-сороковой минуте происходит пышная свадьба под проливным дождём, на которой многочисленные члены семей героя и героини, облитые с ног до головы, смеются и радуются жизни, смеются и чествуют друг друга, и это действительно трогательный момент, потому что каждый из них уже успел стать нам немного родным. Каждый из них – действительно отлично прописанный персонаж, внушающий симпатию. Только это слабо отражается на сюжете, прописанные персонажи быстро пропадают из виду, свадьба кончается, начинается семейный быт главных героев, а с ним и весь скучный второй акт.

 Бойфренд из будущего

1936


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95