Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Памяти Йона Нёдтвейдта

К годовщине ухода великого музыканта

Дисклеймер.

Эта заметка — дань памяти и уважения со стороны автора одному из его кумиров.

Автор не пропагандирует никакие ценности: ни традиционные, ни нетрадиционные, — полагая, что у взрослых людей должно хватать ума самим критически оценивать те или иные учения и выбирать, согласны они или нет с их положениями.

А младенцев и всех, кому неприятны темы Смерти, самоубийства, сатанизма и тяжёлой музыки, автор убедительно просит дальше не читать…

Вновь наступила среднеавгустовская пора, в которую поклонники группы Dissection по всему миру (и ваш покорный слуга в их числе) вспоминают об уходе Йона Андреаса Нёдтвейдта — певца, поэта, композитора, музыканта, философа, — подарившего всем ценителям Прекрасного одно из наиболее ярких музыкальных явлений «тяжёлой» сцены рубежа тысячелетий. Не считая участия и сотрудничества с целым рядом сайд-проектов.


Йон Нёдтведт. Фото: last.fm

И многие из нас по-прежнему ждут «Книги Хаоса» — первой авторизованной биографии своего кумира, работа над которой, как кажется, ведётся уже неисчислимое количество лет.

Возможно, эта книга (если она всё-таки выйдет) прольёт немного света на детали Смерти Йона Нёдтвейдта, которые для автора пока по-прежнему во многом остаются загадочными.

 

Начнём с самой даты

13 августа принято как условная дата самоубийства Йона Нёдтвейдта. Есть свидетели, утверждавшие, что видели его живым ещё в первой половине дня 14 августа. Достоверно известно лишь, что выстрел, положивший конец его земной жизни, прозвучал между 13-ым и 16-ым августа, потому что тело обнаружили 16 числа.


И тут возникает вопрос. Если со дня Смерти прошло не так много времени, разве судмедэксперты не могли установить с достаточной степенью точности, когда именно Она произошла: 13-го, 14-го или 15-го числа?


У всех на слуху недавняя трагедия с Анастасией Гришман. Её тело пролежало в квартире целую неделю, однако эксперты и по прошествии недели смогли точно установить дату её ухода.


Не будучи профессионалом в патологической анатомии и судмедэкспертизе, теряюсь в догадках. Или развитие этих областей за 16 лет сильно ушло вперёд (потому что раньше не могли точно определить дату кончины по прошествии всего одного-двух дней, а теперь могут, когда прошла уже целая неделя). Или, в случае с телом Йона, вскрытие не проводилось (что достоверно автору не известно)…


Или на возможность точно определить дату Смерти может повлиять характер повреждений, полученных при Ней. Быть может, ножевые ранения, с этой точки зрения, более благоприятны, чем выстрел в голову из пистолета… Как бы цинично и ужасно ни звучало последнее предложение.

 

Теперь о выстреле

В конце своего жизненного пути Йон Нёдтвейдт жил в многоквартирном доме в пригороде Стокгольма — Хассельбю (или Хяссельбю — встречался и такой вариант транскрибирования со шведского). Наличие соседей предполагает, что кто-то мог слышать выстрел, поставивший точку в жизни Йона. Почему же полиция прибыла, только когда забеспокоились родственники великого музыканта после того, как он перестал выходить на связь?


Понимаю, что и здесь возможны варианты. Например, Йон выстрелил в себя из пистолета с глушителем. Или действительно в момент его самоубийства в соседних квартирах никого не было. Или в доме, в котором жил Йон, была настолько хорошая звукоизоляция, что соседи просто не слышали выстрел (в последнее, конечно, верится с трудом).


Кроме того, упавшее на пол и, возможно, на несколько секунд заметавшееся в агонии тело тоже должно было бы произвести шум, способный вызвать подозрения… Но никто из соседей, насколько я понимаю, никак не отреагировал.


О возможной агонии в момент Смерти — ещё немного чуть ниже.

 

Об антураже самоубийства

По свидетельствам, которые можно найти хоть на Википедии, хоть в других источниках, Йона нашли в круге из свечей. А рядом лежала Liber Azerate — «библия» антикосмического сатанизма, главный текст Мизантропического Люциферианского Ордена, в котором Йон Нёдтвейдт состоял. На Liber Azerate, в свою очередь, во многом опирается Reinkaos — последний альбом Dissection, ставший, наверное, самой «программной» работой группы (хотя, безусловно, всё творчество великого художника носило в чём-то «программный» характер). Магические формулы из Liber Azerate цитируются в текстах «Реинкаоса».


Попутно хотелось бы отметить, что, если бы не могучий гений и харизма Йона Нёдтвейдта, об антикосмическом сатанизме вообще мало бы кто знал, кроме, разве что, самых увлечённых исследователей оккультного. Но это лишь «частное богословское мнение» автора.


Так вот, обстановка, в которой наступила Смерть музыканта, тоже ставит определённые вопросы. Выстрел был завершением ритуала, жертвоприношением самого себя, в котором Йону виделся путь возврата туда, где он мог бы обрести желанную «вечную свободу», — в Хаос, Царство Вечной Ночи.


Оговорюсь: разумеется, я НЕ МОГУ знать о ВСЕХ мотивах, которые побудили моего кумира к добровольному уходу из жизни. Но если анализировать имеющиеся сведения: его высказывания в интервью, особенно позднего периода, его философию и то, что, по свидетельству видевших его в последние дни перед Смертью, он никогда прежде не был настолько сосредоточенным, полным силы и радостным, — всё это подталкивает прежде всего к религиозно-мистической трактовке его самоубийства, упомянутой выше. Иначе зачем нужен был бы весь этот антураж? Чтобы повеселить напоследок своей Смертью поклонников? Вот уж кто-кто, а великий Йон Нёдтвейдт всегда был чужд фиглярства, позёрства, клоунской буффонады и неискренности…


Да, мне НЕ ИЗВЕСТНО содержание его предсмертных писем своей девушке и отцу. Возможно, в них были указаны какие-то дополнительные мотивы. Но это, видимо, мы уже вряд ли когда-то узнаем, а «фактура», которая осталась в свидетельствах после его Смерти, заставляет думать о том, что это было именно то ритуальное самоубийство, на которое Йон Нёдтвейдт намекал в своих лирике и интервью ещё задолго до его осуществления…


Вернёмся к кругу из свечей. Иногда я встречал упоминание о ГОРЯЩИХ свечах. И если самоубийство Йона произошло действительно 13 августа, то что это за свечи, которые оставались горящими на третьи (!) сутки после зажжения?


Возникает вопрос и о диаметре круга, в котором находилось тело покойного. Каким бы большим ни был этот диаметр, Йон, думаю, прекрасно понимал, что предсмертная агония может заставить его сбить одну или несколько из этих свечей, а это, в свою очередь, уже грозило пожаром… Будучи сатанистом и мизантропом, но при этом, как ни парадоксально, во многом открытым и доверчивым человеком — об этом свидетельствуют те, кто знали его лично или хотя бы мельком встречались с ним, — Йон вряд ли хотел бы, забирая свою жизнь, забрать чьи-то ещё…


Доводилось слышать мнение, что, если выстрелить из пистолета в голову, даже боли не почувствуешь и звука выстрела не услышишь, — пуля быстрее уничтожит мозговые центры, ответственные за эти ощущения. Надеюсь, что и великий Йон Нёдтвейдт умер максимально безболезненно, что Смерть его была легка и приятна… Может быть, даже не сопровождалась или почти не сопровождалась агонией.
Жаль, что выстрел в голову, как говорят, сильно уродует лицо человека, особенно область глазниц. Так прекрасно чувствовавший, любивший и ценивший красоту гений после своей Смерти предстал перед обнаружившими его полицейскими, наверное, в не самом, с эстетической точки зрения, приятном виде. Поэтому, может быть, сколько ни искал, я так и не смог найти ни одной фотографии своего кумира после его кончины… Может, и к лучшему.


Как бы то ни было, ясно лишь, что это было самоубийство, — в этом сомнений нет. Но самоубийство мистическое и загадочное. Впрочем, мог ли быть другим уход великого гения?


Гения, который назвал Смерть «оргазмом жизни» и призвал «проживать жизнь соответствующе — настолько интенсивно, насколько возможно».


В чём корень почти всех религиозных учений и философских систем? В попытке спастись от Хаоса этого мира. Не в силах вынести мысли о безосновности и неопределённости жизни, в которой в любой момент может произойти, что угодно, сознание человека пытается подвести под эту жизнь некую основу, базис, фундамент, в лице сверхъестественных сущностей или рациональных конструктов. Главное — чтобы эти создания ума и фантазии человеческой спасли человека от безнадёжности и бессмысленности мира…


У Йона Нёдтвейдта была сила признать, что Хаос правит миром. Но и он, обратившись к антикосмическому сатанизму, являющемуся разновидностью сатанизма теистического (или дьяволопоклонничества), в котором первозданный Хаос упорядочивается через призму богов и демонов, пытался найти некий рациональный во всей своей иррациональности ответ, состоявший  в том, что и в Хаосе есть некое разумное начало, а значит, его можно как-то подчинить и упорядочить…


К религиозным и философским убеждениям Йона Андреаса Нёдтвейдта можно относиться по-разному, но его наследие до сих пор живо, свидетельство чему — поклонники по всему миру, от России до Южной Америки.


И я искренне верю в то, что его творчество по-прежнему будет актуально, пока не закончится этот мир, которому, судя по всему, уже недолго осталось. И это тоже Йон — метафорически — предсказал в своих композициях. Порой действительно кажется, что наступление «беззвёздного эона» вслед за Маха Пралайей (вселенским пожаром, который уничтожит мир, — термин, позаимствованный антикосмическим сатанизмом у индуистской традиции) уже совсем близко.


И пусть для тех, кто не является адептом взглядов, что исповедовал Йон, это не более чем красивые аллегории.  Аллегории эти обладают непреходящей художественной ценностью и дарят всем поклонникам Dissection эстетическое наслаждение…


А, возможно, только ради наслаждения и стоит жить.


Пока Смерть не заберёт нас.


В предвечный Хаос — куда она уже забрала дух Йона Андреаса Нёдтвейдта…

Дмитрий Манченков

42


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: