Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как писать сценарии. Вступление

О ступоре и вдохновении
 

Раз уж назвался я сценаристом, мне было предложено немного поделиться «секретами мастерства».

Особенных секретов нет, да и не хочу я выступать в роли эдакого «гуру». Просто расскажу о небольших наблюдениях, о своем, часто субъективном опыте.

Предупреждаю, что не буду рассказывать ни о сценарной разметке, ни и о построении сюжета, ни о создании персонажей, ни о других базовых вещах. Об них, может, поговорим позже,  здесь же своеобразные заметки на полях.

С одной стороны, кажется, что секреты эти подходят к любому виду «письменного творчества», в особенности, касаясь вопросов самодисциплины.

С другой стороны, сценарное дело – дело очень специфическое, а заядлым литераторам, коль скоро они хотят освоить эту область, придётся пережить серьёзную ломку и всевозможные метаморфозы.

Сначала, что касается схожести. Самодисциплина. Здесь наиболее важна, на мой взгляд, скорость письма. Именно скорость, прыткость, упругость, регулярность. В детстве я, как-то начитавшись Кинга, вздумал писать по не менее четырех тысяч слов в день. Всё это было, конечно, бессмысленной графоманией… Но настолько ли бессмысленной? Я научился, не раздумывая, бросаться в бой. Мне понравилось быть графоманом. Количество, думается, переросло в качество. Я стал чувствовать слово, мне так кажется. Конечно, потом последовало и какое-никакое литературное образование, вкупе с творческими семинарами в литературном институте, что охладило мою уверенность в себе, но всё же… Из всех своих бывших сокурсников не вспомню ни одного «маньяка письма». Были хорошо пишущие, да, но практически для каждого написать более пятидесяти страниц считалось чем-то сверхнеобыкновенным, обычно студенты лениво писали свои рассказы на протяжении года и больше. Такая медлительность, запомните, не признак мастерства. Может быть, некоторые писатели и могут себе такое позволить, ссылаясь на кропотливую работу со словом, поиск материала и свежего опыта и т.д. и т.п. (хотя для меня это тоже звучит неубедительно), но сценаристам нужно работать гораздо быстрее. Нужно уметь в общих чертах набрасывать не менее десяти страниц сценарного формата, с легкостью, не задумываясь. За пару дней – несколько вариантов одного и того же сценария.

В качестве шутки. Фото из личного архива... Изображаем поочередно - писателя-трагика и писателя-юмориста

Я видел среди сценаристов разных людей. Некоторые вступали в эту сферу с уже каким-то наработанным литературным бэкграундом, некоторые начинали с нуля. Литераторы, как правило, пишут с трудом, не понимают и не принимают то очевидное обстоятельство, что сценарий – технический документ, сырой материал, из которого только может получиться будущее произведение искусства. А может и не получиться. Литераторы с трудом переучиваются. Ведь я сам такой. Ещё им сложнее представить сценарий в виде схемы, разложить всё по полочкам, рассортировать, систематизировать и при необходимости регулярно удалять, обновлять все неудачные эпизоды.

Однако сценаристы, начинающие с нуля, тоже не бывают без проблем. Самая распространённая проблема как раз и касается скорости письма, скорости придумывания сюжетов, образов, ситуаций. Вторая, самая серьёзная проблема, людям, не прошедшим через огонь, воду и медные трубы литературы, элементарно сложнее обходиться без штампов. Они пишут неизящно, безвкусно, грубо, наивно радуясь каждому заново изобретённому велосипеду и будто всё время находятся вне культурного поля, кода (как ни назови!). Если такой человек ещё и мало читает, то это и вовсе катастрофа.

Диалоги. Если начинающим сценаристам из племени бывших литераторов диалоги более-менее даются, то выходят они подчас слишком тяжеловесными, длинными, нудными и «не как в жизни». Но у «велосипедо-изобретателей» всё ещё хуже, они нарочито реалистичны, обрывочны, жаргонны, а это, в свою очередь делает произведение совершенно нелицеприятным. Нужно уметь балансировать. Не устремляясь к абсолютному жизнеподобию, стараться писать легко, просто и со вкусом.

Я сказал о культурном коде… И логично было б предположить, что я продолжу советами читать побольше книг, например. Что чукча, который писатель, но не читатель, выглядит смешно и невыразительно. Не думаю, что это правило всегда работает. Читать обязательно нужно, всем советую. Но это не значит, что перечитав всё, что есть на Вашей книжной полке по нескольку раз, Вы тут же научитесь писать сценарии. Это не значит, что у Вас не будет ступора уже на первой странице, перед белым листом.

Итак. Подбираюсь к самому трепетному, тяжелому вопросу. Творческий ступор. В особенности, тот, что возникает прямо перед работой. Пауза, которая может длиться часами, днями, неделями – ничего не делая, Вы будете думать, что работа, пускай мыслительная, пускай это планирование и обдумывание мелочей идёт своим чередом, но это будет обман. Из ступора нужно вылезать как можно быстрее, старайтесь беречь себя от любой «мыслительной предпоготовки», либо уменьшайте её до минимума – например, по пятнадцать минут спокойных размышлений перед каждым этапом своей сценарной работы.

По личному опыту: подобное хорошо развеивается с помощью приятной прогулки, физических упражнений, опять же долгого вдумчивого чтения. Другие люди, честно признаться – иногда в этом мешают. Музыка – как когда. И смотря какая. Но хуже всего телевизор, интернет, компьютерные игры. На постоянную эффективную работу настраивают также регулярные попытки эту работу сделать. Если даже ничего не получается, ничего не придумывается и не пишется, но Вы всё равно упорно, каждый день выделяете себе определённое время для того чтобы попытаться и хотя бы пару строк, неважно каких, написать, со временем плотина прорвётся.  И если при этом стараться дополнять эту регулярную работу позитивными факторами (прогулки, чтение, etc.), сводя до минимума факторы негативные (интернет, игры) – то скоро в Вас заговорит то самое вдохновение.

Как видите, я только сейчас заговорил о «вдохновении». Для меня это почти абстрактное слово, я в него не верю. Только работа. Только процесс. Без правильной внутренней настройки никакого вдохновения не будет и ждать его нет никакого смысла. Даже если Вам покажется, что что-то такое промелькнуло, вот, сейчас, нужно записать, не упустить, скорее всего Вы ошиблись. И записана будет какая-нибудь ерунда. Печально, но почти всегда и со всеми происходит именно так. Только работа. Только процесс. 

Похожие материалы:

Что мы ждем от кино?

Нужен ли реализм в кино?

Как писать сценарии... Новый пм!

Логлайн или нечто большее

 

992


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95