Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Во, замахнулся!

24 августа 2002, суббота, день 104

Встану рано по утру,

Все я в доме приберу,

Вымою посуду…

Эта песенка из фильма «Огни на реке». Смотрел его в 1953 году. Первый нетраурный фильм, вышедший на экраны после смерти Сталина. Почему запомнились эти слова из песенки? О чем шла речь в фильме? Помню, там была река, старый бакенщик и девочка-подросток. Не то его внучка, не то его дочь. Но ведь запомнилось.

Довольно часто, глядя на раковину, полную посуды, я непроизвольно вспоминаю эти строчки.

Нередко, когда проснешься поздно (если лег в пять-шесть утра), снова всплывают в памяти эта песенка.

Сегодня, в субботу, пока ругал себя за позднее, ленивое вставание, песенка преследовала меня.

Знаю: какой задашь утром ритм, так и пройдет день. Чем раньше встанешь, тем больше успеешь (особенно если заранее все расписано: когда и кому звонить, с кем встречаться) сделать. Но это напряженный ритм, гонка.

Быстрее, быстрее и еще быстрее. Если так жить, то никогда не вспомнится фраза «спешите делать добро».

Нет, я решил отдыхать.

В два часа пошел гулять с собакой. Забрался в далекий уголок парка. Хорошо! Тишина. Спокойствие. Мы с Кристофом медленно шли по узеньким тропинкам, каждый из нас думал о своем. Кристоф радовался, что поправился. А я размышлял о «СОЛО».

Как сделать программу лучше? Вроде наш курс пользуется популярностью. Но я-то вижу в нем много недостатков. Он может стать в два-три раза лучше. Самое главное — найти ход, чтобы ученик, начав заниматься, не бросал программу.

Хорошее вступление. Любопытная разминка. Легкие первые два-три задания. Дальше должно быть все увлекательнее и увлекательнее. Надо сделать так, чтобы солисту хотелось узнать: а что потом? Ведь пока очередного задания не сделаешь, невозможно продвинуться вперед. Это принцип. А раз так, то каждое последующее задание — интереснее предыдущего.

Все переделать? Нет, нельзя. Уйдет полгода, и мы растеряем то, что приобрели. Это необходимо осуществлять параллельно.

Так мы работали с Ю. В. Никулиным над книгой «Почти серьезно…». Уже был собран материал. Сделаны расшифровки. Начали выстраивать композицию. Тогда решили: каждая последующая главка должно быть интереснее предыдущей. Минимум повторов. Проследить за развитием мысли, подтекста. Все время перемежать рассказ о себе с юмором. Я даже график начертил. Серьезное — юмор, больше серьезного — больше юмора, печальное и грустное (это в главках о войне) - и тут же разрядка: забавное, смешное, ироничное.

Беспокоит меня офис. Хочу, чтобы он работал круглосуточно. Ученики, независимо от места проживания и времени суток, должны своевременно получать совет, помощь, рекомендацию.

В Москве — ночь, а на востоке — день.

Мы мечтаем, чтобы нас знали на всем земном шаре.

Во, замахнулся! Реально или нет? А не знаю. Но уверен, и об этом всегда говорю своим ученикам: планку нужно поднимать как можно выше. Другое дело, сколько удастся выполнить.

И еще. Письма из офиса от наших сотрудников, ответы на вопросы учеников должны быть благожелательными, мягкими, интеллигентными. Мы учим не только набирать текст, мы пытаемся показать, продемонстрировать особый стиль общения.

Процесс воспитания и процесс обучения — их нельзя разделять. У хорошего учителя воспитание и обучение переплетаются. Все происходит органично. Будь то учитель математики, физики, химии, литературы, он не только обучает, дает знания, но и воспитывает, развивает личность. Так должны поступать и мы.

Ответ из офиса — это не просто информация: как исправить ошибку, как отнестись к тем или иным багам, как правильно ставить руки… Нет, это еще и возможность внушить ученику, что он может преодолевать трудности, что он может развить личность… Поэтому ответы не могут быть формальными.

Общение ученика и сотрудника нашей фирмы — общение интересных людей.

Подул ветер. И сразу стало грустно. Сколько листьев, желтых, умирающих, появилось на дорожке. Шелестят, перекатываются. Лето жаркое. Листья желтеют раньше обычного.

Запах дыма. Подмосковье горит. Гарь от торфяников доносится и в Сокольники.

Семь дней осталось до первого сентября. Хорошо бы подумать о планах на новый учебный год. Я так и не решил, вести семинар или нет. Когда берешься за многое — МГУ, книги, журналистика, «ЭргоСОЛО», то можно все загубить. Необходимо выбирать. Определить приоритеты. Если бы я занимался только «ЭргоСОЛО», то результат оказался бы лучше.

Иногда себя ругаю. Слишком много времени отнимает техническая работа. Пытаюсь торопить события. Часто делаю сам то, что могли бы сделать другие. Почему? А мне так проще.

Вот и Мария Александровна Казицкая, которая пока отдыхает, а через неделю вернется, нередко говорила мне:

— Владимир Владимирович, мне легче самой ответить на 70 анкет, чем научить этому Александра Николаевича Пурышкина. Ну не понимает он. Я ему объясняю, он кивает головой, но ничего не понимает. Мы с ним просидели четыре часа. Ответили на четыре анкеты. Это же неразумно. Зачем мы с ним возимся? Даже не знаю, что вы в нем нашли.

Я уклонялся от ответа. Про себя думал: возможно, Мария Александровна права. Но если мы так и будем все делать сами, то никогда не выйдем из замкнутого круга. У нас никогда не появятся новые сотрудники, способные отвечать на письма, поддерживать форумы. Лучше потратить месяц-другой на обучение, зато мы освободим себя от технической работы. И этим сэкономим себе время.

Вернулся домой в четыре часа дня. После прогулки настроение спокойное и ровное. Захотелось продлить состояние покоя и ровности, я бы сказал, благостности. Хотелось побыть в тишине. Позвонил шести человекам (корректору, одной своей приятельнице, студенту, сотруднику еженедельника «Собеседник» — он учился у меня, сыну и еще одному знакомому), перед всеми извинился и попросил перенести наши встречи.

Сидел в кресле, пил кофе, курил. Отдыхал.

Вечером ответил на 40 писем. Хорошо бы ответить еще на 100. Но лучше завтра.

Вечерняя прогулка с Кристофом. Чтение книги Михаила Вострышева (вышла в серии ЖЗЛ) о знаменитой актрисе Людмиле Целиковской.

Сейчас два ночи. Лягу-ка я пораньше спать. Может быть, и встану пораньше?

Встану рано поутру,

Все я в доме приберу,

Вымою посуду…

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

P. S. А хорошо бы в доме прибраться. А может быть, поискать помощницу по хозяйству. Постирать, помыть, погладить…

«Человек так создан, что он отдыхает от одной работы лишь взявшись за другую». ФРАНС

Владимир Шахиджанян
(Фото Сергея Шахиджаняна)

Дела идут. Можно и отметить. Но те, кто пришел, не захотели светиться. Поэтому и не попали в кадр.

414

Комментарии

Комментариев еще нет

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: