Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Танцы под ковром

Министерство культуры сменило строптивое руководство Академии русского балета им. Вагановой

Ректором вместо Веры Дорофеевой назначен Николай Цискаридзе, бывший танцор Большого театра. А художественным руководителем вместо Алтынай Асылмуратовой — прима-балерина Мариинки Ульяна Лопаткина. Эти неожиданные и резкие кадровые перестановки в старейшей российской балетной школе вызвали оторопь у педагогов Вагановки. И массу недоуменных вопросов к министерству: перемены без видимых и логически оправданных причин выглядят очередной расправой с теми руководителями подведомственных Минкульту учреждений, которые проявляют самостоятельность и независимость суждений.

Первые сведения о возможной смене ректора Вагановки пришли в формате умело разыгранного информационного скандала: в конце прошлой недели некоторые информационные агентства со ссылками друг на друга выдали сообщения о назначении Цискаридзе сначала ректором Вагановки, потом — худруком балетной труппы Мариинского театра. И ту, и другую информацию тут же опровергли — опять же со ссылками друг на друга — и Министерство культуры, и сам «виновник торжества», и «проговорившиеся» информагентства.

Пена скандала была взбита, и когда утром в понедельник прозвучали официальные сообщения о смене руководства, журналисты уже толклись в предбаннике Вагановки в ожидании начала пресс-конференции, которую в оперативном режиме и провел Владимир Мединский, с утра встречавшийся с руководством академии.

Министр культуры коротко сообщил о новых назначениях, вручил букеты роз уволенным дамам, представил нового ректора (Ульяна Лопаткина сейчас находится на гастролях и в конференции не участвовала). А потом, как и следовало ожидать, отвечал на вопросы о возможном объединении в единый центр Мариинского театра, Вагановского училища, Петербургской консерватории и Зубовского института.

Все участники встречи понимали, что за кадровыми переменами маячит именно эта тема: активное противостояние уволенных руководителей академии и всего коллектива объединительным идеям господина Гергиева.

Напомним: еще в начале октября Академия балета обратилась к Валерию Гергиеву с открытым письмом, в котором упрекала его в непонимании реальных проблем подготовки артистов балета. А также в том, что маэстро, проводящий большую часть своего времени за границей, плохо представляет себе суть обучения и ситуацию в Вагановке в целом. Авторы письма назвали инициативу Гергиева объединить несколько разноплановых учреждений в единый центр «беспочвенной». Они предложили обсуждать подобные инициативы в профессиональном сообществе, а не прибегать к административному ресурсу (свою инициативу Гергиев напрямую представил на рассмотрение президенту России). Письмо, подписанное всем коллективом, как теперь считают в академии, и стало спусковым крючком скоропостижной расправы с руководством. Тем более что Николай Цискаридзе упомянут в письме как человек, не представляющий себе реальную ситуацию в Вагановке.

Ответ Владимира Мединского на этот самый животрепещущий вопрос тут же растиражировали все СМИ. Министр сказал буквально следующее: «Решение формировалось долгое время. И мы много консультировались с лидерами отрасли. Мы пришли к общему выводу, что Национального центра искусств не будет. После внимательного изучения этого вопроса мы однозначно считаем объединение академии, Мариинского театра и консерватории в предложенном варианте и в предложенной форме нецелесообразным». И пообещал не трогать нынешнего ректора Петербургской консерватории.

Этот ответ министра, по сути, означает только одно: что Министерство культуры открыто не поддерживает идею господина Гергиева. Но такие вопросы решаются не на уровне министерства, и если президент скажет: «Надо», министерство ответит: «Есть!»

На вопрос — чем же была вызвана такая скоропалительная смена руководства Вагановки? — министр напрямую так и не ответил. При этом не высказал в адрес уволенных Дорофеевой и Асылмуратовой никаких претензий.

Григорий Ивлиев, заместитель министра, сказал «Новой», что эта кадровая рокировка готовилась заранее, вопрос обсуждался с Николаем Цискаридзе еще летом.

Реальные причины министерской «цыганочки с выходом» так и остались под ковром. Нужно было трудоустроить Николая Цискаридзе и обеспечить в будущем красивый выход из театра Ульяне Лопаткиной (они ровесники)? Возможно, но почему это надо было готовить в тайне, проводить в форме кавалерийской атаки, да еще и посреди учебного года? Тем более что если Николай Цискаридзе сейчас свободен от выступлений и гастролей и может уделять руководству достаточно времени, то Ульяна Лопаткина остается артисткой Мариинки. Как сообщили в пресс-службе театра, у них нет сведений, что прима-балерина собирается уйти со сцены. А руководить всем учебным и творческим процессом, заниматься воспитанием сотен учеников на расстоянии — невозможно, это не художественное руководство, а профанация. Почему бы тогда этой заслуженной артистке балета не возглавить балетную труппу самого Мариинского театра? Должность пока вакантна. Кстати, это место вполне можно было бы предложить уволенной из Вагановки Алтынай Асылмуратовой.

Сейчас в Академии балета сложилась странная ситуация: по уставу, должность ректора — выборная. Кандидатуры должны пройти отбор ученого совета и получить одобрение всего коллектива. А уже потом ректор утверждает всех проректоров. По сведениям «Новой», эту процедуру решено отложить до конца текущего учебного года, то есть до лета 2014-го. Так что пока все руководство Вагановки — представленный министерством ректор, все проректоры — являются «и.о».

И эти две буквы — реальный итог всей министерской интриги.

Наталья ШКУРЕНОК

646


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95