Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мошенники на доверенности

Как разговаривать с инспектором ГИБДД, требующим лишние документы на машину

Власти, медленно, но упорно превращающие Россию в полицейское государство, давно и четко дали понять силовикам, что помимо официальных бонусов за их отважную и рисковую службу по поддержке этих самых властей они могут рассчитывать и на такую «опцию», как самостоятельная «дойка» граждан. Если, конечно, этот процесс не будет выглядеть откровенным беспределом. И, с удовольствием восприняв этот посыл, практически каждая правоохранительная служба нашла себе «поле чудес». Не стала исключением и ГИБДД.

Как разговаривать с инспектором ГИБДД, требующим лишние документы на машину

Правда, сотрудники этого ведомства, с советских еще времен славящиеся своей тотальной коррумпированностью при довольно низком уровне профессиональной подготовки, все чаще разводят водителей на деньги, нарушая законы с особым цинизмом. И вот очередные тому свидетельства.

На днях сразу два сотрудника портала «АвтоВзгляд» столкнулись с яркими примерами произвола придорожных полицейских. В первом случае инспектор ДПС, дежуривший на Пятницком шоссе при его слиянии со МКАД, потребовал предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) на только что купленную машину, угрожая в противном случае отправить автомобиль на штрафстоянку. И это при том, что согласно поправкам в ПДД, вступившим в силу в конце 2012 года, после приобретения авто без номеров разрешено ездить 10 дней. Но даже если в срок не уложиться, ни о какой «автотюрьме» речи не идет: за это нарушение на первый раз положен штраф в 500 или 800 рублей, и только при рецидиве вам могут выписать 5000 рублей или лишить прав на срок до трех месяцев. Инцидент, благодаря уверенности журналиста в своей правоте, закончился в его пользу. Но сам факт того, что гаишники не чураются даже таких дешевых попыток «развести лоха», говорит о многом. Впрочем, это пусть и печальная, но все же экзотика.

А вот второй эпизод неправомерных действий повелителей полосатых жезлов куда более распространен и опасен: речь идет о все чаще требуемых ими доверенностях и путевых листах. И это несмотря на то, что поголовно все служивые в нашей стране совершенно точно знают, что водитель не обязан возить с собой доверенность на машину, даже если не является ее владельцем. Но какой страж порядка устоит от соблазна лишний раз развести водителя на взятку? Особенно в майские праздники, да и вообще в надвигающийся летний сезон отпусков, которые означают для многих из нас дальнюю поездку на машине. И, как правило, через зоны ответственности провинциальных полицейских, традиционно смотрящих на приезжих и проезжих отдыхающих исключительно как на источник пополнения личного кошелька. Хотя и в Москве, где сотрудники ГИБДД в массе своей более-менее корректны и относительно неплохо отучены от совсем уж наглых вымогательств взяток на ровном месте, не брезгуют подобного рода заработком. Так, сотрудник нашей редакции столкнулся с требованием предъявить доверенность на не принадлежащую ему машину в самом центре Первопрестольной — на улице 1905 года. Сразу скажем, что и здесь все обошлось благодаря юридической грамотности коллеги.

Так как же надо вести себя в ситуации, если вы управляете машиной, зарегистрированной на супруга, или, что еще интереснее для придорожного вымогателя в погонах, арендованным транспортом? В первом случае на мутные заходы стража порядка следует отвечать четкой ссылкой на пункт 2.1.1 ПДД. Согласно ему, водитель обязан предоставить сотруднику полиции для проверки лишь водительское удостоверение, регистрационные документы на машину и оригинал полиса ОСАГО. Хотя в случае приобретения e-ОСАГО достаточно простой распечатки документа. На этом список водительских бумаг, касающихся придорожного полицейского, исчерпывается полностью.

И, что характерно, совершенно не важно, кому именно принадлежит машина: физлицу, предприятию, общественной организации. Да хоть марсианам! Это не полицейского ума дело. Хотя очень часто они сильно радуются, если авто зарегистрировано на юрлицо, и начинают требовать от водителя другую бумагу — путевой лист!

Для начала стоит поинтересоваться у служивого: в каком именно правовом акте требование путевого листа прописано. Ссылки на любые разъяснения генералов ГИБДД не подходят: широколампасники, к нашему счастью, своей волей у нас пока законы не принимают. Что же касается путевого листа, то его требуется иметь водителю, лишь когда машина используется при коммерческих перевозках грузов или пассажиров, поскольку он нужен для ведения фискальной отчетности. В подтверждение этого следует ссылаться на приказ Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года. Да, уже упомянутый пункт 2.1.1 ПДД дает возможность инспектору требовать от шофера предъявить в «установленных случаях» путевой лист. Однако что такое «установленный случай» — Правила дорожного движения не расшифровывают, а значит, им, в лучшем случае, можно считать исключительно те самые коммерческие перевозки. При этом и минтрансовский документ, и Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденный ФЗ №259-ФЗ в 2007 году, четко говорят, что коммерческой перевозкой хоть грузов, хоть пассажиров можно считать только ту поездку, которая осуществляется на основании договора о транспортных услугах. Иначе говоря, если авто не принадлежит фирме, официально занимающейся извозом, а сама поездка — частная, то гаишник никак не может подогнать ее под «установленный случай».

Впрочем, понимая это, полицейские любители доверенностей «включают дурака» и угрожают задержать вашу машину как угнанную, раз у вас нет доверенности или «путевого». Не нервничайте и вежливо поинтересуйтесь для начала у придорожного вымогателя: находится ли она в розыскной базе? А если нет, то какими правовыми основаниями будет оперировать ваш визави при оформлении постановления об изъятии? Ну и не забудьте демонстративно звонить при этом на все возможные «горячие линии» — прокуратуры, СК, МВД.

И, кстати сказать, помните, что даже в крайнем случае, когда полицейский, что называется, упрется рогом, чувствуя свою безнаказанность, эвакуация транспортного средства за его эксплуатацию без путевого листа законом не предусмотрена — только штраф в 500 рублей для водителя и в 100 000 для компании, на которую оно зарегистрировано.

Алексей Батушенко, Обозреватель портала "АвтоВзгляд"
Александр Ростарчук

437


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95