Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пелагея Михайловна Карпакова (Милиоти)

Балерина Большого театра

Моя прабабушка Карпакова Пелагея (Полина) Михайловна родилась 26.04.1845 г. в Москве в семье танцовщика Большого театра Михаила Сергеевича Карпакова. К большому сожалению, имя ее матери как мне известно Марфа. В 1865 г. П.М.Карпакова закончила балетное отделение Московской театральной школы (училища), пройдя курс обучения у педагогов Ф.Н.Манохина и Карло Блазиса (1795-1878) – итальянского танцовщика, балетмейстера, одного из первых преподавателей танцевальной школы при театре «Ла Скала», прославившегося также собирательством и описанием национальных танцев.

Но еще ученицей, П.М.Карпакова исполняла ответственные партии в спектаклях Большого театра. Так, в 1863 г. она с успехом выступила в роли Сильфиды (балет Ж.Шнейцхоффера «Сильфида»). В 1865 г. после окончания училища она принята в труппу Большого театра и становится одной из его ведущих танцовщиц. За многие годы служения в театре Пелагея Михайловна исполнила множество ролей. Среди них – партии Рыбачки ("Дочь фараона"), Сатаниллы ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа в постановке М.И.Петипа,  Царицы русалок («Папоротник", балетм. С. П. Соколов), Саравасты ("Дева ада"), Арифы ("Арифа") в постановке балетмейстера И. Гансена, Елены (опера "Роберт-дьявол" Дж. Мейербера) и др.

Пелагея Михайловна Карпакова

20 февраля 1877 года состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и Пелагея Михайловна стала первой исполнительницей роли Одетты-Одиллии (балетмейстер В.Рейзингер). Роль Зигфрида в премьерном спектакле исполнил А.К.Гиллерт, Ротбарта – С.П.Соколов. По просьбе Пелагеи Михайловны П.И.Чайковским уже после завершения партитуры специально для бенефиса балерины  был написан вставной номер для 3-го действия - "Русский танец", который с успехом  исполнялся П.М.Карпаковой во всех постановках балета при жизни композитора.

Вот премьерная афиша «Лебединого озера» в Большом театре:

1877
ИМПЕРАТОРСКИЕ МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
в воскресенье, 20-го февраля
в пользу танцовщицы
г-жи КАРПАКОВОЙ 1-й
в первый раз
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Большой балет в 4 действиях
Композитор П. И. Чайковский
Сценарий В. П. Бегичев, В. Ф. Гельцер
Балетмейстер В. Рейзингер
Дирижер С. Я. Рябов
Машины и электрическое освещение – К. Ф. Вальц
Художники И. Шангин (I д.), К. Вальц (II и IV д.), К. Гроппиус (III д.)

Действующие лица и исполнители

Одетта, добрая фея — П. М. Карпакова 1-я
Владетельная принцесса - Николаева
Принц Зигфрид, ее сын — А. К. Гиллерт 2-й
Бенно фон Зомерштерн — Никитин
Фон Ротбарт, злой гений, под видом гостя – С. П. Соколов
Одиллия, его дочь, похожая на Одетту — г-жа * * *
Поселянки – Станиславская, Карпакова 2-я, Николаева 2-я, Петрова 3-я, и др.

Карпакова 1-я – это Пелагея Михайловна, Карпакова 2-я – ее сестра Екатерина Михайловна.  Госпожа *** в роли Одилии – это тоже Пелагея Михайловна.

Как отмечали критики, Пелагее Михайловне были близки формы романтического балета, а ее танцы отличались мягкостью, певучестью, грацией поз и движений.

Считается, что постановка в Москве «Лебединого озера» оказалась неудачной и не имела громкого успеха. Причиной тому стала недостаточно выразительная хореография В.Рейзингера. Появлялись критические заметки и в адрес танцовщиков, в т.ч. Карпаковой. Ее и других исполнительниц главных ролей (А.Собещанскую, вошедшую в 4-й спектакль) обвиняли в отсутствии понимания «тонкой психологической основы» своих героинь. (М.Петипа осуществил блестящую постановку балета в Мариинском театре лишь в 1895 году). Тем не менее, обе танцовщицы имели успех у публики. «Лебединое озеро» было в репертуаре Большого театра до 1879 г. и залы театра не пустовали. Неудачная постановка «Лебединого озера» не умалила артистических достоинств Пелагеи Михайловны и она оставалась примой Большого театра. «Главной балериной была в то время наша хорошая знакомая, жена друга моего отца…» - писал в своих воспоминаниях  «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславский. Речь  здесь идет  именно о моей прабабушке и прадеде К.Ю. Милиоти, которые были близкими друзьями отца Константина Сергеевича – С.В.Алексеева.

Из ответа Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в формулярном списке о службе танцовщице Императорских Московских театров Пелагеи Михайловны Карпаковой, составленном в 1881 году записано: « Пелагея Михайловна Карпакова по мужу Миллиотти. Замужем за нежинским греком,  имеет детей: сына Николая 6 лет, дочерей Марию 7 лет, Ольгу 5 лет и Елену 4 лет» Муж Константин Юрьевич Милиоти московский купец, Почетный Потомственный Гражданин. скончался  в 1903 году  и решением Московского собрания  были выделены средства для учреждения в Императорском Московском Университете стипендии Московского Купеческого Собрания имени К. Ю. Милиоти

Сцену она оставила только в 1883 году в возрасте  38 лет. а скончалась в 1920 г.в Москве.

Известный краевед и знаток Москвы В.Сорокин, описывая памятные места Большой Дмитровской Слободы, установил, что в доме №8 по Большой Дмитровке, который числился за Дирекцией Императорских театров в начале 1830-х годов, жили не только воспитанники

Московской театральной школы, но и ее преподаватели: Екатерина Санковская, Пелагея Карпакова и Фелицата Гюллень-Сор.

Фелицата Гюллень-Сор

Пелагея Михайловна выросла в артистической семье. Танцовщиком Большого театра был не только ее отец, но и другие близкие родственники. Сестра отца, т.е. родная тетя Пелагеи Михайловны, Татьяна Сергеевна Карпакова (ок.1812 - 31.10(12.11)1842) закончила Московское театральное училище в 1831 г. Ее учителем была выдающаяся танцовщица и хореограф, первый педагог-балетмейстер, руководитель балетной труппы Большого театра  Фелицата Виржиния Гюллень-Сор  (Hullin-Sor) (1803 Париж — около 1850, Москва), оказавшая большое влияние на формирование индивидуального, особого стиля танцев Татьяны Сергеевны.  Но еще в детстве (с 1824 г.) Татьяна выступала на сцене Большого театра в дивертисментах, детских партиях балетных спектаклей, водевилях. После окончания училища ее приняли в труппу театра, где она танцевала примерно до 1840 г. В.М. Красовская в книге «Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX в ( Л.- М., 1958) пишет, что в партиях Розальбы («Розальба», пост. Гюллень-Сор), Фенеллы («Фенелла», 1836) и др. проявилось «мимическое дарование Т.Карпаковой, сочетавшееся с  высокой танцевальной техникой. Ее легкий, воздушный танец отличался поэтической выразительностью, отмеченной и С. Т.  Аксаковым».

Известен портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой работы В.А.Тропинина,который хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан,

Примерно в 1833 году Т.С.Карпакова выходит замуж за выпускника Московского театрального училища Константина Федоровича Богданова (ок.1809-1877) – впоследствии ученика петербургского балетмейстера Ш.Дидло. Возвратившись после обучения у Дидло в Москву, К.Ф.Богданов стал партнером выдающихся танцовщиц того времени: В.Ф.Гюллень-Сор, А.И.Ворониной-Ивановой, Е. А. Санковской и своей будущей супруги  Т. С. Карпаковой. С 1839 г. он старший режиссер московской балетной труппы и до 1846 г. преподавал в Московском театральном училище.

В 1836 г. в Москве у супругов родилась дочь Надежда (1836-3(15).9.1897, Петербург), впоследствии одна из самых выдающихся русских балерин. Ее первым учителем стал отец, и с 10 лет девочка уже выступала на сцене. В 1848-1850 годах под руководством отца гастролировала в российской провинции. В возрасте 12 лет появилась на профессиональной сцене Ярославля. В 1850 г. вернулась в Москву и, по совету Фанни Эльслер, отправилась в Париж, где, благодаря участию принцессы Мюрат, была принята в танцевальную школу при оперном театре. Знаменитый Сен-Леон, впоследствии балетмейстер в Санкт-Петербурге (1859 - 1869), усердно занялся ею и 20 октября 1851 г. Богданова дебютировала в Париже в балете "Маркитантка" в заглавной роли вместо знаменитой Карлотты Гризи. Успех превзошел ожидания, пресса не скупилась на комплименты и Н.К. Богданова стала любимицей парижан. На представлении "Juif Errant" ее забросали цветами, Мейербер переделал для нее сцену в "Роберте". В 1852 г. она танцевала с таким же успехом в Вене («Жизель»). Однако когда развернулась Крымская война, Н.К.Богданова из патриотических соображений приняла решение вернуться в Россию. По дороге в Петербург она посетила Берлин и Варшаву, где ей был оказан восторженный прием. 2 февраля 1856г. Богданова дебютировала с громадным успехом в Петербурге в балете "Жизель". Танцевала Богданова очень изящно, с грациозною живостью, необыкновенно ловко. Ее ставили наравне с такими всемирно известными танцовщицами как Ф. Эльслер, Тальони, К. Гризи и др. Но случилось несчастье – в  1863 г., танцуя на московской сцене, во время исполнения роли в балете «Неяда» она упала на сцене и ушиблась. В "Московских Ведомостях" появилась заметка, что ее ушибли нарочно. В апреле 1864 г. закончился ее контракт с дирекцией и возобновления не последовало. Окончательно ее уволили из театра в 1875 г.  О семье танцовщиков Богдановых вышла книга «Артистическое семейство Богдановых"(Спб., 1856). Много внимания творчеству членов этой семьи уделено и в "Хрониках" Вольфа (Спб. 1884, III).

Дочь Ольга (р. ок 1876) моя бабушка вышла замуж за потомка переселенца из Франции, инженера-механика Константина Викторовича Салля, окончившего в 1897 г. Императорский Московский технический университет (ИМТУ, ныне Университет им. Баумана

В 1902 г. у Ольги и Константина Саллей родились дочери Мария,в 1903 г. и в  1909 г.  Валерия, мои тетя и мама

Чтя память своих предков и, конечно, своей когда-то знаменитой и блистательной прабабушки, я обратился в Гагаринский районный суд г. Москвы с просьбой установить факт родственных отношений между мной и моей прабабушки Карпаковой Пелагеей Михайловной. , а суд 14 декабря 2006 года принял решение признать , что Карпакова Пелагея Михайловна , умершая в 1920 г. является моей , Зеленского Андрея Борисовича, прабабушкой  Чувствуя ответственность за сохранение их памяти и культурного наследия,  написал эту небольшую информацию о тех, благодаря тем кто приложил много сил и таланта для развития отечественной культуры. Ведь династия Карпаковых-Богдановых прослужила в Большом театре почти век!

Часть домашнего архива (сценические костюмы П.М.Карпаковой, ее фотографии) были переданы Театральному музею им. А.А.Бахрушина, где,  надеюсь, они бережно хранятся.

Инженер строитель, ветеран труда

А.Б. Зеленский

1464


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95