Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Посланец Созвездия Неземной Красоты

Любимые книги редко забываются. А если они очень любимы кинорежиссерами, сценаристами, композиторами и прочей киношной братией, то им дают вторую жизнь. Эта жизнь называется – Экранизация...

Детский режиссер-сказочник Леонид Нечаев, хорошо известен детям и родителям по фильмам „Приключения Буратино“, „Про Красную Шапочку“, „Приключения в городе, Которого нет“, „Проданный смех“. Много-много лет дарил он вторую жизхнь любимым детским сказкам. Сегодня мы поговорим о фильме „Сказка о Звездном Мальчике“ и сказках Оскара Уайльда „День рождения Инфанты“ и „Мальчик-Звезда“, положенных в основу этой замечательной экранизации.

Сказки Оскара Уайльда

Истории, получившие в „Сказке о Звездном мальчике“ вторую жизнь, совершенно разные. И по стилистике, и по языку, и по эмоциональной окраске. Однако, идея у них одна: холодная красота бесполезна и губительна, она не греет и не приносит радость. Упоение собственной исключительностью разрушает мировую гармонию, и так изрядно подпорченную некрасивыми поступками внешне безупречных людей.

Что есть Красота? Что такое Изящное, Блистательное, Безупречное? Десятилетняя инфанта сказочно прекрасна, как небесно красив Мальчик-Звезда, который словно упал с неба в студеную зимнюю ночь. Однако, их маленькие сердца не знают сострадания и милосердия. Они так привыкли к собственной неотразимости (как и прекрасные цветы в саду у инфанты, пышный испанский двор, великолепие дворцового убранства) и к всеобщему поклонению, что презирают все менее совершенное. Однако, это лишь внешнее совершенство.

Инфанта родилась в августейшей испанской семье, однако ее мать была французской принцессой, приехавшей „из веселой французской земли и увяла в мрачном великолепии Испанского Двора … не успев второй раз увидеть, как цветет миндаль в саду“.

Инфанта унаследоваала материнскую красоту: „ей была присуща милая порывистость Королевы, она также своенравно вскидывала голову, так же горделиво кривила прекрасные губы, так же чудесно улыбалась“. Но неслучайно умерла ее мать: запрограммированность, церемонность, бесчеловечная пышность Эскуриала абсолютно несовместимы с ее естественной прелестью: пышную свадьбу сопровождало с „большим, чем обычно, размахом“ проведенное аутодафе (какая горькая ирония – сожжение „еритиков“ в честь королевской свадьбы!). В то время свирепствовала инквизиция, жесткий этикет и чопроные манеры, не признававшие смеха, радости, естественности и непринужденности. В таких условиях красота маленькой инфанты превратилась в страшную силу в прямом смысле этого слова. Ее душа впитала отвратительное средневековое варварство.

Уайльда больно ранит столь сильный диссонанс: безупречная внешность и уродливая душа. Холодная душа убийцы, не способная к радости и милости, черствая, презрительная и насмешливая. Такая душа убила Карлика – полную противоположность Инфанты: безобразный лицом и фигурой, он имел прекрасное, благородное сердце. Зеркало во дворце Инфанты больно ранило его, рассказав безжалостную правду о внешности. А Инфанта добила беззащитное сердце, зло высмеяв его.

„Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть!“ -- воскликнула она и убежала в сад“. На этом сказка кончается, и прибавить тут нечего.

Мальчик-Звезда из одноименной сказки Оскара Уайльда очень похож на Инфанту. Так же ослепительно красив и также отвратительно черств и бессердечен. Помимо неземной внешности, Звезду сопровождают масса талантов: он самый меткий, самый ловкий, самый находчивый. Привыкнув к абсолютному лидерству и поклонению, к десяти годам Звезда превращается в горделивое создание, помыкающее сводными братьями и всеми ребятами в деревне.

Он ждет свою мать. Но убедившись, что неприглядная усталая нищенка и есть его родная мать, искавшая его по свету 10 лет, он прогоняет ее. Вся деревня словно прозревает: от бывшего „звездного“ лидера отворачиваются буквально все, настолько безобразен его поступок. Это неслучайно: автор превращает своего героя в омерзительное чудовище: „лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки“. Так эстет Оскар Уайльд превращает внутреннее уродство во внешнее, утверждая тем самым, что подлинная красота не может быть аморальна.

Только после шокирующего превращения Звезда прозревает: „Не иначе как это наказание за мой грех. Ведь я отрекся от своей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток“.

Красота и величие вернутся к Звезде не раньше, чем он претерпит все муки отвержения и раскаяния. Даже звери лесные не захотят помочь мальчику, помня несправедливые обиды, им причиненные. Только после глубокого нравственного перерождения Мальчик-Звезда обретает родителей земного королевского происхождения, свою былую красоту и получает трон. Подлинно прекрасный отпрыск царской крови царствует мудро и милосердно, как и подобает истинному Королю. Правда, „правил он недолго. Слишком велики были его муки“.

Еще одна „Сказка о Звездном Мальчике“

Эти мудрые, добрые, утонченные сказки обрели свою вторую жизнь в фильме Леонида Нечаева „Сказка о Звездном Мальчике“ („Беларусьфильм“, 1983). Экранизации бывают разные по отношению к первоисточнику. Этот фильм безупречен. Несмотря на то, что сценарист Инна Веткина и режиссер Леонид Нечаев дополнили отчасти перенесли действие на другую планету, главную мысль донесли точно и бережно: люди нуждаются в любви и прочих нежных чувствах ничуть не меньше, чем в красоте окружающего мира (и человеческой в том числе). Только люди могут сказать, насколько прекрасен человек. А прекрасен он ровно настолько, насколько красивы его чувства и благородны поступки.

Итак, на Созвездии Неземной Красоты становится трудно дышать. Всему причиной – егерь, пристально наблюдающий за Созвездием в надежде, что оттуда придет воплощенная мечта. Обитатели Созвездия давно покончили с „так называемиыми чувствами, или как их... эмоциями“: „никаких горячих сердец: мы здоровы, сильны и спокойно взаимозаменяемся“. Но почему же так трудно дышать?..

Неустановленный сильный источник энергии заставляет все созвездие мучиться от „странного теснения в груди“. Деревня, где живет егерь-мечтатель, ближе всего к Небу. Вот он и смотрит на Созвездие. Его прекрасная душа излучает такую колоссальную энергию, что даже неземная цивилизация постепенно начинает нуждаться в так называемых чувствах, о которых она благополучно забыла.

Чтобы прекратить „эпидемию чувств“, распространяемых жителями поднебесной деревни, Созвездие решает послать на Землю младенца, „последнюю модель“. На него возлагаются грандиозные планы по спасению внеземной цивилизации: будучи лишен каких бы то ни было привязанностей и эмоций, ребенок должен вырасти на Земле и своим холодным надменным сердцем убить все нежные чувства, мешающие спокойно дышать обитателям Созвездия.

Но не зря деревня ближе всего к Небу: люди в ней живут, словно в раю. Дикие звери их не боятся, все вместе трудятся и веселятся, существуя в идеальной гармонии с природой и самими собой.

Вот в такую почти райскую деревню попадает Звездный Мальчик. Нечаев буквально „рождает“ его на другой планете. Но вот странность, поразившая жителей Созвездия: Мать сильно кричала, когда отобрали ребенка, а потом сама бросилась вслед. На Землю, искать своего Звездного сына. История Мальчика-Звезды продолжается...

Фильм во многом повторяет сюжет сказки Уайльда. Звездный Мальчик объясняет егерю: „Я должен стать самым богатым, самым-самым... Я так устроен“. И идет к Инфанте на день рождения, стремясь покинуть скучную деревню.

Трагическая встреча с Матерью не превращает красвца в урода. Но сельчане и так отворачиваются от него. Почему же они не сделали этого раньше? Видимо, существование настолько не принимало и не понимало амбициозного поведения Звезды, что они даже не знали, как реагировать. Удивление – вот единственное чувство, возникавшее в ответ на его агрессивное поведение. Даже егерь, воспитавший Звездного Мальчика, угрожает ему только после разговора с Матерью: „Я никогда не наказывал тебя, Мальчик. Но сейчас ты отвратителен“.

И снова проходит много времени, прежде чем Мальчик обретает утерянную душевную красоту. Он встречает Карлика, и они вместе идут к Инфанте. Карлик падает, раненный зеркальным отражением и надменной презрительностью Инфанты, которая явно благоволит к Мальчику, блистающему неземной красотой. Воображая себя самой красивой девочкой на Земле, она хочет сделать его своим кавалером. „Самым красивым здесь был он!“ -- восклицает Мальчик, указывая на Карлика. Этих слов Инфанта не прощает.

Нечаев прекрасно понимает, что снимает детский фильм. Поэтому все трагические перепетии Уайльдовских сказок смягчены: Карлик не умирает, его спасают бродячие артисты. Фильм вообще производит удивительно светлое и радостное впечатление (во многом благодаря музыке Алексея Рыбникова, возвышенной гармонией утверждающей, что подлинная жизнь невозможна без сильных чувств и самоотверженных поступков).

Конечно, зрителей ждет счастливый конец: Сын встречает и спасает свою Мать, вместе с Егерем они отправляются в маленькую деревню под самым небом – лучшее место на Земле... А Инфанту наказывают розгами, причем наказание почти символическое. Это не столько больно, сколько оскорбительно. Чтобы сама смогла почувствовать то, что переживали ее невинные жертвы.

Так зачем же нам чувства? Для чего радость, любовь, жалость, так часто противоречащие здравому смыслу и внутреннему спокойствию? Ответа на этот вопрос не существует. Наверное, потому, что он иррационален. Его нельзя сформулировать. Но ясно одно: миром правит любовь, и самые красивые и могущественные люди уродливы и беспомощны перед живой силой Красоты Человеческого Сердца. Той самой Красоты, которая спасет мир.

Ваша Мария Московская.
Авторский вариант статьи, опубликованной в журнале
„Нарния. Служение детям“. - 2010. - № 3(27). - С. 12-13.

1394


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95