Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Что празднуем, мил человек?

Предполагаемый сценарий Дня учителя в Год учителя

В фильме В.М.Шукшина «Калина красная» есть такой эпизод. Главный герой, Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, решает потрясти город. Сказано — сделано. «Народ для разврата собрался», — этой вошедшей в фольклор фразой устроитель приглашает героя на банкет. Придав лицу брутальное выражение, Егор Прокудин решительным шагом входит в зал, видит весьма потрепанную публику (другой в городе не оказалось) и нарывается на вопрос, разрушающий все его ожидания: «Что празднуем, мил человек?»

Мы празднуем День — или Дни учителя? Даже этот вопрос не до конца прояснен.

Отчего так? Завершается Год учителя, в котором, как известно, 365 дней, каждый из которых, по идее вдохновителей этой акции, должен был согревать душу российского педагога, поднимая его статус в обществе.

В реальности этот год стал годом черного пиара учителя. С помощью СМИ страна с удивлением узнала, что среди учителей встречаются, кто бы мог подумать, взяточники, педофилы и прочая нечисть. Телесериалы и журналистские расследования укрепили общественность в убеждении, что современная российская школа — это вместилище разврата, а работающие в ней педагоги — в лучшем случае беспомощные созерцатели происходящего. Ни одного светлого материала о людях, которые, простите за штамп, «сердце отдают детям», мы не удостоились. Так что лично я с нетерпением жду завершения Года учителя и наступления Года спортсмена. Пусть теперь у них голова болит.

Но праздник есть праздник, с конкретной датой которого тоже непросто определиться. По указу Б.Н.Ельцина нам предписано праздновать Международный день учителя 5 октября. Между тем, по советской традиции, большинство педагогов отмечают свой праздник накануне первого воскресенья октября. В этом году 5 октября приходится на вторник, поэтому, учитывая, что во многих школах пятидневка, отмечать праздник можно начинать с пятницы первого октября и продолжать по пятое включительно, в полном соответствии с вредным советом Григория Остера:

Если ты вблизи от школы
задрожишь от жажды знаний,
Заходи, тебе учитель обязательно нальет!
Предполагаемый сценарий праздника.

Наполнив бокалы дешевым «игристым», коллеги провозгласят тост за российского учителя. Многие вынуждены будут выпить не чокаясь. Почему так мрачно? Виной всему недавнее заявление нашего милого министра А.А.Фурсенко о необходимости сокращения учительского корпуса на двести тысяч человек. Пишу без тени сарказма, ибо наш министр при личном общении производит впечатление милого интеллигентного человека. В его заявлении, как водится у деловых людей, ничего личного. Госстат предоставил статистику: в среднем по стране у нас на одного учителя приходится всего 15 детей, что ниже европейских нормативов. Отсюда вывод: пора становиться европейцами по главному экономическому показателю — количеству детей на учительскую душу.

Обсуждая эту новость, педагоги, захмелевшие от первого бокала, затянут известную песню:

Бухгалтер, милый мой бухгалтер,

Вот он какой, такой простой...

Что ж, бухгалтерский, или, говоря современным языком, менеджерский подход к образованию набирает обороты. В целях оптимизации расходов уже идет повсеместное сокращение ставок психологов и дефектологов. И это в ситуации, когда, по данным РАН, в последние годы в России рождается до 80% детей с нарушением развития. Одному Богу известно, как такая экономическая стратегия соотносится с призывами последовать примеру той же Европы, осуществляя совместное обучение здоровых учеников и детей с ограниченными возможностями. Нам бы воспользоваться временным демографическим спадом, обучить учителей тонким педагогическим технологиям, но менеджмент не терпит сантиментов.

Справедливости ради надо признать, что гуманный руководитель отрасли не предлагает выбрасывать учительские кадры на улицу. Им предоставляется возможность приложить свой опыт в качестве воспитателей детских садов. И невдомек милому человеку, что это совсем другая профессия.

Нет, если представлять себе дело так, что в обязанности воспитателя входят лишь кормление малышей и вытирание детских поп, то с такими функциями вполне справится даже сокращенный сотрудник министерства. Но намедни автор этих строк вместе со своими сотрудниками — воспитателями, дефектологами, психологами — ломал голову, решая вопрос: что делать с пятилетним ребенком-аутистом? Аутизм — это серьезное нарушение эмоциональной сферы личности. Но он — потенциальный гений. Логические задачи решает на уровне шестиклассника (!), а эмоционально отстает от сверстников на два года. У этого ребенка лишь два пути: стать Г.Перельманом, восславив свое Отечество, или же — прямиком в дурдом. Чтобы не потерять будущую гордость нации, предстоит многолетняя кропотливая работа по приведению в равновесие правого и левого полушария его мозга. Какая такая сокращенная математичка со стажем справится с этой задачей?

Да что я все о мелочах (о детях), когда в стране идут масштабные преобразования? Вводятся новые формы оплаты труда педагогов: хватит раздавать всем сестрам по серьгам — пора вознаграждать по результатам работы. У каждого региона — свои критерии. В Татарстане министр предписал выплачивать в течение года двойную зарплату тем педагогам, чьи питомцы заняли призовые места на республиканских олимпиадах. А также тем учителям, чьи воспитанники продемонстрировали высокие результаты сдачи ЕГЭ. Остальных просят не беспокоиться. Стоит ли после этого удивляться подлогам, выявленным на экзаменах?

Идя в ногу со временем, тот же прогрессивный руководитель поделил педагогов на две категории: новые учителя — это аспиранты и молодые ученые, чей приток ожидается в результате повышения зарплаты, и старые учительские кадры. За счет вытеснения вторых предполагается поднять доходы первых.

Старые учительские кадры — это те люди, что в 90-е, месяцами не получая зарплату, не объявляли забастовок. И вот Родина говорит им: «Спасибо, свободны». Все правильно, модернизация, главное — сидеть в «Твиттере» и использовать интерактивную доску. Был я недавно на таком «модернизированном» уроке литературы. О нем можно сказать, перефразировав поэта:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И доска с доскою говорит.

В Калининградской области педагогам милостиво разрешили внутреннее совмещение: они могут подработать в качестве дворников и техслужащих. Сбылись предсказания Владимира Владимировича (я имею в виду Маяковского). Отныне учитель «землю попашет, попишет стихи».

Но — вернемся к сценарию близящегося торжества. Он будет неполон, если не учесть, что наряду с СОШками (СОШ — средняя общеобразовательная школа) в этот праздничный день поднимут бокалы МУДО И МУДОФОНы.

Не пугайтесь, это не оскорбительные клички на грани фола, а официальные аббревиатуры. МУДО — муниципальное учреждение дополнительного образования (в девичестве Дом пионеров). А муниципальные учреждения дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности — МУДОФОНы (в прошлом спортивные школы). Аббревиатуры, однако, навевают нехорошие мысли об отношении к сотрудникам. Их будущее неопределенно. В стране, где тысячи безнадзорных детей, не принят Закон о дополнительном образовании.

Впрочем, педагогам не следует обижаться. Научные учреждения порой блещут еще более сомнительными аббревиатурами. Близ моего дома долгое время красовалась вывеска НИИХУЯ — Научно-исследовательский институт химических удобрений и ядохимикатов. Братья Стругацкие отдыхают. Два года назад вывеску сняли, вероятно, оценив результаты деятельности данного учреждения, отвечающие его названию.

Кто изобретает подобные сокращения? Очевидно, это люди, получившие высшее образование, но не имеющие среднего, поскольку именно в школе прививается чувство языка.

Так что же празднуем, мил человек?

Понимаю, есть дела поважнее: например, Сколково, призванное обеспечить инновационный прорыв. Но силикон в переводе на русский означает «кремний». По мне, кремень — это российский учитель, он еще и не такое выдерживал. Поэтому в день его профессионального праздника «поднимем бокалы, содвинем их разом».

Так хочется верить, что это не пир во время чумы.

материал: Евгений Ямбург

449


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: