Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Карьера с пеленок

О новомодных инструментах воспитания

Ментальная карта развития ребенка напоминает схему-паутину московского метрополитена: тонкие линии разбегаются от центра, где написано: "Катя, 5 лет". На листе А4 расписано то, что Кате нужно освоить и сделать в ближайшее время: пойти на курсы мнемотехники (методика быстрого запоминания), развивать навыки общения и так далее — всего порядка трех десятков пунктов-остановок. Иногда такая схема расписывает жизнь ребенка на несколько лет. Тогда она дополняется отдельными раскладками по годам, а иногда и по месяцам — все для того, чтобы приближаться к цели поступательно, день за днем.

— Ментальные карты — это метод структурирования информации в виде особой системы изображений,— рассказывает "Огоньку" автор одной такой карты, соведущая тренинга "Дар времени" Анна Луначарская.— Они показывают главные идеи, второстепенные и ассоциативные связи между ними. Сейчас подобные инструменты стали использоваться родителями для воспитания детей, это отличный способ удержать в голове все, что ты хочешь дать своему ребенку.

Метальные карты — действительно лишь один инструмент из целой россыпи приемов и методов современного воспитания. Их можно составить, конечно, и самим, но лучше во время тренинга (который стоит около 5 тысяч рублей) с профессионалом. Детский интеллектуальный бизнес растет даже в кризис. Тренинги и лекции для успешных родителей, курсы развития интеллекта для детей, ментальная математика, билингвальные (то есть двуязычные) детские сады, скорочтение, города профессий для детей, нейропсихология и профориентация для новорожденных — всего не перечислишь. Чтобы освоить все доступные сегодня возможности, не хватит жизни ни одного ребенка.

Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что все-таки есть один ресурс, который по-прежнему недоступен подавляющей массе современных детей. Этот ресурс — их собственные родители.

Сказка о нехватке времени

Семейные ценности россиян совпадают с установкой государства: учись, покоряй мир, строй карьеру

Тридцать минут в день в среднем проводят российские отцы со своими детьми. А матери — примерно два с половиной часа. Эти скупые цифры, представленные Росстатом в исследовании "Бюджет времени россиян", вносят свою долю скепсиса в размышление о современных трендах воспитания. Потому что большую часть времени среднестатистического ребенка воспитывает смартфон, школа, няня, репетиторы, тренеры в спортивных секциях и ведущие кружков. Новая тенденция — бабушки сегодня практически не участвуют в воспитании детей. Во-первых, они работают, во-вторых, нынешним родителям проще нанять няню и объяснить, что от нее требуется, чем договариваться с бабушкой, у которой свои взгляды на воспитание.

— Современное воспитание на самом деле очень специфично и многогранно, поэтому всегда сложно говорить о каком-то едином тренде,— говорит Оксана Кучмаева, профессор НИУ ВШЭ, специалист по статистическим исследованиям семьи.— Для этого все родители должны придерживаться схожего набора жизненных установок, а мы ничего подобного не наблюдаем.

Последний единый тренд в воспитании (да и то с большой натяжкой) в России существовал до революции, когда подавляющая часть населения была православной и выстраивала отношения в семье на патриархальных началах.

— Стратегии воспитания не возникают из личных предпочтений родителей, они всегда результат отношений семьи, государства и общества в целом,— рассказывает профессор Кучмаева.— Например, современное общество предъявляет очень высокие требования к личности как таковой, требуя достигать профессионализма во всем. Посмотрите: мы хотим, чтобы мужчина был одновременно и добытчиком, и нежным любящим мужем, и заботливым отцом, и отменным любовником. Поэтому и родительство сегодня в ходу профессиональное — ты обязан выложиться по полной, чтобы сделать ребенка успешным. В понимании сегодняшних родителей это означает — счастливым. Невозможность все это исполнить создает постоянный комплекс вины: проводя опросы, мы часто слышим, как родители сетуют на то, что у них не получается проводить много времени с детьми.

Но и это тоже уловка. Когда специалисты ВШЭ вместе с ВЦИОМом провели опрос среди мужчин, которые лишились работы или получили возможность работать по гибкому графику, оказалось, что они проводят с детьми все те же 30 минут. То есть родители хотят участвовать в жизни детей, но так, чтобы самим при этом не сильно включаться.

И стар, и млад

Справка

Сейчас в России живут представители шести поколений

Поколение GI 1900-1923

Молчаливое поколение 1924-1943

Беби-бумеры 1944-1963

Поколение Х 1964-1984

Поколение Y, или Миллениум 1985-2003

Поколение Z 2004-

Лабиринт Минотавра

Вообще, социологи отмечают, что говорить с нашим человеком о воспитании — задача не из легких. Во-первых, родители, особенно в глубинке, не очень рефлексируют на эту тему и не готовы формулировать свои цели воспитания. Во-вторых, в общении с социологами россияне склонны приукрашивать действительность, опасаясь, как бы им собственная откровенность не вышла боком. Так что многообразный и запутанный внутренний мир россиян в опросах отразить довольно трудно. Так, например, когда социологи спрашивают о главной ценности соотечественников, на первое место неизменно попадает семья и дети, а вот карьера, согласно июньскому исследованию ВЦИОМа, оказалась в рейтинге значимости россиян на последнем месте. При этом реально по количеству разводов мы неизменно лидируем по сравнению с другими странами. И воспитываем, как оказалось, в первую очередь карьеристов.

— Когда мы спрашиваем о том, какие качества вы воспитываете в ребенке, почти половина опрошенных (почти 49 процентов) в первых строчках называют трудолюбие, ответственность и способность налаживать связи с другими людьми,— рассказывает Оксана Кучмаева.— Когда начинаешь узнавать подробности, то оказывается, что, по большому счету, родители готовы вкладываться в образование, будущую карьеру и профессиональный успех своих детей. И именно в этой сфере они готовы становиться профессионалами. А вот делать специальные усилия, чтобы налаживать близкие отношения с детьми, стараться передать им какие-то личные взгляды на жизнь, духовный опыт, ценность семьи как таковой, это взрослым оказывается не очень важно.

Тридцать минут в день в среднем проводят российские отцы со своими детьми. А матери — примерно два с половиной часа

Во многом исследователи связывают такое поведение с советским прошлым. Начиная непосредственно с 1917 года государство жестко противопоставляло себя и семью, которая могла прямо влиять на личное поведение человека. Государственная машина целенаправленно разрушала семейные связи, пропагандируя "свободу женщины от кухни", отдавая детей после рождения в ясли, создавая фабрики-кухни, чтобы семья не собиралась за одним столом, и так далее. Все потому, что человек, чувствующий заботу и защиту семьи, всегда более свободен в принятии решений. В более поздний период семья, как правило, рассматривалась утилитарно — как ячейка, воспроизводящая рабочую силу. Сегодня, по мнению специалистов, у государства выраженного отношения к семье как таковой нет. Потому что, несмотря на лозунги, семьи реальной поддержки не ощущают. Более того, государству выгодно иметь дело с профессиональным работником, который сам заботится о своем здоровье, высокоэффективно трудится и по возможности как можно дольше не заводит семью. А родители, как оказывается, именно к этому и готовят детей.

— Конечно, в целом такой тип воспитания деформирует личность,— говорит Оксана Кучмаева.— Мы социальные существа, которым важна душевная близость и ощущение тыла, а его дает только семья. В итоге современное общество получает рост депрессий, распространенность алкоголизма и девиантного поведения.

Так что совет специалистов — развернуть свой профессионализм в сторону личных и духовных отношений с детьми. Возможно, для этого тоже можно нарисовать отдельную схему.

Контекст

Раньше из дополнительных средств развития детей у родителей под рукой была бабушка, Дворец пионеров и районная библиотека. Возможности современного ребенка просто зашкаливают

Нейропсихология

Изучает связь между особенностями формирования мозга и поведением ребенка, в том числе способностью к обучению. Первоначально предполагала работу с детьми, отстающими в развитии. Теперь воспринимается как помощь любому родителю. Включает курс упражнений, направленных на формирование дополнительных связей между полушариями мозга, а также отдельные курсы для детей с проблемами в школе. Цена: 10-дневный курс от 20 тысяч рублей

Профориентация

Набор психологических методов, который включает "экспресс-диагностику типа личности", "изучение особенностей структуры интеллекта" и "определение профессиональных склонностей". За 3-5 дней ребенок проходит серию тренингов, участвует в различных анкетированиях и беседах с психологом. На выходе получает заключение о том, какие стороны в нем развиты лучше и какие профессии ему подойдут. Цена: зависит от набора параметров, интересующих родителей, от 10 тысяч до 50 тысяч рублей.

Тайм-менеджмент для детей

Тренинг, который учит школьников грамотно распоряжаться своим временем. Обычно на него записывают подростков, которые "тонут" в огромном количестве школьных уроков и дополнительных занятий. Обучают основным взрослым инструментам планирования и распределения времени, учат расставлять приоритеты в жизни. Цена: от 5 тысяч рублей.

Города детей

Огромная мировая индустрия городов профессий для детей, где в игровых формах можно примерить на себя десятки будущих "работ": от пожарного и дизайнера до... заключенного в тюрьме. Считается, что это поможет ребенку определиться с выбором своего пути. Внешне выглядит как маленький город с улицами внутри какого-нибудь торгового центра. Цена: от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей за однократное посещение.

Мнемоника

Набор методов, позволяющий запомнить большой объем информации. Считается, что современному ребенку без подобных техник тренировки памяти никак не обойтись. Есть отдельные курсы ментальной арифметики, где учат быстро производить подсчеты в уме. Есть курсы скорочтения и умственной грамматики. Цена: одно занятие — от 1,5 тысячи рублей, курс на месяц — примерно 12 тысяч.

Тренинги личностного роста

Считается, что больше подходят для подростков, которым сложно наладить контакт с внешним миром. Но сегодня можно найти подобные предложения для детей от 5 лет. Как правило, это выездные мероприятия на два-три дня, где детей учат строить отношения с другими людьми, поддерживать беседу, говорить комплименты и так далее. Цена: от 7 тысяч рублей.

Елена Кудрявцева

Источник

410


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95