Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Главное — чтобы они обалдевали

5 сентября 2005, понедельник, день 1212

Вроде бы я все знаю — как и что надо делать. Только сил не хватает, настырности, контроля, въедливости, чтобы все довести до конца.

Возьмем очную школу. Семинар с нашими сотрудниками я не провел, несколько показательных, открытых уроков не организовал. Вот и учит у нас каждый кто как может. Польза, безусловно, есть, результатов мы добиваемся. Но могли бы делать значительно больше и лучше.

Я все время говорю сотрудникам:

— Друзья, коллеги, товарищи! Все внимание — очным ученикам, они должны просто обалдевать от нашей заботы о них.

Пришел человек к нам — а мы с ним сверхдоброжелательны. Говорим интересно, задаем любопытные вопросы, слушаем внимательно. Показываем, как нужно держать руки, как полагается нажимать на клавиши — легко, отрывисто, мягко, почти неслышно, без физических усилий. За этим следить надо. Если поставим правильно руки ученику — он быстрее пройдет нашу программу. Ведь его пальцы будут порхать по клавиатуре…

Сделал человек первые десять заданий — необходимо попросить его повторить сначала первое, затем второе… Одно повторяет и в то же время новое выполняет. Десять заданий повторил — а сам дошел до двадцатого. Начинает с двадцатого заниматься — с десятого по двадцатое повторяет.

Если что-то у него не получается — надо помочь. Сначала выполнить задание за ученика, чтобы он смог перейти к следующему, а потом обязательно проверить, вернулся ли он к пропущенному упражнению, и добиться того, чтобы он его выполнил.

Идеально так организовать занятия, так поговорить с теми, кто ходит в нашу очную школу, чтобы всем захотелось выполнять задания только на пятерки.

Прозанимался человек двадцать пять минут — перерыв, только надо следить, чтобы минут десять перерыва прошли в положении стоя, а не сидя. Обязательно делать гимнастику для рук.

И самое главное — атмосфера вокруг учеников: доброжелательная, нежная. Они, ученики, должны чувствовать нашу любовь, заряжаться нашим оптимизмом, проникаться нашей атмосферой взаимоуважения.

Если ученик прогулял одно занятие, надо тут же позвонить ему. Пропуски не допускать. Стараться, чтобы каждый из занимающихся проводил у нас как можно больше времени за один приход. Мы же заинтересованы научить как можно быстрее.

В нашей очной школе мы можем учить в месяц до сорока человек. Это не так мало. Если мы создадим соответствующую атмосферу, то любой из учеников приведет еще двоих, а может быть, захочет стать распространителем наших дисков у себя в институте, школе, на работе…

Школа наша действует круглосуточно — в этом ее преимущество перед всеми учебными заведениями нашей страны, а может, и мира. Нет другого такого учебного заведения!

В сотый раз я говорю об этом Максиму Андреевичу Меньшикову, Павлу Вячеславовичу Померанцеву, Азату Лаисовичу Разетдинову, Роману Владимировичу Колотееву. Мне важно, чтобы им нравилось учить других. Педагогический опыт приобретается, и чем бы наши сотрудники ни занимались в дальнейшем, через пять, десять, пятнадцать лет, опыт преподавания поможет им в любой работе.

Как показать, как рассказать, как увлечь, как проверить, как проконтролировать, как вызвать хорошее настроение, как заразить оптимизмом… Об этом каждый из наших сотрудников должен думать и пытаться обрести педагогическое мастерство.

Хорошо учит Алексей Анатольевич Чейкин. Отлично это получается у Азата Лаисовича Разетдинова. Самым капризным ученикам мы всегда назначаем Романа Владимировича Колотеева.

Я уверен, что Павел Вячеславович Померанцев, если начнет серьезно заниматься процессом обучения других, и сам обретет большую уверенность в своих силах. Я за то, чтобы все сотрудники нашей фирмы были учителями. Максим Андреевич Меньшиков, Дмитрий Юрьевич Митрофанов, Юрий Николаевич Ковалевский и даже Роман Олегович Иванов. Почему «даже»? Он ведь редактор, вроде совсем далек от целого ряда дел, происходящих на фирме, но и ему полезно стать преподавателем. Мало того, я думаю, что он много нового поймет в самом себе, как только начнет преподавать.

«СОЛО» давалось ему поначалу тяжело, он был готов разбить клавиатуру, и не один раз Роман Олегович хотел бросить занятия, считая, что никогда в жизни не сможет одолеть все сто заданий. Но ведь одолел же! И теперь сможет убедить в этом других, используя собственный опыт прохождения «СОЛО на клавиатуре».

В обучении нужна система.

Назначать дежурного учителя: в понедельник один, во вторник — другой, в среду — третий. Учитывать это при составлении расписания.

Или закреплять за каждым сотрудником своих учеников.

Капризных — Колотееву  Р. В., медлительных — Померанцеву  П. В., нервных — Иванову  Р. О., флегматичных — Разетдинову  А. Л., въедливых — Чейкину  А. А., кокетливых девушек — Зайцеву  К. А. и т.д. Надо это обсудить с Меньшиковым Максимом Андреевичем — и договориться, чтобы он тоже раз в неделю проводил мастер-класс.

Чаепития не устраивать. Пока работает буфет, каждый из учеников сам может пойти и перекусить. Каждый из учеников сам может приготовить себе чай и бутерброды, ну а посуду за ним мы можем помыть.

Неплохо бы проводить соревнования между учениками, которые начали заниматься вместе. Это подстегивает, подхлестывает, помогает. Можно, как предлагал Алексей Юрьевич Гридин, портреты очников давать на нашем сайте, публиковать их отзывы, пожелания. Именно на очных учениках можно проверять те или иные новшества, которые мы собираемся вводить в курс обучения.

Школа должна крутиться, действовать, стать нашей экспериментальной базой — и помочь нам в финансовом плане. Вроде все нормально у нас сейчас идет, но все-таки во многом стихийно. Да и я забываю поощрить наиболее интересных учителей. А мы с Максимом Андреевичем Меньшиковым должны это учитывать: кто проводит занятия хорошо — тому повысить зарплату. Об этом я уже как-то писал, но так ничего и не сделал.

А где давать рекламу про школу? Только на сайте — этого мало. Попробовать использовать окружные газеты — а я никак не могу поговорить на эту тему с Оганяном С.А., курирующим окружные газеты столицы. Все откладываю и откладываю, все мне некогда и некогда…

В целом понедельник прошел нормально. Беседовал с возможным претендентом на должность менеджера — студентом МАИ Андреем Валерьевичем Суриковым. Год назад он видел нас с Меньшиковым в магазине «Полярис». За год созрел до покупки лицензионного «СОЛО». Раньше работал сисадмином в небольшой фирме.

Вместе с Кириллом Андреевичем Зайцевым я поехал в общежитие для гастарбайтеров. Впечатление жуткое: двухэтажный барак, спят при свете, койки в два яруса, спертый воздух, одна кухня на сто человек, один туалет. Правда, снять койку здесь можно за 90 рублей в сутки. Поговорил с некоторыми обитателями общежития — они довольны.

Встретил там парня за компьютером. Он сам из Барнаула, поступил учиться в Академию информатизации. Случайно узнал об этом общежитии и легко там устроился. Жизнью доволен…

В очередной раз вместе с Кириллом Андреевичем проехал по местам установки щитов с нашей рекламой. Остался многим недоволен. Буду на эту тему говорить с Владимиром Петровичем Макаровым. Он поможет.

А сколько из намеченного не сделал?

Не написал статью о Джуне в один из еженедельников. Тяну уже третий месяц. Стыдно.

Вспомнил свою работу в «Московском комсомольце» в середине 1960-х годов. Я не понимал тогда, почему авторы тянут с подготовкой материалов. Помню, звоню Николаю Николаевичу Кладо — был такой критик и журналист, личность в некотором роде эпатажная. Он всегда на всех пленумах и съездах Союза кинематографистов выступал со скандальными заявлениями. Кинематограф знал отлично. Жизнь прожил бурную, сложную и в некотором роде трагичную. Так вот, когда бы я ни позвонил Николаю Николаевичу, всегда слышал в ответ: «Не успел написать, позвоните через неделю». Я всегда недоумевал: ну что же человек так ведет себя — ему предлагают написать рецензию, критическую статью, без ограничения темы, готовы публиковать в «МК» — а он все тянет и тянет. Теперь понимаю: Кладо писал тяжело, трудно, и поэтому всегда откладывал подготовку материала. А вот выступал легко, эмоционально, это дело любил, ввязывался в дискуссию с пол-оборота. Его многие кинематографисты называли возмутителем спокойствия.

В Москву приехал Тимур Александрович Исмагилов, наш композитор. Мы с ним встретились, подробно обсудили всю дальнейшую работу. Он же, знаю, будет опять все тянуть и тянуть.

Так и прошел день. Не успел сдать машину на диагностику. Последние дни езжу и слышу: что-то скрипит под передними крыльями. Что это — шаровые опоры, амортизаторы, колеса? Надо обязательно поехать и показаться. Техническое состояние машины для меня важно. От этого вся моя жизнь зависит. Постараюсь завтра сдать.

Суетный день получился.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

P. S. На сайте знакомств завязалась переписка с одной милой женщиной. Мама ее лечится в онкоцентре. Девушка попросила помочь связаться с руководством этого медучреждения. Я сразу вспомнил свой давний разговор с Николаем Николаевичем Блохиным, когда он только стал руководителем этого крупнейшего научно-исследовательского и медицинского центра.

Не звонил туда лет пятнадцать-двадцать — телефоны за это время, как выяснилось, все сменились. Но люди остались. Я позвонил трем врачам — и они меня вспомнили. А ведь мы не общались столько лет… Они с радостью согласились помочь моей новой приятельнице.

Как хорошо, когда тебя помнят и готовы помочь…

«Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других». Роза Люксембург

381

Комментарии

Комментариев еще нет

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: