Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Истина создаётся стилем

Продолжение

Стилем создается восприятие. От того, в каком стиле излагается мысль или информация, мы либо верим в нее, либо не верим. Недаром Оскар Уайлд утверждал, что стилем создается истина. Причем, «создается полностью и абсолютно». 

   Выступавшая в одном журнале  писательница  свои материалы излагала с саркастической интонацией, а все слова, употреблявшая в переносном значении, закавычивала. Материалы ее были испещрены кавычками, что непозволительно профессионалу.  Сегодня говорящие в телеэкране изображают кавычки движениями рук.

   Чего тут плохого? А всё. Ни один уважающий себя мастер слова не будет использовать кавычки. Ну, разве что при  крайней необходимости, когда совсем не верит, что его поймут. Михаил Светлов вообще считал, что «кавычки – для идиотов».      

   Каждая теле-радио программа - это диалог ведущего со слушателями. У каждого теле-радиоведущего своя аудитория. Как она складывается? Ведущий формирует слушателя, подгоняет его под свой  стиль? Или слушатели формируются по принципу «подобное тянется к подобному»

   Не всегда и не совсем, что говорит ведущий, слушатели соглашаются. А когда ведущий пытается отстоять свою точку зрения, говорят: «Это ваше право, но не правота». Так случилось, когда Сергей Доренко настаивал на том, что любое компактное национальное проживание можно называть гетто

                       «МЫ РАЗДЕЛЯЕМ ШКУРУ НЕУБИТОГО КЛИНТОН»                                        

    Идиоматические обороты, которыми так богат словарь американцев, почти неизменно содержат сленг. Янки считают сленг самым демократичным языком, снявшим пиджак, поплевавшим на руки и принявшимся за работу.

   Журналист Майкл Бом, часто выступающий в разных ток-шоу, с блеском  использует идиомы русской речи. Этому не мешают даже какие-то неточности.  Он может назвать халявщиков халявчиками  или сказать о Хилари в мужском роде: «Мы разделяем шкуру неубитого Клинтон». Эти ляпы только добавляют восторгов телезрителям.  

   Однажды в рейтинге радиослушателей он получил на целых 30% голосов больше, чем другие, русские, участники передачи. 

   Понятно, что Майкл не просто так зубрит нашу фразеологию. Хочет понравиться аудитории и перещеголять соучастников ток-шоу. Наверное, хочет также продемонстрировать уважение к нашему языку. 

   Но тут возникает нехороший вопрос: почему наши постоянные участники дискуссий не пересыпают речь родными русскими идиомами? А следом и совсем нехорошее подозрение: а вдруг они их элементарно не знают?  

   Однажды Майкл решил показать, что ничуть не хуже русских знает и нашу замаскированную ненормативную лексику. Использовал при этом самое невинное словечко «пипец». Телеведущая его, конечно, мягко пристыдила, а вот аудитория отреагировала аплодисментами.

                                            НОРМЫ МАСТЕРСТВА

    «До чего ж это тяжелая вещь – перо!» - восклицал Эмиль Золя. Если бы великому французу пришлось поработать на радио или телевидении, он бы взял свои слова обратно. Языком работать еще трудней. Но при одном непременном условии – если работать с блеском.

   В писательстве фразу можно оттачивать хоть полдня. Рукопись - переделывать годами. Романы во времена Золя писались по пять-шесть лет. А радио- и телевизионный жанр – это экспромт. Мысли рождаются мгновенно, на построение фразы требуется несколько мгновений, на произнесение фразы – несколько секунд.

   То есть: работа требует высочайшего мастерства, основанного на знании языка (прежде всего), на эрудиции (не менее важно), а также…                                         

   Попробуем перечислить, каким требованиям должны отвечать речь  и поведение высококлассного радио-тележурналиста.

Никакой фанаберии, пошлости и цинизма.

Никакого кокетства и всезнайства.

Никакого фиглярства и развязности.

Уместность каждого слова.

Не выглядеть смешным.

Радовать слушателей свежестью мысли и остроумием.

Ни на минуту не забывать, что среди слушателей могут быть дети.

Ошибся – извиниться и поправить себя. Извиниться даже за участника своей передачи и поправить его.

Следить не только за своими словами, но иинтонациями: как бы не опозорить (предать) свое Отечество и свой народ. Опозорить и предать – с точки зрения морали, одно и то же.

Виталий Аркадьевич Ерёмин

viteriomin@rambler.ru

8-916-850-4401

173


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95