Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по-русски

Политика в отношении сексуальных меньшинств в современной России характеризуется разнонаправленными тенденциями. Эти тенденции обусловлены позднесоветскими трансформациями этакратического гендерного порядка, для которого характерна высокая степень зависимости индивида от государствен- ной политики и идеологии.1 В период перестройки в советской России и затем в 1990-е годы получили распространение либеральные практики социального контроля сексуальности, включающие наряду с прочим декриминализацию гомосексуальности, включение гомосексуальных практик в публичный дис- курс и распространение элементов культуры западного гей–движения среди российских представителей ЛГБТ-сообщества.2 Однако, публичность гомосек- суальности актуализировала в общественном сознании ответные гомофобные настроения и мобилизовала политическую активность гомофобно настроенных социальных групп и институтов (например, Русская Православная церковь).3 И как только в стране наступила относительная стабилизация, в официальной идеологии возобладали консервативно-охранительные силы,4 направленные на реставрацию этакратического гендерного порядка, как мне представляется, в неотрадиционалистской версии.

Несмотря на то, что первые публичные акции, направленные на включе- ние ЛГБТ-сообщества в политическую и социальную жизнь, состоялись еще в советской России во время Перестройки, серьезная политическая активность этой социальной группы, на мой взгляд, может быть прослежена c середины 2000-х годов. В 2006 году была создана межрегиональная российская ЛГБТ- сеть, в 2009 году в Санкт-Петербурге официально зарегистрирована, причем, впервые в истории отечественного ЛГБТ-движения без судебного вмешательства, российская ЛГБТ-организация Выход, которая, несмотря на статус некоммерче- ской организации (НКО) имеет в названии аббревиатуру ЛГБТ. Консолидация политической активности в виде официально оформленного ЛГБТ-движения дает сексуальным меньшинствам в России возможность совершения «выхода из чулана» (coming out’a, говоря словами И.С. Коссофски), невзирая на гегемонию 128 Оксана Парфенова нормативной гетеросексуальности и высокий уровень гомофобии. И в этой связи мне было интересно проанализировать на основе концепции тактик и стратегий М. Фуко и М. де Серто политическую стратегию совершения этого выхода на примере ЛГБТ-организации Выход. 

В целом, концепция Выхода основывается на деятельности западных ЛГБТ-организаций и представляет собой своеобразный «выход» (камин-аут) в публичное пространство. Этот камин-аут имеет целью не просто заявить о су- ществовании в обществе консолидированной ЛГБТ-группы, создать ресурс для социально-психологической и культурной поддержки ЛГБТ, но начать политиче- скую борьбу с гомофобией, диффамацией и дискриминацией, нарушением прав граждан по признаку сексуальных предпочтений и гендерной идентичности. 

В фокусе моего анализа находятся формы взаимодействия и этой институ- ции с обществом и властью, а также их политический потенциал. Данные для анализа были получены в ходе социологического наблюдения за деятельностью этой организации в Санкт-Петербурге (в ноябре-декабре 2008 года я посещала их проекты Кино-Выход, присутствовала на организационных собраниях, бесе- довала с членами организации) и анализировала различную информацию о её деятельности, размещенную в интернете.

Стратегии vs. тактики «выхода» российского ЛГБТ-движения в условиях власти гетеросексуальной нормализации

Концептуальная модель моего исследования базируется на нескольких ключевых понятиях, предложенных М. Фуко и М. де Серто. Мишель Фуко рассматривает власть как совокупность институтов и аппаратов, которые га- рантируют подчинение путем символического насилия. Таким насилием для Фуко выступает власть, имеющая форму правила.5 Очевидно, что в этом случае власть нормализации обладает наибольшей силой, поскольку она никого не принуждает, а просто не оставляет выбора субъекту. Субъект вынужден следо- вать предписанным правилам, чтобы быть (считаться) «нормальным». Одним из ключевых инструментов осуществления символического насилия в сфере сексуальности выступает институт брака. Именно брачный дискурс позволяет власти контролировать сексуальность, отчего этот институт всегда находится в сфере пристального контроля и является весьма чувствительным предметом обсуждения для властных субъектов.

 Мишель де Серто полемизирует с представлениями Фуко о субъекте как о пассивном и полностью подконтрольном власти.6 Субъект далеко не так бес- помощен: он имеет возможность применять тактики. Если стратегии – это спо- соб существования «сильных», то тактики – способ сопротивления «слабых». Стратегия, по де Серто, соотносится с властным субъектом, поскольку имеет «Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по-русски 129 связь с «исторической конфигурацией рациональности», учитывает накопленный опыт и строится по определенным правилам. Говоря об отличительных особен- ностях стратегий (захват пространства, иерархия и регламентация, создание и поддержание идентичности, наличие «долгосрочного» плана действий и т.п.), де Серто одновременно определяет тактики как не обладающие подобными характеристиками. Тактика – это рассчитанное действие, определенное от- сутствием локуса (фиксированного местоположения). Она не основывается на опыте прошлого, в отличие от стратегии. Пространство тактики – это про- странство других. Тактика вынуждена проявлять себя на территории, данной извне и организованной по закону внешней силы. Этот способ жизни применим для того политического субъекта, у которого недостаточно сил для открытого противостояния, его действия гибки и изменчивы, он вынужден вести себя как хамелеон, но при этом пытается по возможности уйти от подчинения своему противнику-стратегу. Как отмечают В. Волков и О. Хархордин, «своим усмо- трением де Серто открыл целую область явлений, представив «слабых», «по- требителей» как созидателей и производителей, творческих рекомбинаторов и изобретателей, тонких манипуляторов и притворщиков, успешно, но незаметно, а часто и непреднамеренно подрывающих аппараты господства». 7

На мой взгляд, концепция де Серто позволяет адекватно описать явление камин-аута («выхода из чулана») в условиях российской реальности. На уровне ЛГБТ-организации индивидуальная сексуальная идентичность транслируется публично в качестве легитимной, соответственно, носитель такой идентичности должен иметь те же права, что и представитель гетеросексуальной части обще- ства, что подрывает гегемонию гетеросексуальной матрицы. Поэтому наличие в рамках ЛГБТ-движения официально зарегистрированных институций и исто- рии движения уже помещает его в пограничную область между тактическим и стратегическим способами жизнедеятельности в политическом пространстве. По сути дела, речь может вестись о становлении нового властного субъекта в политической конфигурации российского общества, поскольку в деятельности Выхода имеются достаточные признаки если не полноценной стратегии суще- ствования, то уж точно – стратегического поведения.

Говоря об отличительных особенностях стратегий, де Серто выделяет такие, как захват символического пространства и возможность автономно рас- поряжаться им, иерархия и регламентация, создание и поддержание идентич- ности, наличие «долгосрочного» плана действий и т.п. Рассмотрим признаки стратега применительно к Выходу. 

Символическое пространство Выхода - это ЛГБТ-активизм, который реа- лизуется в гендерном просвещении российского ЛГБТ-сообщества и общества в целом путём проведения семинаров, тренингов, информационных кампаний; в проведении исследований и мониторинга положения ЛГБТ в Российской Феде- рации; в социально-психологической поддержке ЛГБТ-сообщества; в адвокации 130 Оксана Парфенова интересов ЛГБТ-сообщества; в профилактике ВИЧ/СПИДа и пропаганде здоро- вого образа жизни; в организации фестивалей, концертов и других событий в сфе- ре художественной культуры. При этом символическое пространство не обладает признаками гетто. Например, проводимый Выходом ЛГБТ-кинофестиваль Бок о бок не становится площадкой для «своих», а, наоборот, стремится расширить потенциальную аудиторию и организовать диалог с обществом в целом. Пока- зывая высокохудожественные и интеллектуальные фильмы, получившие пре- стижные премии на мировых кинофестивалях, на языке искусства организация поднимает общие вопросы толерантности, недискриминации и формирования условий, при которых защищены любые меньшинства, а не только сексуальные. Тем самым, Выход осуществляет экспансию своей политической деятельности в сферы, в которых функционируют и другие субъекты.

Организация имеет четкую иерархическую организацию. В период, начиная от объединения группы активистов до официальной регистрации организа- ции, происходит внутренняя дифференциация участников и регламентация их деятельности. Появляются директор организации, координатор и каждый раз назначаются ответственные за проведение той или иной акции. На собраниях руководства и активистов организации, где мне удалось присутствовать, все организационные моменты проговариваются достаточно четко. Каждый член организации контролирует свою сферу. Кто-то отвечает за организацию Кино- Выхода, кто-то представляет Выход в СМИ, кто-то курирует радио и так далее. Но параллельно с ролевой дифференциацией происходит процесс формирования коллектива (процесс социальной интеграции) и участники мобилизуются для выполнения того или иного важного для организации проекта, например, для проведения публичных акций или организации ЛГБТ-кинофестиваля. Таким образом, происходит внутренняя самоорганизация в период неформального акти- визма. Впоследствии она перерастает в необходимое условие – для поддержания работы организации необходимо распределение должностных обязанностей. Ведется активная работа с представителями неформальных ЛГБТ-объединений в регионах, что «иерархизирует» пространство ЛГБТ-активизма на более ши- роком социально-политическом поле. По инициативе Выхода и региональных активистов в ряде городов России проходят акции, аналогичные тем, которые Выход проводит в Санкт-Петербурге.

Помимо символического пространства, дифференцированности и регла- ментации деятельности у Выхода присутствует такой признак стратега, как идентичность, выраженная в символах. Логотип Выхода представляет собой силуэт Петропавловской крепости на фоне международного символа ЛГБТ - флага со всеми цветами радуги. Этот флаг символизирует равенство разных по своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности людей. Во вре- мя проведения публичных акций участники Выхода активно используют эту символику. Что касается идентичности самой организации, то она заявлена в «Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по-русски 131 самом названии – ЛГБТ: организация поддержки лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Соответственно, человек, который имеет такую сексуальную идентичность, может обратиться в организацию за консультативной помощью или принять участие в ЛГБТ-активизме. Конечно, людям с гетеросексуальной ориентацией вход в организацию не закрыт, и они могут принимать участие в акциях (что сделало возможным мое исследование) или оказывать помощь, но при этом подавляющее большинство участников Выхода по моим наблюдени- ям – это представители ЛГБТ.

Стратегия деятельности Выхода продумана и не спонтанна, она определена Уставом и Программой, что отличает ее от приспосабливающегося тактика в терминах де Серто. 

Политическая стратегия Выхода представляет собой рациональный публич- ный камин-аут. При этом члены организации нацелены на то, чтобы оказывать поддержку и индивидуальным камин-аутам. Явлению камин-аута посвящены и Кино-Выходы, и публичные акции. В первую очередь сам День камин-аута, который организация концептуализирует следующим образом: 

«Основная идея Дня камин-аута – поддерживать ЛГБТ в про- цессе «выхода», открытия себя, который осуществляется всю жизнь, поскольку именно открытость даёт необходимую свободу, чтобы жить честно и с чувством собственного достоинства. Это возможность для ЛГБТ говорить своим голосом, способствуя изме- нению общественного мнения, а для не-ЛГБТ – возможность увидеть многообразие мира и принять ценность индивидуальных различий».

Выход поддерживает идею полного камин-аута. Тем не менее, нельзя сказать, что Выход агитирует своих участников и гостей совершать камин-аут. Совершая камин-аут как организация, на индивидуальном уровне активисту предоставляется право выбора: совершать или нет личный камин-аут, вести или не вести образ жизни открытого ЛГБТ-гражданина. Кроме того, Выход уделяет внимание и борьбе с внутренней гомофобией (боязнью признать собственную ЛГБТ-идентичность) среди самих представителей ЛГБТ. На это, в частности, направлен и дискуссионный проект Инфо-Выход, который периодически устраивает дискуссии для всех заинтересованных по наиболее актуальным для ЛГБТ-сообщества вопросам. Например, в 2009 году проводились дискуссии, посвященные гей-парадам, мифам о геях и лесбиянках, проблемам принятия собственной идентичности, однополым семьям etc. На все тематические дис- куссии приглашаются эксперты по заданной теме, которые делают доклад (ЛГБТ-активисты, правозащитники, психотерапевты, медики, юристы). Борьбе с внутренней гомофобией был посвящен и Мини-фест, который проходил в мае 2009 года. Это однодневный фестиваль лесби-гей культуры, целью которого были заявлены консолидация ЛГБТ-сообщества и борьба с внутренней гомофобией. 132 Оксана Парфенова Это способствует последовательному рекрутированию представителей ЛГБТ с тем, чтобы осуществлять дальнейшую стратегию по завоеванию прочных по- зиций в обществе. 

Говоря о деятельности организации, одна из участниц Выхода хорошо иллюстрирует то, как должна быть устроена их работа:

«Главной стратегией ЛГБТ-организаций в борьбе за свои права является поступательное, юридически выверенное принуждение государства к исполнению взятых на себя перед мировым сообще- ством обязательств. Выбор формы отстаивания своих прав не имеет принципиального значения и зависит от воли самого человека или правозащитной организации. Это может быть как публикации в прессе, одиночный пикет, так и гей-парад. Все средства, находящиеся в рамках закона, хороши для достижения равных прав граждан».

Таким образом, последовательное, выверенное движение в сторону выхода из «чулана» в общественно-политический дискурс, подкрепленное консолида- цией самого ЛГБТ-сообщества и отчасти правовыми гарантиями, которые по крайней мере не запрещают подобную активность, на мой взгляд, представляет собой яркий образец стратегического поведения. 

Один из основных выводов данного текста заключается в том, что для того, чтобы быть более или менее полно интегрированным в общество в рамках ЛГБТ-организации, необходимо выбирать линию поведения стратега, т.е. стро- ить деятельность так, словно вы являетесь властным актором. И характеризуя деятельность Выхода, я бы описала ее таким гибридным термином как «тактик с поведением стратега». В самом деле, мы не можем утверждать, что Выход является полноценным стратегом, под которым в данном случае понимается способность отстаивать равенство в правах ЛГБТ-сообщества с «обычными» гражданами на всех уровнях. В условиях российского гомофобного государства это и невозможно. Но при этом Выход старается вести себя как стратег. То есть фактически, это тактик, который выбирает поведение стратега.  

Контекст высокого уровня гомофобии в обществе не позволяет Выходу как организации призывать к полному камин-ауту своих участников. Стратегическое поведение организации направлено скорее на консолидацию сил с целью укре- пления своих позиций в обществе. И, несмотря на то, что официально Выход не может быть зарегистрирован как ЛГБТ-организация (он имеет статус авто- номной некоммерческой организации), это никак не сказывается на содержании его работы. Вся деятельность организации направлена на то, чтобы консолиди- ровать ЛГБТ-сообщество в России, повышать уровень толерантности в нашем обществе, а также помогать представителям ЛГБТ-сообщества отстаивать их права. Таким образом, можно говорить о новой форме диалога между обще- ством в целом и его отдельным сегментом – представителями ЛГБТ, которые «Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по-русски 133 получили возможность быть услышанными в рамках конкретной организации. И здесь, говоря о камин-ауте в общество, мы видим, что так или иначе проис- ходит и своеобразный диалог между ЛГБТ-сообществом и властью (например, запрет кинофестиваля Бок о бок в 2008 году, декларируемые намерения членов Выхода добиваться того, чтобы осужденные по 121 статье за «мужеложество» были признаны жертвами политических репрессий и т.п.), а также обществом в целом (стратегии просвещения и т.п.). На мой взгляд, потенциал для дальнейшего диалога ЛГБТ-сообщества (в рамках Выхода) с властью и обществом в целом достаточно большой. И выражается он в первую очередь в стремлении ЛГБТ к развитию и укреплению гражданского общества путем повышения уровня толе- рантности и защиты прав меньшинств. На это и рассчитаны большинство акций и проектов Выхода. В ходе этого процесса, очевидно, не обойтись и без участия государства, которое, в свою очередь, как и общество в целом, также нуждается в просвещении и повышении уровня толерантности. Однако, насколько сможет «тактик в маске стратега» способствовать демократизации самого жесткого стратега – гомофобного государства, покажет время.

_______________________________________

1 Е.Здравомыслова, А.Темкина, «От лицемерия к рационализации: трансформация дискурсивного режима сексуальности», Российский гендерный порядок: социологи- ческий подход: Коллективная монография (СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007), с. 213-227.

2 ЛГБТ – международная аббревиатура (LGBT), означает объединение геев, лесбия- нок, бисексуалов и трансгендеров.

3 И.Кочетков, К.Кириченко, Доклад Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации, Московская Хельсинкская группа, 2009. Электронный ресурс : http://www.mhg.ru/publications/C6FC1EA.

4 И.С.Кон, Сексуальная культура в России: клубничка на березке (М.: ОГИ, 1997).

5 М.Фуко, История сексуальности, Том III: Забота о себе (М., Киев: Дух и литера, Грунт, Рефл-бук, 1998).

6 M. de Certeau, The Practice Of Everyday Life (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1994).

7 В.В. Волков, О.В. Хархордин, Теория практик (СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008).

307

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: