Компульсивность

И ее генетические корни

Ожирение может быть вызвано генетическими причинами — это известно. Но для того, чтобы гены реализовали себя по полной программе, питание должно быть достаточным. Оказывается, с точки зрения генетики непоборимое желание есть, курить и употреблять наркотики – это одно и то же.

Редакция сайта 1001

Расстройства приема пищи – булимия (компульсивный прием больших количеств пищи) и анорексия, а также хроническое стабильное переедание, в силу своей распространенности давно уже служат почвой для крупных исследований, в том числе, и исследований наследственности этих отклонений от нормы. В период с 2003—2004 годов по настоящее время публикуется по 2—3 статьи с результатами исследований наследственной предрасположенности к перееданию только в англоязычных ведущих медицинских изданиях.

О том, что по наследству передаются не только особенности конституции и обмена веществ, но и характер приема пищи, говорят результаты исследований особенностей питания детей родителей с повышенным весом и детей родителей с нормальным весом. Дети полных родителей обычно предпочитают жирную пищу, не любят овощи, и чаще склонны к перееданию.

В качестве доказательств причастности генетики, а не воспитания, приводится много фактов. В частности, исследования близнецов показывают, что у однояйцевых близнецов, воспитывающихся в одной семье, в одних условиях, больше сходства в гастрономических предпочтениях, чем у разнояйцевых близнецов, также воспитывающихся в одной семье, посещающих одно и то же учебное заведение.

За указанный период ученые обнаружили шесть новых генов, которые связаны с ожирением. По оценкам британских медиков, носители всех шести генов, в среднем, весят на пять фунтов, т.е., около 2 кг, больше нормы. То есть, не обязательно гены должны привести к ожирению. Однако связь с этими генами и ожирением все равно выраженная, т.е. вероятность ожирения при наличии данных генотипов повышается в разы по сравнению с тем, как если бы этих генов не было. Наука оценивает количество людей с комбинацией шести генов в 40—70 процентов от всего населения земного шара, страдающих излишним весом.

Далеко не все из этих шести генов действительно влияют на обмен веществ. Можно выделить как минимум три гена, которые обуславливают ожирение в результате склонности к перееданию, вызванной именно этими генами. Это гены GAD2, TaqIA A1, FTO.

В 2003 году было обнаружено, что роль стимуляции аппетита играет ген, известный как GAD2. Он ускоряет выработку в мозгу ГАМК (Гамма-аминомасляная кислота), химическая реакция которой с нейропептидом Y стимулирует аппетит. У людей с более активной из двух форм гена GAD2 ГАМК выделяется в больших количествах, соответственно, и склонность к перееданию у них больше. При этом вторая форма наоборот защищает от ожирения.

Также установлено, что по наследству передается низкий уровень допамина, гормона, который вызывает чувство удовольствия и насыщения. При низком уровне этого гормона наблюдается замедленное принятие решений, нарушения двигательной активности и сердечнососудистой системы, при этом эти отклонения дополняются перееданием. Также переедание может быть связано с малым количеством рецепторов допамина D2, что вызвано аллелем Taq1A1, при этом данное генетическое отклонение, по оценкам ученых, имеет половина населения развитых стран, таких, как США. Также с этими рецепторами связана наркотическая зависимость. Исследования мозга показывают, что испытуемые, молодые женщины, склонные к полноте, после того, как выпьют чашку шоколадного молочного коктейля, испытывают меньшую реакцию на удовольствие в мозгу, чем те, у кого нет излишнего веса. Эта реакция как раз обусловлена допамином. Год спустя те же участницы исследования, которые показали сниженную реакцию мозга на прием пищи, показали и значительно больший набранный вес.

Американцы испытывали свою теорию на людях, как Павлов на собаках. Чтобы заработать вознаграждение в виде пищи, каждый испытуемый должен был нажать на кнопку мыши на компьютере 20 раз, чтобы получить больше пищи – 40 раз, либо выбрать вместо пищи отдых с чтением газеты. Люди с геном Taq1A1 нажимали на кнопку гораздо активнее остальных. В сочетании с мотивацией получить пищу, генотип вынуждает людей есть все больше и больше. Но при этом сама по себе высокая мотивация к еде не обязательно связана с данным генотипом, хотя носители генотипа в ходе эксперимента ели все равно больше, чем люди с высокой мотивацией к еде, но без гена Taq1A1. Таким образом, допамин может быть объектом для медикаментозной терапии снижения веса.

При этом, переедание имеет и обратную связь с генами: оно, даже не будучи генетически обусловленным, может нарушить генетическую структуру человека, добавляя в картину наследственности потомков, кроме ожирения, еще и диабет и сердечнососудистые патологии. При этом речь идет об изменении именно групп генов, а не единичных генов. Количества этих генов, по оценкам ученых, составляют сотни, и эти гены у подопытных мышей изменялись в результате высокожирной диеты. Результаты исследований на мышах подтвердились и при анализе историй болезни пациентов, подверженных перееданию. В свою очередь, предрасположенность к перееданию вызывается также наличием в родословной диабетиков. Пациенты с излишним весом и предками, имевшими диабет 2-го типа, набирают вес значительно быстрее, чем люди, не имеющие такого генотипа.

Установлено, что переедание и ожирение поражают гены, ответственные за макрофаги. В нормальном состоянии выработка макрофагов защищает организм от инфекций и других негативных для него факторов. В случае генетических нарушений, вызванных перееданием, их выработка ослабляется. Возникает также генетическая предрасположенность к так называемому метаболическому синдрому, который включает в себя высокий уровень сахара в крови, высокое давление и закупорку артерий.

Также склонность к перееданию связана с геном, получившим название FTO. Ранее исследования показывали связь этого гена с повышенной массой тела. Однако более поздние исследования показали, что у детей этот ген в не меньшей степени связан с перееданием: дети, относящиеся к группе риска, будучи сытыми, не отказывались от тарелки с печеньем. Генетическая связь между геном FTO и интересу детей к физическим упражнениям, впрочем, не обнаружена, поэтому можно считать, что генетическая склонность к перееданию еще не означает приговор на всю жизнь.

Польза от таких исследований в том, что, учитывая широкую распространенность ожирения и вред, наносимый им человечеству, целесообразно выявлять потенциальных кандидатов на ожирение и булимию еще на внутриутробной стадии. То, что многое зависит от условий жизни человека, подтверждается тем, что количество людей, действительно страдающих излишним весом, среди людей с генами обжорства, составляет далеко не 100%. Соответственно, все больше и больше вырисовывается генетическая связь между склонностью к перееданию и склонностью к алкоголизму и наркомании, поскольку данные зависимости также вызваны недостаточностью насыщения за счет допаминового механизма. Так что, вполне возможно, что ученые придут к выводу, что еда также является наркотиком, и что у родителей с излишним весом дети могут стать наркоманами, либо наоборот. По крайней мере, предположить такую связь на логическом уровне возможно.

Роман Мамчиц