Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Халява победила? Как бесплатные трансляции бьют по нашему футболу

Попытка поднять посещаемость сайта «Матч ТВ» за счёт бесплатных трансляций лишает холдинг миллионов доходов и бьёт по футбольному рынку

Российское футбольное телевидение погналось за популярностью и потеряло доход и болельщиков на стадионах

Филипп Конюхов, редактор 1001.ru

Всем известно, что футбол в России не просто не окупается, но и убыточен настолько, что вкладывать в него деньги могут либо фанаты игры, либо госкомпании и региональные власти, для которых это элемент соцнагрузки. Слабейшая сторона российского футбольного бизнеса – это собственные доходы. Из чего складываются многомиллионные бюджеты европейских клубов? Три основные статьи: доходы от болельщиков (абонементы, билеты, атрибутика), спонсорские и призовые поступления, а также телеправа. Российские клубы конкурентоспособны только во втором источнике поступлений, да и то лишь при условии получения еврокубковых призовых (особенно здесь преуспел ЦСКА – завсегдатай Лиги чемпионов) и наличия обеспеченного владельца, который инвестирует средства в клуб в том числе в форме спонсорских поступлений. Не случайно у большинства команд титульный партнёр – это либо компания-владелец, либо её «дочка», что не слишком устраивает УЕФА с её принципом финансового фэйр-плей.

Итак, с доходами от болельщиков и реализации телеправ (а вещи это взаимосвязанные, так как одинаково зависят от покупательской способности людей) у нас беда. У подавляющего большинства клубов они не покрывают и 25% бюджета. В то время как у среднестатистического европейского клуба в сумме дают больше 50%. И счёт там, конечно, идёт не на миллионы, а на десятки и сотни миллионов евро.

С падением курса рубля ситуация только усугубилась. Год назад «НТВ Плюс» и РФПЛ подписали контракт, значительно «похудевший» в долларовом эквиваленте относительно предыдущего. Оно и понятно – телекомпания получает доходы в рублях – что от подписчиков, что от рекламодателей. Но клубам от этого не легче, они-то на трансферы, зарплаты и сборы тратятся преимущественно в валюте.

В общем, скромные 1,98 млрд рублей за сезон на всех, да ещё с вычетом немалой доли за производство трансляций – это не больше € 28 млн, то есть примерно в три раза меньше, чем получает за год один (!) клуб из чемпионатов Англии, Испании, Италии или Германии. Как в такой ситуации тягаться на равных? Единственный способ вывести экономику нашего футбола хотя бы на нужный курс, и с этим вроде бы соглашались все, – это сделать его ориентированным на болельщика и повысить таким образом собственные доходы клубов. Когда фанаты покупают шарф не на рынке, а в клубном магазине, смотрят матчи не по «сопке», а на стадионе или на официальном канале лиги (уже много лет это «Наш футбол»), они не только помогают своей команде, но и повышают значимость своего мнения.

Казалось, создание «Матч ТВ» должно было пойти нашему футболу на пользу. Стабильные эфиры федерального ТВ – это и привлечение новых болельщиков, и повышение рекламных доходов вещателя, а значит и его платёжеспособности в переговорах с лигой. Чем больше зарабатывает телекомпания на трансляциях, тем охотнее она заплатит больше за следующий договор с РФПЛ. Тем больше заработают и клубы – что и требуется.

Однако через год существования «Матч ТВ» решил пойти другим путём, который, с одной стороны, поощряет любителей халявы, а с другой – бьёт по и без того хрупкому российскому футбольному бизнесу. Если последние 10 лет все, от главы РФС до скромных маркетологов клубов, утверждали, что нужно воспитывать и выращивать поколение болельщиков, готовых ходить на стадион и платить пусть небольшие, но всё-таки деньги за трансляции матчей своей команды, тем самым поддерживая её, то теперь мы двинулись в обратную сторону.

Количество трансляций чемпионата России на «Матч ТВ» и других общедоступных каналов холдинга приближается к количеству трансляций на профильном «Нашем футболе». Поскольку большинство его подписчиков – это болельщики 6-8 ведущих клубов, которых теперь постоянно показывают по федеральному каналу, у них возникает резонный вопрос: а зачем платить за подписку, если «Матч ТВ» всё показывает даром? Зачем идти на стадион, в том числе новый, если можно посмотреть игру на диване, не заплатив ни копейки, которая в конечном счёте упала бы в копилку клуба, за который болеешь? Всё, что не показывают в ТВ-эфире, теперь можно бесплатно посмотреть в Интернете. Раньше эти трансляции тоже стоили пусть небольших, но денег. Теперь «Газпром-Медиа» недополучит порядка 80% от тех 120-130 млн рублей, которые, по оценкам экспертов, приносили платные интернет-трансляции.

Кстати, по соглашению между РФПЛ и «НТВ Плюс», если доходы вещателя превысят определённый минимум, «избыток» будет делиться с лигой, причём в соотношении 60-40 в пользу последней. Потенциально это, опять же, какой-никакой, а рост доходности клубов. И если не начинать с малого, то они так и будут зависеть от настроения губернатора или олигарха. Сегодня деньги дают, завтра – нет. Сколько уже было таких историй в нашем футболе, сколько клубов лопнуло подобно мыльным пузырям… И такими вот бесплатными подношениями болельщикам, бьющими по бизнесу, фанатам делают только хуже: их вклад в бюджет, а следовательно и влиятельность мнения будут только падать.

Не один год РФПЛ и её дочерняя компания «Лига ТВ» потратили на развитие и продвижение проекта «Наш футбол». Телеканал появился во всех возможных телесетях, стал доступен с мобильных устройств, обзавёлся собственным приложением. На его продвижение были потрачены немалые деньги. И всё ради того, чтобы сейчас он фактически стал бессмысленным в условиях трансляции всех значимых матчей тура «Матчем».

Кроме потерь РФПЛ медленно, но верно будут падать и доходы самого «НТВ Плюс». Помимо российского чемпионата в свободном доступе теперь можно найти трансляции и европейских лиг, и еврокубков, доступные раньше либо за отдельную плату на сайте, либо по подписке на спортивный пакет спутникового ТВ. Здесь объём доходов был, по разным оценкам, 500-600 млн рублей, а общее количество абонентов спортивных каналов перевалило за 150 тысяч. Какой опять же резон им платить за пакет, когда сам «Матч ТВ» бесплатно показывает эти же трансляции в Интернете?

По информации источников, близких к руководству холдинга, такие действия связаны с тем, что акционеры поставили цель сделать сайт канала самым популярным в российском Интернете, ограничив распространение легального контента только своими сайтами. Однако эти действия почти не повлияли на позиции «Матч ТВ» в рейтингах, который продолжает уступать даже сервису пиратских трансляций LiveTV и соревнуется с сайтом телеканала «Евроспорт» и газеты «Советский спорт» за пятую позицию, согласно рейтингу Liveinternet. При этом уже сейчас, по оценкам экспертов, благодаря этой стратегии «Матч ТВ» не досчитается около 300-400 млн рублей выручки за 2016-2017 годы.

Есть ли в этом хоть какой-то резон, кроме попытки установить монополию «Матч ТВ» на рынке и привлечь максимум людей на популярную вывеску бесплатного сыра? С точки зрения футбольного бизнеса, популяризации игры, положения клубов и их болельщиков логики тут точно не просматривается. А главное – халява, оборачивающаяся прямым убытком, имеет свойство быстро заканчиваться. Потеряв в доходах, телекомпания вряд ли сможет в будущем легко позволить себе покупку дорогостоящих телеправ на европейские чемпионаты. И как бы не вышло так, что вместе с бесплатными трансляциями мы лишимся вообще всех. Как это случилось сейчас с чемпионатом Испании, который в России теперь недоступен к просмотру ни за какие деньги.

Михаил Георгиев

Источник

420


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95