Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Талант ничего не хочет?

22—23 апреля 2006, суббота—воскресенье, дни 1441—1442

С утра раздался звонок. Звонили с радиостанции «Сити FM».

Несколько раз я их слушал в эфире. Понравилось.

Понравилось настолько, что мне захотелось с ними сотрудничать.

Я связался по телефону с главным редактором радиостанции и предложил свои услуги. Получил уклончивый отказ: «Мы к Вам хорошо относимся, Вы человек интересный, мы подумаем о Вашем предложении, давайте созвонимся через месяц». Это было в январе текущего года. Я человек занудливый и через месяц позвонил. Ситуация повторилась: меня попросили позвонить ещё через месяц.

Своим студентам я всегда даю совет: действовать по принципу 50 на 50.

— Если Вы хотите чего-либо добиться, несмотря на отказы, продолжайте бить в одну точку. Лишь предприняв 50 попыток и получив 50 отказов, смиритесь: не хотят — и не надо. Пусть им же будет хуже. Скажите про себя фразу «Не больно-то и хотелось» — и улыбнитесь.

Что ж, и мне так действовать? Я ещё раза два позвонил на эту радиостанцию — и снова вежливый, завуалированный отказ. Жаль.

Хочется мне, признаюсь, невероятно хочется вести на какой-нибудь радиостанции ночной эфир. Знаю, конечно, что в одну реку дважды не входят. Был у меня опыт работы на радиостанции «Эхо Москвы», когда я на протяжении почти пяти лет в ночь с пятницы на субботу вёл двухчасовую передачу «Путь к себе». Она имела успех, приходило много откликов, и до сих пор некоторые слушатели, встречаясь со мной, благодарят меня за тот ночной эфир. Вот ведь — запомнили…

Я знаю: если очень захочу, то пробью. Составлю план действий, найду людей, которые меня сведут с тем или иным главным редактором той или иной радиостанции, и добьюсь ночного эфира. Но в этом случае необходимо стать одержимым человеком. Одержимым в этом плане: вести передачу на радио. А у меня фирма, университет, написание новых книг, переиздание старых, два сайта, дом, старенькие «Жигули» (на них тоже время уходит: то мелкий ремонт, то техосмотр, то смена колёс)… И в этой круговерти не хватает мне времени, чтобы пробить ту или иную идею.

Естественно, звонок с этой радиостанции «Сити FM» обрадовал. Меня пригласили принять участие в передаче Дмитрия Львовича Быкова.

Сразу многое вспомнилось.

Семинары в МГУ, на которые ходил Дмитрий Львович. Наши с ним некоторые споры. Его, как мне показалось, негласное соперничество с одним из моих учеников. В этом соперничестве Дмитрий Львович победил. Выходят прекрасные книги, есть авторские передачи на телевидении и радио, постоянные публикации в различных изданиях, штатная работа в одном популярном еженедельнике, чудесная семья. Жизнь, как говорится, удалась.

Пожалуй, моё участие в этой радиопередаче — главное событие моего дня. Я признателен Дмитрию Львовичу за разрешение рассказать в прямом эфире о программе «СОЛО на клавиатуре».

Идя на передачу, я немного волновался, ибо знаю ироничность Дмитрия Львовича Быкова и его умение «раздеть» собеседника. Нет, ничего этого не произошло: доброжелательность, мягкость, интеллигентность, воспитанность…

Два выходных дня — они выходные для всех, но не для меня и Романа Олеговича Иванова, — мы провели «штатно»: работа над рукописью «Учимся говорить публично», обсуждение материалов для сайта, поиски авторов… и мой выговор Роману Олеговичу. Жаль, что он обижается, когда я говорю ему, по-моему, правильные слова:

— Роман Олегович, в который раз начинаю неприятный для Вас разговор и грущу оттого, что он для Вас неприятный. Я знаю: десятки, если не сотни людей хотели бы оказаться на Вашем месте, беседу, которую я с Вами провожу постоянно, сочли бы для себя радостной, а Вы огорчаетесь.

Я посмотрел на Романа Олеговича: он насупился. Пожалуй, надо выдержать паузу, иначе взорвётся.

— Вы ведь, Роман Олегович, — продолжал я, — невероятно талантливый человек, одарённый. Есть свой стиль, чувствуете язык, грамотны. Я хочу, чтобы Вы начали писать книги. О русском языке, о работе корректора, а если угодно — документально-художественную повесть о детстве, роман, подобный сочинениям Артура Хейли, о редакционной жизни… Вы же всё знаете, имеете интересный жизненный опыт и можете писать убедительно, тонко, точно. Вам есть о чём сказать. Начните! Что ж я Вас всё время уговариваю, а Вы мои уговоры воспринимаете как очередную злую нотацию…

Гарантирую Вам: если напишете, помогу издать, используя для этого свои контакты. Да-да, именно контакты, а не связи, Роман Олегович. Я ведь буду не «пропихивать» Вашу книжку, а рекомендовать. А книга (если не книги) может получиться отличной.

И второе — это наш сайт. Опять же: его можно сделать таким (просто у меня нет сил ещё и на это, а Вы его главный редактор), что многим людям, имеющим выход в Интернет, захочется бывать у нас ежедневно. Только нужно найти талантливых авторов — искать их среди наших читателей, учеников-солистов, проходящих «СОЛО на клавиатуре».

— Я вроде ищу, и некоторых нашёл. Разве не так?

— Так это, так. Но мало… У Вас есть возможность проявить свои организационные способности, раскрыть их, закрутить всё дело. Сайт можно сделать событием российского Интернета. Больше честолюбия, тщеславия, меньше разговоров…

Я не закончил фразы, ибо чувствовал, что сам могу сорваться. В самом деле: наш сайт может стать значительно лучше. Но опять же нет у меня стольких сил, не хватает моего времени на всё. Если бы я был только главным редактором сайта, и чтобы больше никаких дел, — месяцев за пять превратил бы его в одно из самых посещаемых мест в Рунете.

Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами. Всё верно. Есть огромное количество людей, мечтающих опубликоваться. Но среди них мало талантливых — пропорция один к ста… А способные, интересные люди вечно терзаются сомнениями: могут ли они писать, будут ли это читать, стоит ли публиковаться…

Взять даже наш коллектив.

Михаил Горшков

Заметки дилетанта. Рассуждения о музыке. Михаил Юрьевич Горшков, не сомневаюсь, смог бы написать их так, чтобы все любящие классическую музыку не просто читали эти заметки, а сохраняли на своих компьютерах, обсуждали. Он ведь фантастический, Михаил Юрьевич… Образован, эмоционален, чувствителен, оригинален, музыку чувствует тонко, рассказывает о ней интересно.

Природа щедро наградила Горшкова талантами: музыкальность, актёрские данные, блестящее чувство языка, хорошие математические способности (он прекрасный программист), аналитический ум и обаяние. Сколько всего!

А Софья Владимировна Костюк? Отличную книгу о педагогике могла бы написать. Заметки молодой мамы, уверен, читались бы взахлёб. Книга о детстве могла бы стать классикой. А если бы она согласилась подготовить рассказ (книгу) о своей бабушке, посвятившей жизнь музыке, пианистке Ольге Эдмундовне Коссек, недавно отметившей своё 90-летие, — какой чудесный документальный роман мог бы получиться!

Дмитрий Митрофанов

А Дмитрий Юрьевич Митрофанов? Вот уже полтора года уговариваю его начать книжку по программированию для школьников. В своё время эту идею я обсуждал с Александром Игоревичем Метревским, с одним из основателей нашего сайта Дмитрием Анатольевичем Волковым, с моим приятелем Евгением Валентиновичем Касперским… Всё мимо. А я уверен, что Дмитрий Юрьевич, умеющий интересно рассказывать, любящий свою профессию, мог бы написать о программировании для подростков так увлекательно, что его книга стала бы бестселлером. И «БИНОМ» (я говорил на эту тему с директором этого издательства) выпустил бы эту книгу в максимально сжатые сроки.

Ах, Глеб Владимирович Успенский! Пишу я эти строки — и вспоминаю Вас. Раньше я удивлялся, когда Вы жаловались: нет авторов, нечего издавать! А теперь хорошо Вас понимаю.

Обо всём этом мы и говорили с Романом Олеговичем Ивановым. В очередной раз он сказал, что подумает.

— Что тут думать, — сказал я сердито. — Делать надо, не обсуждать. Делать!

Два дня пролетели незаметно. Устал. И почему завтра понедельник, а не суббота?..

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

P. S. Сегодня я узнал, что, кажется, в Америке ведутся разработки по созданию чипа, который можно имплантировать в мозг парализованных людей. Эти вживлённые чипы, по мысли создателей, помогут с помощью мысли двигать курсор компьютера, открывать электронную почту и контролировать роботоподобные приборы.

Фантастика! Это же скольких инвалидов можно вернуть к жизни! Используя этот чип (или чипы), можно отдавать команды клавиатуре и создавать тексты, решать задачи. Фантастика…

«Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет». (Петр Капица)

364

Комментарии

Комментариев еще нет

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: