Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гомосексуальность в истории Восточной Европы. Польша

Народы Восточной Европы прошли непростую историю, порой меняя язык, государственную принадлежность, религию, а с ними - культуру и самосознание. Небольшие раннехристианские государства, возникшие на восточных развалинах Римской империи, и племенные союзы на Севере Европы чаще всего не выдерживали соперничества с более сильными странами и становились частью огромных держав - будь то Священная Римская империя (современная Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния), или же Османской империи (страны Балканского полуострова, Болгария). Одни оставались в русле христианской цивилизации, другие переходили в ислам. Пожалуй, особняком стояла только Польша, которой удалось на протяжении столетий сохранять суверенитет и даже достигать серьезного влияния, хотя и она стала в начале XIX века частью Российской империи.
 

Король Польши Болеслав II Смелый (фрагмент) Конец XIX в. Гравюра Александра Лессера
Во второй половине XIX века некоторые народы Османской империи начали обретать независимость. После Первой мировой войны, на волне распада крупнейших империй - Османской, Германской, Российской и Австро-Венгрии - на карте Восточной Европы появилось множество новых государств. После Второй мировой войны многие из них попали в сферу влияния СССР и составили так называемый социалистический лагерь. В 1980-е - 1990-е годы Восточная Европа пережила еще один период трансформации, когда после череды бархатных революций исчезли социалистические режимы, некоторые страны распались, и карта приняла современный вид.

Понятно, что в этих государствах на протяжении веков жили и продолжают жить множество людей, которые любят не так, как все. Так какой же была судьба гомосексуалов и трансгендеров на протяжении непростой истории восточноевропейских народов, полной культурных потрясений?..

Уникальное место в истории гомосексуальности занимает Польша. Дело в том, что это единственное государство в западном мире, власти которого никогда так и не ввели наказания за однополые отношения.
 

Король Польши Владислав III Варненьчик (фрагмент). 1768-1771 гг. Худ. Марчелло Бачиарелли
Польское государство возникло еще в X веке. К XVI веку оно стало одним из ключевых в Европе, объединившись в 1569 году по условиям Люблинской унии в единое государство с Литвой - Речь Посполитую. Примеры однополых отношений в Польше можно найти в первые же века существования этого государства. Так, польский историк XV века Ян Длугош (Jan Dlugosz) обличал в "содомии" короля Болеслава II Смелого (1076-1079 гг.), а также сообщал, что в однополых связях состоял и король Владислав III Варненьчик (1438-1444), который провел два похода против турок и погиб в сражении при Варне в 1444 г. в возрасте 20 лет (отсюда и его прозвище). Историк утверждал, что король не оставлял своей страсти к мужчинам и во время пребывания в войске. По мнению Длугоша, причиной поражения Владислава было как раз именно то, что накануне битвы он переспал с мужчиной. Это единственный король-крестоносец, который не был канонизирован. К слову, сообщается, что Длугош полагал, что король "набрался" этого "греха" у жителей Руси, среди которых, по его словам, однополые отношения были очень распространены. Конечно же, гомосексуальность распространена в любом обществе примерно одинаково, однако на Руси, действительно, к геям издревле относились гораздо терпимее, чем во многих других странах, а сегодняшняя гомофобия - лишь плод последнего столетия.

Гомосексуальность в Европе была частым обвинением в адрес политических или религиозных оппонентов - так, католики обвиняли в "содомии" кальвинистов, а кальвинисты - католиков. Это был один из грехов, которым пытались дискредитировать противника. Однако на самом деле большинство религиозных деятелей высказывались о гомосексуальности с возмущением. Так, писатель-кальвинист и проповедник Павел Гиловский (Paweł Gilowski) с гневом писал о том, что некоторые землевладельцы вступают в интимные отношения со своими работниками. Вацлав Потоцкий (Wacław Potocki) с отвращением писал о том, что мужчины в имениях и усадьбах, не желая смотреть на "прекрасный пол", предпочитают молодых юношей, работающих на дворе1.

Кстати, не стоит забывать, что в 1573 году на короткое время правителем Польши стал Генрих Валуа, известный своей неоднозначной сексуальностью.

Трансгендерность также не встречала понимания. В 1561 году некий мужчина по имени Войцех (Wojciech) из города Познань был предан суду за то, что в течение десяти лет (!) одевался в женские наряды. В Кракове он познакомился с мужчиной по имени Себастьян Слодовник (Sebastian Słodownik), вступил с ним в фактический брак и прожил в нем вместе два года. Через какое-то время он уехал, а впоследствии вновь вернулся в Краков и вступил в брак с горожанином по имени Вавринец Влошек (Wawrzyniec Włoszek). Все эти годы окружающие считали его женщиной. В результате он был осужден, признан виновным и казнен.

Интересные сведения об отношении к гомосексуальности в польском обществе можно найти в книге Валериана Неканда Трепки (Walerian Nekand Trepka,) "Liber generationis plebeanorum" (Liber "chamorum",1624-1640). Это сборник сведений о различных представителях дворянства, порой вымышленных, а также всевозможных историй и даже сплетен. Так, по сообщению Валериана Трепки, некий мужчина по имени Петр Кшиштопорский (Piotr Krzysztoporski) имел со своим слугой сношения in posticum (говоря нашим языком, анальный секс) и наложил на него "заклинание Венеры".
 

Ежи Марцин Любомирский (фрагмент). Конец XVIII в. Неизв. худ.
Гомосексуальность и трансгендерность время от времени проявлялись и в среде высшего польского общества. Так, по словам мемуариста Марцина Матусевича (Marcin Matuszewicz), аристократ литовского происхождения Януш Александр Сангушко (Janusz Alexander Sanguszko) из города Дубно на западе современной Украины, предпочитал мужчин своей супруге, красавице Констанции Денхофф (Konstancja Denhoff), которая вернулась в родительский дом, так и не познав брачной жизни с ним. Сангушко был неравнодушен к возвышенным и утонченным юношам и осыпал их богатыми дарами. Одному из своих возлюбленных, по имени Кароль Шидловский (Karol Szydłowski), мужчина в итоге подарил принадлежавший ему город Козмин и семнадцать деревень. Несмотря на то, что гомосексуальные отношения принца вызывали гнев его отца, по словам историка и мемуариста Енджея Китовича (Jędrzej Kitowicz), почти все мужчины, которых любил Сангушко, прожили благополучную жизнь, удерживая благое положение в обществе даже после того, как расставались с ним. Исключением стал несчастный мужчина по имени Казимир Хилиньский (Kazimierz Chyliński), которого влиятельный отец принца отправил в Гданьск, где он провел 12 лет в заточении. Гомосексуальные отношения Сангушко вызвали такую ярость его отца, что в какой-то момент, после серьезных угроз, в ходе которых отец заставил сына передать ему имеющееся у него состояние, он стал вести более скрытый образ жизни, встречаясь с мужчинами тайно2.

Еще один аристократ, Ежи Марцин Любомирский (Jerzy Marcin Lubomirski), представитель известного клана магнатов, как сообщается, был неравнодушен к мужчинами и влюблен в одного казака. Кроме того, он, видимо, был склонен к трансгендерности и появлялся на людях в женском наряде - так, он предстал в образе женщины на одном из балов в Варшаве в 1782 году.
 

Нарциза Жмиховская. Рис. конца XIX в.
Порой встречаются и совсем необычные истории - например, в книге рассказывается о том, что гомосексуальность становилась объектом колдовских чар. В 1608 году колдунья Ленкова (Lenkowa) искупала в травяных настоях молодого человека по имени Станислав Скшипчак (Stanisław Skrzypczak), чтобы приворожить к нему его господина по имени Миколай Турковецкий (Mikołaj Turkowiecki). Однако после того, как семейная жизнь Миколая с женой разладилась и резко обострились отношения с тещей, он попросил колдунью вновь снять чары, чтобы больше не испытывать страсти к юноше3.

Любопытно, что при всем при этом, польское государство так и не ввело наказание за гомосексуальность. Впервые на территории страны однополые отношения стали наказуемыми лишь тогда, когда Польша уже находилась в составе Российской империи, где в 1832 г. однополые отношения стали преступлением (хотя эта норма не соблюдалась).
 
Светлой памяти Сергея Мозжегорова (28.07.1988 - 22.10.2013) - молодого интеллектуала, гей-активиста и замечательного человека, который как ученый и гражданин боролся за равноправие ЛГБТ всю свою жизнь, трагически оборвавшуюся в октябре 2013 года. Андрей Кожевников, Equal-Gay.Com.
Сведения о лесбиянках очень скудны, да это и понятно - лесбиянок в целом меньше, чем геев, к тому же сексуальность женщин, которые имели низкое положение в средневековом обществе, мало кого интересовала. Однако в более позднее время уже появляются некоторые имена. Так, одной из известных лесбиянок считается известная писательница и феминистка Габриэлла Нарциза Жмиховская (Narcyza Żmichowska, 1819-1876), у которой были отношения с женщиной по имени Паулина Збышевская (Paulina Zbyszewska). Свои лесбийские переживания Жмиховская в завуалированной форме выразила в романе "Язычницы" (1846 год), а также в книге стихов "Белая роза" (1851 год), где можно найти признание в любви к женщине.
 
 
__________________________

1 Piotr Oszko. Why I Do Not Want to Write about Old-Polish Male-Gedders: A Contribution to the "Archeology" of Gay Studies in Poland
2 Там же
3 Małgorzata Pilaszek, Procesy o czary w Polsce w wiekach XVI-X V III, Universitas, Cracow, 2008, 411
 
Андрей Кожевников
Опубликовано на Gay.Ru в августе 2015 года
306

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: