Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Писатели-геи и самоубийство

Если уж "обычная" любовь делает любящего беззащитным и эмоционально уязвимым, то страсть гомосексуальная обнажена вдвойне. В отличие от "обычной", однополая любовь не сулит хэппи-энда в духе "они жили долго и счастливо"… Гомосексуальность изначально трагична, потому что часто обрекает человека на одиночество. А писатель-гомосексуал одинок в квадрате, ведь творчество и без того неотрывно от изолированности, непохожести.

Изображение

Гомосексуалы всегда были, да и сейчас остаются группой повышенного суицидального риска. Причиной тому не только более высокая ранимость и эмоциональная возбудимость, но и внешние обстоятельства. Раньше таковыми были остракизм или страх разоблачения; в наши дни - СПИД, который, с точки зрения религиозных фанатиков, стал карой Божьей за "вопль Содомский и Гоморрский", расшатавший устои нравственности. Безжалостней всего СПИД ударил по творческому сословию, в котором процент гомосексуалов и бисексуалов во все времена был очень высок. В 80-е и 90-е годы многие литераторы умерли от нового морового поветрия. Были и такие, кого СПИД подтолкнул к суициду.

Например, французского писателя Ива Наварра (1940-1994), долгие годы бывшего лидером движения за юридические права и социальную адаптацию сексуальных меньшинств. Или кубинца Рейнальдо Аренаса (1943-1990), который у себя на родине сидел в тюрьме за "извращенность" и распространение "подрывной литературы", а в эмиграции за свободу любить и писать так, как ему хочется, заплатил смертельной болезнью и самоубийством.
В нашем столетии многие задавались вопросом, почему среди людей творческих профессий всегда было так много бисексуалов и гомосексуалов. Версий более чем достаточно. В бисексуальности многих прославленных литераторов обоего пола, возможно, проявилось подсознательное стремление к андрогинности: вобрать в себя оба пола, испытать ощущения, не предназначенные тебе природой, почувствовать себя человекобогом. Преодолеть предел обычного человеческого существования - один из главных и самых древних стимулов литературного творчества.

Что же касается гомосексуальности, то здесь, очевидно, соединились два потока: ведущий от творческого склада личности к определенной сексуальной ориентации и, наоборот, тот, что ведет от врожденной гомосексуальности к творчеству.

В первом случае речь может идти о стремлении творческого человека к неординарности, к тому, чтобы не быть таким, как все, о стимулирующем воздействии "запретности" и парийности. С развитием энтропических процессов неминуемо будет происходить "стирание грани между полами", сопровождаемое не только социально-ролевой, но и сексуальной перетасовкой половых функций. Все это в определенном смысле - плоды человеческого творчества.

Во втором случае имеется в виду несомненная творческая восприимчивость "естественных гомосексуалов". Быть не таким, как остальные, - это развивает фантазию. Инакость психофизического устройства легко преобразуется в неординарность мышления и воображения, из чего, собственно, и складывается склонность к творчеству.
Были и такие авторы, кому роль нарушителя табу, эпатирующего общественную мораль, была необходима для вдохновения. К числу подобных литераторов, впоследствии нареченных "проклятыми поэтами" и "цветами зла", относится целая плеяда изгоев, всячески афишировавших свою сексуальность: де Сад, Байрон, Рембо и их разнообразные последователи.

Общество платило святотатцам неприятием и враждебностью. Особенной непримиримостью к "осквернителям нравственности" отличалась чопорная Англия - страна, в которой из-за традиционной системы закрытых школ для мальчиков гомосексуальность была необычайно развита. Но предаваться "содомскому греху" следовало втайне, а не открыто. Нарушителей благопристойности британское общество безжалостно карало. В 1784 из страны был изгнан писатель Уильям Бекфорд, уличенный в пристрастии к юношам (и впоследствии покончивший с собой). А когда Англию навсегда покинул Байрон, приличное общество проводило великого барда вздохом облегчения, поношениями и проклятьями.

Газета "Морнинг кроникл" напечатала по этому поводу брезгливую балладу:
...Он едет прочь, дабы искать в заморской мути
Разврат под стать своей порочной сути.

Английский закон до 1861 года карал однополую любовь смертной казнью, а затем - пожизненным заключением. Апофеоз английской гомофобии - расправа над Оскаром Уайльдом.

Однако общественное мнение не везде относилось к сексуальным меньшинствам столь же сурово. На Востоке гомосексуальность и вовсе не считалась пороком. Например, в японской классической литературе немало романтических историй, воспевающих однополую любовь. У Ихары Сайкаку можно даже встретить описание гомосексуального синдзю. Герой новеллы, 15-летний юноша, узнает от матери, что самурай, которого он любит всем сердцем, некогда убил его отца. Мать требует мести, заявляя, что долг чести выше любви. Любовник с этим не спорит и готов принять смерть от руки мальчика. Но тот не уступает ему в великодушии и требует честного поединка. Растроганная борьбой двух благородных сердец, мать смягчается и позволяет влюбленным провести ночь вместе, отложив трудное решение до утра. Но назавтра она находит два трупа: смерть примирила любовь с долгом.
Представить себе подобный сюжет в западной литературе, прямо скажем, трудно, хотя персонажей-гомосексуалов (и тем более писателей) в Европе и Америке не меньше, чем на Востоке.

Примеров косвенной связи гомосексуальности с самоубийством довольно много: У.Бекфорд, В.Князев, И.Игнатьев, Х.Крейн, Н.Кассиди, Ю.Мисима и т.д. Прямая же причинно-следственная связь чаще наблюдается не у мужчин, а у женщин.

КРАТКИЕ БИОГРАФИИ НЕКОТОРЫХ ПИСАТЕЛЕЙ-ГЕЕВ, ПОКОНЧИВШИХ С СОБОЙ

ИВ НАВАРР

Французский писатель. В 70-е - один из лидеров движения за правовую и культурную эмансипацию гомосексуалов. Лауреат Гонкуровской премии за роман "Ботанический сад". Был инфицирован СПИДом. На последней стадии болезни принял смертельную дозу снотворного.

РЕЙНАЛЬДО АРЕНАС

Кубинский писатель. Родился в бедной семье. Пятнадцати лет ушел в партизаны. После революции работал на ферме, затем в библиотеке. Первый роман Аренаса был напечатан на родине, однако после ужесточения цензуры писатель публиковался только за границей, нелегально. О своей зарубежной известности Аренас узнал лишь годы спустя, уже оказавшись в США. На Кубе подвергался преследованиям: сидел в тюрьме (по обвинению в растлении несовершеннолетних, безнравственности и переправке своих произведений в Европу), бежал, скрывался, снова сидел, проходил "курс перевоспитания" в сельхозкоммуне. В 1980 во время массового исхода беженцев уплыл во Флориду, позднее поселился в Нью-Йорке. Аренас был гомосексуалом, последние годы жизни болел СПИДом. Отравился барбитуратами в своей нью-йоркской квартире. Предсмертное письмо заканчивается словами: "Куба будет свободной. А я уже свободен".

УИЛЬЯМ БЕКФОРД

Английский писатель-предромантик, автор романов "с восточным колоритом". Сын лондонского лорда-мэра, Бекфорд унаследовал колоссальное богатство (Байрон назвал его "сын богатейший Альбиона"). Собрал коллекцию восточных раритетов, выстроил себе огромный готический замок и вообще слыл личностью экстравагантной и скандальной, чему способствовали гомосексуальные пристрастия Бекфорда. Был на несколько лет выслан из страны. Неизлечимо больной, перестал принимать пищу и умер от истощения.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ИГНАТЬЕВ

Русский поэт. Настоящая фамилия Казанский. Был директором издательства "Петербургский глашатай", вокруг которого группировались эгофутуристы круга И.Северянина. Участник эпатажных футуристских акций. Трагическая смерть Игнатьева потрясла современников. Причиной самоубийства стали психическое нездоровье и личная драма. Игнатьев, гомосексуал, покончил с собой после первой брачной ночи, предварительно предприняв попытку убить жену.

Его памяти посвятил стихотворение В.Хлебников:

И на путь меж звезд морозных
Полечу я не с молитвой
Полечу я мертвый грозный
С окровавленною бритвой.

НИЛ КАССИДИ

Американский писатель. Одна из самых ярких фигур движения битников. Вырос в неблагополучной семье (отец был алкоголиком, старшие братья бутлегерами). Подростком скитался по Америке, воровал, зарабатывал на жизнь проституцией. Ко времени достижения совершеннолетия успел украсть более 500 автомобилей и заработать шесть судимостей. С юности пристрастился к наркотикам. Писателем стал после того, как в конце 40-х подружился с А.Гинзбергом (с которым состоял в гомосексуальной связи) и Дж.Керуаком. Последний сделал Кассиди (под именем Дина Мориарти) героем своего знаменитого романа "На дороге". Широкую известность Кассиди принес его автобиографический роман "Первая: треть".

Покончил с собой в Мексике, куда уехал, чтобы снимать фильм. На вечеринке принял смертельную комбинацию алкоголя с нембуталом (ранее к спиртному не притрагивался) и ушел в ночь. Утром найден мертвым.

Публикуется с незначительными сокращениями по "Григорий Чхартишвили Писатель и самоубийство". Новое литературное обозрение, 200

Источник

70

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: