18+

Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мессия русского балета Сергей Дягилев

Внучатого племянника Петра Чайковского Сергея Дягилева (1872 - 1929), родившегося в Новгородской губернии, в аракчеевских казармах военного поселения, можно назвать самым европейским русским человеком ХХ века. В истории танцевального искусства ХХ века ему принадлежит роль мессии.

Но детство юный Сережа провел в Перми в большом доме, похожем на старинную городскую усадьбу. Там, на Урале, он окончил гимназию и в 1890 году приехал в столицу изучать право на юридическом факультете Императорского университета. На лето он остановился у родственников, Философовых. Дима Философов, его будущий любовник и секретарь по первому русскому иллюстрированному журналу об искусстве, который Дягилев так и назвал - "Мир искусства", познакомил Сережу с кружком "пиквинианцев". Так называли свою компанию три приятеля, объединенные общими гомосексуальными интересами и в будущем сыгравшие, каждый по-своему, интересную роль в развитии русского искусства, - Константин Сомов (художник), Вальтер Нувель (один из недолгих любовников Михаила Кузмина, организатор "Вечеров современной музыки", приятель Стравинского и автор первой биографии Дягилева) и, собственно, сам Дима Философов. Четвертым - безоговорочным лидером, способным реализовать любой, даже самый фантастический проект, стал Сергей Дягилев.

Впрочем, поначалу "председательствовал" на собраниях кружка художник Александр Бенуа, пока в буквальном смысле слова не был изгнан с воображаемого трона предводителя кулаками эмоционального Дягилева, не довольного какими-то рассуждениями Бенуа об искусстве.

В 1897 году, когда "здоровяк-провинциал" (А. Бенуа) Дягилев окончил университет, среди его творческих достижений значились попытки написать оперу, книгу, сыграть в спектакле, но все это не соответствовало размаху воображения и не вызывало необходимого восторга. А ведь за исключением университетских приятелей, "самозваный" племянник "дяди Пети" (так Дягилев называл Чайковского) предпочитал общаться исключительно со знаменитостями: из композиторов - с Римским-Корсаковым, из художников - с Васнецовым, Врубелем и Серовым. Во время первой поездки за границу он познакомился с Верди, Золя и Гуно...

Что могло поразить русскую публику? Только скандал в самой, быть может, спокойной и устоявшейся области искусства. И Дягилев придумал начать "войну" с передвижниками. Он привез из Европы два десятка немецких и английских акварелей художников-модернистов и представил почти неизвестное России направление в живописи. К Дягилеву потянулись русские художники-новаторы, среди них - приятель Константин Сомов, которому приписывают идею открытия журнала "Мир искусства" (1897-1899, с перерывами до 1904). Его ответственным редактором стал сам Дягилев, очаровавший задором миллионера Савву Морозова (он дал денег). Нашлось в журнале место и сердечному другу Дмитрию Философову в качестве литературного редактора, тем более что редакция журнала первое время находилась в квартире Дягилева, где любовники, Дима и Сережа, жили вместе.
 


Сергей Дягилев. 1905. Худ. Лев Бакст

"Мир искусства" под руководством Дягилева дал название целому направлению в русской художественной жизни начала ХХ века - Врубель, Бакст... Последний, Лев Бакст, будет постоянным спутником Дягилева во время прогулок в Таврический садик (место сбора петербургских геев) в 1905 году, когда Сергей окончательно поссорится с Философовым.

Но впереди Дягилева ждал балет. Директор императорских театров князь Сергей Волконский (тоже, кстати, гомосексуал) в 1901 году пригласил Дягилева возглавить "Ежегодник императорских театров". Издание вышло шикарное и нашло одобрение у самого императора. Дягилев тут же бросился осваивать новое для себя пространство танца и получил "исключительные полномочия" на постановку балета "Севилья". Но Волконский заподозрил в молодом протеже конкурента и устроил так, что император уволил Дягилева со скандалом. Но было уже поздно - Дягилев, очарованный магией балета (сколько там было красивых юношей!), знал: рано или поздно он вернется в храм танца со своими гениальными идеями.

Пока же он отправился по России, чтобы собрать грандиозную выставку русского портрета. Спустя целый век, вернисаж, для которого Дягилевым было лично отобрано 3000 портретов российских чиновников, князей, духовенства, светских дам, остается самым большим за историю выставок в России. Этот "апофеоз русского прошлого", который с трудом вместили залы Таврического дворца, Дягилев отвезет в Париж 1906 году. Профинансировал проект император Николай II.

Успех выставки подсказал Дягилеву идею Русских сезонов в Париже. И первый из них состоялся в 1907 году - это были пять музыкальных концертов, жемчужиной которых оказалось выступление Шаляпина с ариями из русских опер. Вдохновленный успехом, весной 1908 года он привез в Париж "Бориса Годунова" и начал готовиться к первому "балетному" сезону.

...Дягилев представил новую звезду русского балета - Вацлава Нижинского, сменившего его прежнего "сердечного друга" Дмитрия Философова. Дмитрий настолько углубился в литературу, что сошелся с поэтессой и критиком Зинаидой Гиппиус, которая, возможно, во многом благодаря своей внешней мужественности впервые привлекала Философова-гея как женщина. Впрочем, нашлось место в этом культурологическом романе и мужчине - ее мужу, писателю Дмитрию Мережковскому.

На некоторое время утешение принесли Дягилеву объятия личного секретаря Сергея Марвина, который, впрочем, вскоре бежал с одной из танцовщиц. Чуть ранее Дягилев едва не поделил молодого художника Сергея Судейкина с Михаилом Кузминым. Однако Судейкин обвел вокруг пальца обоих - он неожиданно женился.
 


Сергей Дягилев. 1909. Худ. Валентин Серов

Какую искру мог разглядеть в девятнадцатилетнем Вацлаве, робком, неотесанном и диковатом поляке, Дягилев?.. В отношениях с любовниками Дягилев всегда чувствовал себя своеобразным учителем. Он влюблялся непременно в юношей. Вацлав оказался старше всех.

Танцовщику Леониду Мясину было 18...

Столько же Сержу Лифарю...

Личному секретарю Борису Кохно - 17...

Столько же танцовщику Антону Долину (настоящее имя английского атлета Сидни Френсиса Патрика Чиппендала Хили-Кэя).

И, наконец, последнему обласканному дарами и вниманием композитору Игорю Маркевичу - 16.

Но самой яркой звездой в "донжуанском" списке Дягилева остался Нижинский. От природы стеснительный, "беспомощный, еле живой вне сцены" (П. Ливен), Вацлав преображался в танце. При этом, быть может, именно излишняя опека, которой в быту окружил Вацлава Сергей, дала ему возможность раскрепоститься на сцене. Этот союз "не принес детей, но изменил историю танца, музыки и живописи во всем мире и дал жизнь многочисленным шедеврам".
 


Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев

10 октября 1908 года Дягилев подписал с Нижинским контракт на 2500 франков за участие в первом Русском сезоне. Тем временем на вечерах у Дягилева, чей организаторский талант заключался в умении брать под свой контроль все, начиная с финансовых вопросов и заканчивая самим балетом - хореографией, костюмами и декорациями, началась подготовка к поездке в Париж. Для первого сезона были выбраны "Клеопатра", "Сильфиды" и новый балет "Павильон Армиды". В двух последних должен был танцевать Нижинский...

К лету 1909 года первый дягилевский сезон русского балета завершился триумфом, долгами и, главное, незабываемыми впечатлениями от прыжков Нижинского. После возвращения из Парижа Вацлав поселился в квартире у Дягилева, который во время недолгой болезни танцовщика после скандала в "Жизели" (см. Нижинский), оплачивал все его счета и долги, в том числе платил пенсию матери. Теперь Нижинский подчинился Дягилеву и в личной свободе. На три года вперед их чувственный союз обрел в глазах окружающих определенную законную силу. Дягилев и Нижинский везде появлялись вместе. Точнее, Нижинский везде следовал рядом с Дягилевым, вслед за ним. Во внешне бесцветном Вацлаве бурлил целый оркестр чувств, идей и образов танца... Марионетка по собственной воли в руках Дягилева, в оправе его любви и внимания, Вацлав обретал славу и ореол звезды.

Еще зимой 1909 года Дягилев начал сотрудничество с начинающим композитором Игорем Стравинским. Для ближайших сезонов Стравинский напишет партитуры "Жар-птицы", "Петрушки" и "Весны священной". Соединение "странного танца" Нижинского и футурологической музыки Стравинского, которое будет с трудом понято, помогут дягилевскому балету заглянуть далеко в будущее танца. В этом фантастическом предвидении заключен итог "дягилевской реформы" балета, которая откроет искусству танца второе дыхание на век вперед.

После "бегства" Нижинского в разгневанного Дягилева вернет спокойствие и вдохнет новые силы все тот же балет в реальном образе Леонида Мясина. Последний оказался куда более восприимчивым воспитанником и любовником, чем замкнутый Вацлав. Поездки по Италии и отдых в светском окружении доставляли обоим массу удовольствия. Идиллии придет конец в 1921 году, когда Дягилев застанет Мясина с женщиной и уволит его на следующий же день.

Неудачная постановка балета "Спящая красавица" в Лондоне в 1922 году превратила инициатора Русских сезонов в банкрота. Долги, почти 200 000 франков, оплатила Коко Шанель - из любви к своему русскому любовнику, великому князю Дмитрию, бывшему другу Феликса Юсупова...

В 1920-е годы трое молодых людей - Лифарь, Долин и Кохно - в разное время становились объектом внимания и ухаживаний своего великосветского протеже. И они, безусловно, сами любили своего Сергея...

"В холостяке Дягилеве была какая-то семейственность и тяга к семейной жизни. Он всегда мечтал о своем доме, как вечный странник об оседлости" (Сергей Лифарь). Это чувство дома могли бы на исходе его жизни дать ему Сергей Лифарь и Борис Кохно. Дягилев мечтал, чтобы они двое составили его семью. Почти совсем ребенок Кохно готов был согласиться с любыми желаниями Сергея Павловича. Но уговорить жить втроем не удалось Лифаря. В 1925 году после одного из успешных спектаклей Сергей Лифарь наотрез отказался выпить на "ты" с Борисом, чтобы символически объединить их семейный союз.
 


Дягилев и Борис Кохно. 1920-е. Фото неизв. авт.

Тогда Дягилев оправил Кохно в Париж и продолжил свое итальянское путешествие с Нувелем и Лифарем. Это был первый год интимной близости Дягилева и Лифаря. Сохранилась фотография: Лифарь - весь в белом с эротично расстегнутым воротом рубашки, Дягилев - в кресле и Вальтер Нувель - на заднем плане. Этот снимок - иллюстрация "самого счастливого года в жизни Сергея Павловича и моей", признавался Сергей Лифарь. Они даже вместе решают бросить курить, тем более что здоровье Дягилева резко ухудшается - сказывались последствия сахарного диабета.

После 1926 года Дягилев постепенно отходит от балета: он собирает библиотеку, в огромном количестве скупает старинные книги. Этому новому увлечению отчасти способствует и Сергей Лифарь, который остается возле Дягилева. Остальные - Вальтер Нувель, Борис Кохно, Игорь Маркевич - как бы в стороне.

Дягилев умер 19 августа 1929 года, ему было всего 57. Кохно и Лифарь оспаривали друг у друга бездыханное тело.

Последний приют Сергей Павлович Дягилев нашел на русском кладбище острова Сан-Микеле. Кохно и Лифарь, обезумев от горя, едва ли не ползли за гробом на коленях до самой могилы. Спустя несколько месяцев они подписали договор о закрытии Русского балета.

ЧТО ПОЧИТАТЬ О ДЯГИЛЕВЕ
 

  • Лифарь С. Дягилев с Дягилевым. М., 2005
  • Лифарь С. Дягилев. СПб.: Композитор, 1993
  • Лифарь С. С Дягилевым. СПб.: Композитор, 1994
  • Лифарь С. Страдные годы. С Дягилевым. Киев, 1994
  • Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. М., 2003

Источник

372


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: