Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лучшие фильмы в моей жизни

Тезисно о главном

Целый год и немного больше я писал для Вас кино-рецензии. Что-то о новинках кино, что-то о хорошо забытой, или крепко въевшейся в сердца миллионов классике. Либо просто рассуждения вокруг да около кино.

Но, боюсь, количество описанных, отрецензированных фильмов всерьез превышает количество фильмов, которые действительно как-то направляют, вдохновляют меня, да и вообще что-то со мной делают. А ведь об этом нужно говорить в первую очередь. Но об этом и невозможно писать каждый день.

Поэтому сегодня я решил резюмировать некоторые свои суждения и признаться в настоящей любви к тому немногому, что я по-настоящему любви – ну, и ещё раз, но более точно объяснить, почему.

И я составил целый список… и он, как всегда оказался слишком большой, с десятком наименований. И я подумал – нет. Нужно безжалостно кромсать. И оставить только самые, самые въевшиеся, самые перевернувшие, самые уничтожившие и тут воссоздавшие на месте нового Марка Игоревича. Поэтому список сжал, пускай это будут четыре фильма. Как четыре ножки у стула.

Мой рейтинг…

Это будут… в хронологически-влюбленно-порядке –

«Отель миллион долларов» Вима Вендерса, который я впервые увидел лет в семнадцать.

«Сны Аризоны» Эмира Кустурицы – восемнадцать.

«Малхолланд драйв» Дэвида Линча – в двадцать пять.

И «Малыш Кенкен» Брюно Дюмона. Это недавно. В этом году. Двадцать восемь.

Что было в «Отеле»?

Этот фильм, по-моему, и вовсе обходят стороной. Вендерса любят за «Париж ,Техас», за «Небо над Берлином» и будто «Отель» кажется зрителям ненужным, слишком «американским» экспериментом с неясным посылом. Но меня он захватил. Начиная с бегущей камеры в самом начале и продолжая всем остальным. Отель, о котором речь – это практически сумасшедший дом, обитель романтических безумцев и калек, - но Вендерс не видит в них инвалиндности и не демонстрирует ее, он видит лишь безумие – возвышенное и прекрасное. Сама же атмосфера – обитатели этого отеля и его стены, асфальт, улицы вокруг него, маленький книжный магазин… крыши – всё это долгое время попросту снилось мне, будто и я обитатель этого чудесного дома. И это были прекрасные наполненные сны.

Потом снова «Сны…», «Сны Аризоны» -

тоже образно, тоже проникновенно, тоже весело. И тоже непонятно. Самый непопулярный фильм в фильмографии Кустурицы. Постоянно этому удивляюсь. Неужели настолько мои вкусы не совпадают ни с чьими другими вкусами? Думаю, что даже на примере двух этих фильмов можно проследить эдакую тягу меня к эскапизму, абстрагированию, экзальтации. Возможно. Хорошие фильмы – когда хочется зажмурить глаза и переместить себя в их пространство. Добавим к «Аризоне» еще и прекрасную сюжетную составляющую, потрясающе-харизматичных героев. О чем? Сага о взрослении. Об иллюзиях, сталкивающихся с реальностью – которая оказывается… тоже иллюзией, только неприятной, глупой и даже вредной. Об ответственности перед собой и перед всеми. И музыка. Брегович, Игги Поп – лучшее, что можно себе представить.

Затем «Малхолланд драйв».

Загадочный. Пленительный. Тревожный (состояние тревоги совершенно типично для всех, кто смотрит этот фильм). И опять же тема: иллюзия и реальность. Только здесь перевернуто всё вверх дном, и мы до самого конца будем путать, где же она, эта явь. Линч один из лучших художников «сна». Причем он создает из него целую концепцию. Логика сна уводит нас всё дальше от привычных вещей  и мы взаправду, не в фильме, а уже после него, начинаем понимать насколько привычность эта зыбка. Фильмы Линча – это просто какое-то мистическое очищение, удар палкой по голове, хлопок одной ладонью. А теперь добавляем сюда музыку Анджело Бадаламенти, дуэт Наоми Уоттс и Лауры Хэрринг (самая известная «постельная сцена» в кино) и классическую голливудско-актёрскую драму о призвании и невезении. Долгое время я считал «Малхолланд драйв» эталоном и для своего творчества, примером идеального кино, в котором всё есть и больше ничего не нужно…

Долгое время, пока не увидел «Малыша Кенкена».

Это многосерийный детектив с участием северофранцузских гопников о загадочных убийствах в глухой деревня а-ля всё тот Линчевский «Твин Пикс», но с сугубо местным колоритом. В «Малыше» с легкостью, спонтанностью (это крайне важно!) соединяются самые разрозненные детали, абсурдные персонажи-калеки (все калеки, без исключений, весь мир по грязь во зле), невероятная залитая солнцем природа, идиотский и невменяемый, ни к чему не приводящий сюжет. Нет. Это не только Линч. Это еще и Босх. И немного Мамлеев (хотя о нём уж точно Дюмон не слышал). Но при всей эсхатологичности картины – она, повторюсь, спонтанная, веселая, жизнерадостная. Здесь ужас перед невероятным и инфернальным сочетается с этим солнечным светом, здесь комизм главных героев сочетается с их уродством. И песня местной горе-певицы отдаёт и грустью и трогательностью и… и бестолковостью. А в каждом сюжетном повороте виден прекрасный и неподражаемый жест «Я так хочу». Я так хочу. Так делают большие художники. Именно так надо создавать всё что угодно – фильмы, романы, стихи, картины. Да будет так.

 

39

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: