Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Поколение «онлайн»

Как современные дети становятся зависимыми от гаджетов

Ни для никого не секрет, что нынешнее молодое поколение буквально помешано на всякого рода технологических "примочках". Откуда же берётся эта зависимость и как с ней бороться? Ответы на эти вопросы - сегодня в нашей статье. Читайте и комментируйте!

Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".

Планшет хорошо отвлекает от проблем, например, в больнице. А в жизни он путь остается просто одной из множества игрушек.

Планшет хорошо отвлекает от проблем, например, в больнице. А в жизни он путь остается просто одной из множества игрушек. © / Павел Казаков /

«Зависимость детей от гаджетов — это в большей степени ошибка родителей. Мы не замечаем, как сначала сами приучаем своих детей с малых лет к планшетам и сотовым телефонам, а потом злимся и пытаемся их у детей отобрать», — говорит детский психолог Юлия Путинцева.

Планшет вместо соски

Наталья Исаева, АиФ-Кузбасс: – В маршрутках часто вижу, как дети от 10 до 15 лет сидят, уткнувшись в планшеты и телефоны. Юлия Анатольевна, современным детям уже ничего не интересно, кроме виртуального мира?

– Десятилетний ребёнок с планшетом — это не самое удивительное и необычное явление. У нас многие дети уже с двух лет сидят, уткнувшись в телефон. Начнём с того, что родителям это удобно: дал ребёнку в руки гаджет, заинтересовал, а сам можешь заниматься своими делами. Отсюда и формируется такой тип привязанности. Уверяю вас, если у вашего ребёнка есть интересы, которые вы у него сформировали, ему комфортно в семье, с ним разговаривают, у него есть друзья, то вряд ли у него сформируется серьёзная потребность в гаджетах. Если вы изначально формировали в ребёнке высокую познавательную активность и сами увлечены чтением, то и ребёнок вырастет таким же.

Несмотря на всеобщую любовь к гаджетам, современные дети находят себе и другие хобби. Фото: АиФ

А если родители постоянно сидят за компьютером, что сегодня часто происходит, то ребёнок скопирует это поведение. Нельзя сказать, что сегодняшним детям ничего не интересно, кроме виртуального мира. Я встречаюсь с огромным количеством детей, у которых много интересов. Иначе кем бы у нас были заполнены дома творчества, спортивные школы, кружки? Когда я работала в школе, у меня были две замечательные девочки. У них была традиция: ни дня без новых впечатлений. В тетрадку они записывали, что сегодня сделали из того, чего не делали никогда: выучили новый стих, движение в танце. И таких детей очень много. Даже те, кто к нам обращается за помощью, безумно интересные дети со своими увлечениями. Мы просто помогаем им, чтобы у них появилась потребность в формировании интересов.

Но мы не уйдём от гаджетов и компьютеров совсем, потому что это требования современной жизни. Если ваш ребёнок не будет владеть определённой информацией, он будет неуспешен среди сверстников, поэтому ему просто необходимо знать, что такое планшет и уметь пользоваться Интернетом. Сегодняшние дети так получают информацию. Если мы черпали знания из книг, то сейчас ребёнок с пелёнок знает, что можно «загуглить». Вот такая современность, надо с ней смириться. Есть в этом свои плюсы и свои минусы.

– И всё-таки вы как психолог как считаете, в этом больше плюсов или минусов?

– Если ко всему подходить разумно, то плюсов будет, конечно, больше. Ведь всё хорошо в меру, а в больших количествах всё яд. Ребёнок вполне может делать реферат с помощью планшета, искать информацию в Интернете. Да и общаться. А почему нет? Конечно, родители должны настаивать, чтобы он общался с друзьями во дворе, в школе, но Интернет позволяет найти себе друзей из других городов и стран и поддерживать отношения с ними. Если раньше подруга уезжала жить в другой город, это же была для нас катастрофа. Мы писали письма, которые шли две недели, а потом две недели ждали ответ. Сейчас дети счастливее в этом плане.

Они всё время могут находиться рядом. Почему же этим не воспользоваться? Но важно не забывать о том, что Интернет не должен подменять живое общение. Страшно, когда мама жалуется, что ребёнок не выходит на улицу, что он утратил контакт с одноклассниками и всё время сидит в Интернете. И только там он может общаться. Значит, у ребёнка серьёзные коммуникативные нарушения. Не справляясь во внешнем мире, он уходит в мир виртуальный, где может быть кем угодно. Скрытые отрицательные эмоции он выплёскивает, играя, например, в «стрелялки». Мы же зачастую забываем, что наши дети — тоже люди. Почему же им злиться-то нельзя? Мы ругаемся, когда ребёнок кричит, объясняем, что нужно быть хорошим и добрым. В итоге потихоньку ребёнок загоняет все негативные эмоции вовнутрь. А они же должны куда-то деваться, и компьютерная игра не самый худший выход, но дети находят его интуитивно.

Вот, например, в очередях в детских больницах часто замечаю такую картину: когда ребёнок капризничает, мама первым делом даёт ему телефон. В итоге ребёнок не объяснил, почему он капризничает. А ведь на самом деле он раздражён долгим ожиданием, но вместо того, чтобы поиграть и поговорить с ним, мама предлагает ему виртуальную реальность. Если вы требуете от ребёнка вылезти из компьютера, а в другой комнате в это время за компьютером сидит папа, вы никогда не объясните целесо­образность вашего требования. Вы же не скажете, что папа вас может не послушаться. Не надо целенаправленно придумывать какой-то процесс воспитания, нужно просто показывать пример. Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, читайте сами. Если хотите, чтобы он был чистоплотным, показывайте, какое это наслаждение чистить зубы, используя шутки и прибаутки, примеры и сравнения.

Как «куют» детей

– Если ребёнок дорос до 16 лет, и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет, что делать? Можно отобрать устройство и отправить подростка, скажем, поиграть в футбол?

– Это невозможно. 16-летний подросток — уже сформировавшаяся личность. Если до этого возраста родители не беспокоились, то потом уже сложно заставить ребёнка вернуться в реальность. Можно только долгими разговорами убедить его в том, что ему нужна помощь. При этом если сформировалась настоящая зависимость, то разговоры не помогут, нужен врач-психиатр. Проще, если ребёнок не формировал эту зависимость постепенно, а ушёл в виртуальный мир по какой-то причине. В моей практике был такой случай. У мальчика умерла мама. Так как у папы была другая семья, ребёнок остался жить со своей старенькой бабушкой.

Фото: Oksana Kuzmina

Папа навещал мальчика, покупал хорошие подарки: у ребёнка были компьютер, планшет, телефон. Но он не мог сам пережить утрату, и вот потихоньку он ушёл в виртуальность, где ему было хорошо. Хорошо, что папа заметил этот уход, поговорил с ребёнком, и они вместе обратились за помощью. Тяжелее, когда у ребёнка нет мотивации, а родители его тащат и говорят «сделайте нам его нормальным». Причём зачастую одни приводят и спрашивают, «чего он у нас такой тихий и спокойный?», а другие — «чего у нас он такой бешеный, сделайте его спокойнее». Это называется, куём детей под родителей — это неправильно.

– Сегодняшние дети — это дети так называемого «потерянного поколения» 80-х годов. Кого воспитывает это поколение?

– Сейчас у детей появляется много физических отклонений, но ведь никто не связывает их с тем, какое поколение воспитывает их. Безусловно, дети меняются. Их родители были более свободны, а они свободнее вдвойне. Я не думаю, что родители говорят им «не слушай взрослых», «веди себя распущенно». Просто время меняется, дети становятся более пластичными и гибкими в информационном пространстве.

Старшее поколение просто не может с этим смириться. Ну не может смириться пожилая учительница с тем, что ребёнок спорит с ней на уроке. А ведь вся прелесть в том, что школьник не просто спорит, а может аргументировать свою точку зрения, потому что он тут же посмотрел всё нужное в Интернете. У него на самом деле есть основания не доверять «отставшей» учительнице.

Не проморгайте

– Какие психологические травмы у детей появились за последнее время? Насколько сильно они влияют на дальнейшую жизнь?

– Для начала давайте поймём, что такое психологическая травма – это вред, нанесённый психическому здоровью человека стрессовыми воздействиями на его психику. Часто они бывают связаны с физической травмой, угрожающей жизни или нарушающей ощущение безопасности. Сейчас стало больше обращений по поводу изнасилований детей, разводов родителей, аварий. Не надо думать, что психологическая травма сама рассосётся. Панические атаки из-за неотработанной психотравмы могут случиться в дальнейшем и у взрослого. У меня была девочка-подросток, которая себя не любила, потому что думала, что очень плохая.

Мы никак не могли понять, в чём дело: семья замечательная, мама её поддерживает. Докопались, что в раннем детстве у неё была психологическая травма, о которой родители даже не знали. Девочке кто-то причинил сильную физическую боль. С тех пор у неё сложилось представление, что она плохая, поэтому ей сделали больно. Помочь девочке удалось, но это очень страшно, когда родители не знают о травме, а ребёнок забыл. Многие родители, когда с их ребёнком что-то начинает происходить, говорят, что «ничего не предвещало беды». Это неправда, всегда видно, когда у ребёнка что-то не так. Скорее всего, вы были просто невнимательны к своему чаду.

Наталья Исаева

Источник

679


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95