Ваенга Елена – ей бы добавить вкуса, убавить самоуверенности и меркантильности, приставить наставника-режиссера-профессионала, и у нас была бы отличная певица всенародного масштаба. Только поздно. И нереально. Сейчас еще нереальнее, чем раньше. За два года, в течение которых ее узнали и прочувствовали массы (примерно 2008-2010), она умудрилась свести на нет все надежды на ее счет у увлеченных, но здравомыслящих. Она не росла, не развивалась, не становилась интереснее. А уж когда ею занялось телевидение, то Ваенга просто растворилась в тамошней эстрадной тусовке, потеряв остатки самобытности и индивидуальности. Да, сумасшедшая инстинктивность и органичность животного были ее изюминками. А ТВ подвело артистку под общий стандарт, и, оказалось, что она именно к этому всю предшествующую жизнь и стремилась. Более того, ее вопиюще самодеятельный уровень стал резать слух и глаз сильнее прежнего, хотя оказался под стать многим ее коллегам.
P.S. Хочу подправить себя, иначе не справедливо по отношению к Ваенге, которая восхищала меня два года. На днях пересмотрела и переслушала ее выступления 2000-2005 годов. Вот где она осталась той, которой я мечтала ее сохранить. Когда она сконцентрирована на какой-то эмоции, сильнее всего ее вдохновляла и делала собранной на сцене злость на кого-то (когда она не сцену выносила внутренний спор с невидимкой, свое несогласие с ним, свое отрицание его с его суждением), то от нее бьет такая ураганная энергетика, которая заряжает каждого сидящего в зале и по ту сторону экрана. И за этот заряд испытываешь благодарность ей. Такого заряда ждешь от каждого творца.
Сегодня поймала себя на мысли: когда я сильная, меня не проткнешь, а когда слабая – теряюсь от малейшей ерунды поперек. Но невозможно быть сильной постоянно. А я именно этого хотела от Ваенги. Тем более, что сила базируется на таких составляющих, которых у нее не оказалось (ну, в зачаточном состоянии были, но не развились): ум, постоянная жажда самообновления, интерес к самопознанию и профессиональные наработки. Последние спасают как раз в моменты слабости. Конечно, ей не на эстраду надо было. Ей нужно было в театр. И при попадании ее в руки мощного мастера, который сумел бы укротить, но не подавить, а вытаскивать из нее способности на благо себе и ей же, мы получили бы грандиозную актрису. Я до сих пор в этом убеждена. От этого и не проходящая печаль: не могу просто забыть, как многих ее коллег.
____________________________________________________________________________________
Вайкуле Лайма – она появилась клоном Мадонны, которую у нас тогда мало знали, зато певица (точнее, танцовщица) из Латвии имела возможность срисовывать американку с клипов. И символично, что следом за копированием движений пришло копирование пения. Правда, Мадонна с годами не стала лучше петь, но явно натренировалась в танцах. А у Лаймы и то, и другое в первобытно-запущенном состоянии. Сначала, наверное, большего и не требовалось для здешнего уровня восприятия, а потом – возраст, здоровье, другие увлечения-заработки. Для нашей эстрады она стала еще одной «иностранной» гостьей, что успешно все годы и эксплуатировала, пользуясь тем, что сравнивать было не с кем (не было у масс доступа к мировой эстраде). В любви к труду ей не откажешь, но ее деланно отстраненная, хладнокровная манера поведения и исполнения – на любителя.
______________________________________________________________________________
Валерия – пронзительная, громкая, крикливая. Когда она была замужем за Александром Шульгиным, который, по ее последующим признаниям, бил ее, она пела вменяемо, спокойно, мелодично и даже временами тихо. Зато потом, вырвавшись от мужа-тирана, она отпустила голос на полную катушку легких и заголосила, пытаясь перекрикивать музыку, словно очередного деспота. Очень суетливая, даже нервическая, забивающая уши вокалом, а души – холодом.
______________________________________________________________________________
Варвара – см. про Анжелику Агурбаш.
_________________________________________________________________________________
Варум Анжелика – у нее лицо Эдит Пиаф, прикидывающейся Лаймой Вайкуле. Когда-то папа писал ей приятные песни, выгодно совпадавшие с ее небогатым голосом. Она вела себя на сцене просто и по-пионерски отчаянно. Потом вышла замуж, и уже супруг начал пополнять ее репертуар такими же ладными для ее тембра произведениями. Вокал со временем окреп – связки натренировались, но манера осталась детской, хотя с годами это стало выглядеть странно: уже не мило, а так, словно даму стукнули по голове и она с блаженной улыбкой от сотрясения мозга перемещается в пространстве, забыв о времени. Очень манерная певица с приторной, неискренней улыбкой, своими жеманными телодвижениями перед микрофоном и мяукающим голосом вызывающая ассоциации с китайским болванчиком.
_______________________________________________________________________________
Вески Анне – на нее обратил мое внимание мой брат (я тогда еще была малосознательным потребителем эстрады): на то, как она улыбается, когда поет, и поет, когда улыбается. Поет, как улыбается. В ее неповторимом тембре будто колокольчики протяжно, тягуче и в то же время звонко переговариваются. Такого задора, темперамента, эмоциональной вовлеченности в музыку, казалось, трудно было ожидать от эстонки, но вот же она – есть такая. При этом никакого заигрывания со зрителями, фигура, полная достоинства, занимается на сцене любимым делом, в котором ей все удается и она знает, что удается, от чего получает особое наслаждение. И оно передается публике. Очень заразительная певица. И всегда тщательно отбирает песни в репертуар: почти нет не запоминающихся. И пусть в последние годы она выступает со старыми произведениями с неизменной манерой их преподнесения, но ее профессионализм завораживает как прежде. Мне Анне Вески напоминает Агнету Фельтског, солистку-блондинку из группы "АББА".
_______________________________________________________________________________
Ветлицкая Наталья – я про себя называла ее, когда видела на сцене: любимой женщиной иностранного дипломата. Такая вот немного заморская дива с узнаваемым тембром минимального голоса. Невозможно сказать, что в ней умерла певица. Она как стала певицей случайно, ну как в модели пошла, так и перестала ею быть. У нее всегда были яркие клипы, где все внимание камеры было на ней. Она умело носила костюмы, стараясь преподнести себя как можно эффектнее. Ей это удавалось. И что-то при этом ворковала- набарматывала, как мантру читала – распевный рэп. Впоследствии оказалось, что она умная, язвительная, наблюдательная женщина с разносторонними интересами. Но проявилось это в соцсетях, а не на эстраде.
_____________________________________________________________________________
Власова Наталия – певица с интимной манерой исполнения собственных произведений. Очень трогательная, утонченная (как Наталья Ветлицкая, но мягче), сексуально нашептывает ласковые слова, периодически постанывая. Тембром напоминает раннюю Еву Польну. Мария Шарапова с ее вскриками дровосека в процессе рубки «сопит» от зависти. Власова была когда-то подругой Елены Ваенги (тогда еще просто Хрулевой). У Натальи творческая жизнь складывалась на миг успешнее – она попала в «Рождественские встречи» Пугачевой с песней, ставшей самой популярной в ее репертуаре (и оставшейся, пожалуй, второй лучшей после "Я у твоих ног"). О Ваенге тогда никто не знал, кроме близких. Потом случился перекос: Власова отошла в тень, а Ваенга ринулась на штурм, вдохновленная в том числе ревностью и завистью к успеху подруги. Дружба закончилась. А Наталья, словно на контрасте с напористой Еленой, ушла в камерность питерских минималистских концертов.
______________________________________________________________________________________
Воробьев Алексей – запомнила его после телепроекта «Народный артист». Уже тогда подумала, что он классный артист с постоянной жаждой объять необъятное, с желанием пометить все территории, но, что приятно, доведя себя до приличного уровня для каждой пометки. То есть в нем нет азарта самодеятельности. Он не неряшлив в самопроявлениях. В нем много способностей, и он им отдается всей сутью. Натура увлекающаяся и трудолюбивая. Только слишком отчаянная, какая-то самоубийственная. Судя по череде чп в его жизни, ему стоит не то умерить пыл, не то нащупать смысл себя, чтобы не распыляться.
________________________________________________________________________________
Ведищева Аида – одна из моих самых любимых, неведомых мне в лучшие ее годы на эстраде (ну не успела я полюбоваться ею на телеэкране – мала была, а потом ее запретили к показу и выжили из страны. Уехала в Америку, где тоже пела, потому что не могла без этого. Вот что я называю профессиональной страстью, за что преклоняюсь). Зато песни, голос слышала в кинофильмах. «Лесной олень» действительно уносил меня вокально: когда внутри тебя образуется вихрь эмоций и рвется наружу вместе с желанием подпевать, заглушать исполнителя, иначе тесно в груди. У нее что ни песня, то вокальный и чувственный шедевр (еще моя любовь такой же силы – Майя Кристалинская, но о ней дальше).
_______________________________________________________________________________
Великанова Гелена – она похожа на секретаря парткома (и еще на нашу первую женщину-космонавта Валентину Терешкову). На самом деле у нее польско-литовские корни. Отсюда и такая строгая внешность, острые черты лица. Я плохо знаю ее творчество. Только сейчас погрузилась в видео и поняла, что, похоже, она все годы на советской эстраде наступала на горло собственной песни. После разноса за легкомысленные «Ландыши», видимо, пришлось тщательнее подбирать репертуар, а то оказалась бы и Гелена Великанова там же, где Лариса Мондрус, Аида Ведищева… За границей нашего восприятия. Ее не очень запоминающийся, но приятный и сильный голос после неудачного лечения значительно ослаб, и до последних дней жизни она преподавала в музыкальном училище.
__________________________________________________________________________________
Витас – кроме одного сиренообразного звука (и одной песни – с этим звуком) я о нем ничего не знаю. Не интересовалась, только время от времени слышала сплетни, вроде той, что этот звук ему в студии записала Алла Горбачева (такая незаслуженно мало известная певица), наблюдала краем глаза какие-то выступления, но не погружалась, выводов не делала, потому что мне этот исполнитель не интересен. У него странно блестящие (стеклянно) глаза, хитроватое обаяние, действующее разве что на девочек-подростков (которые мечтают не то о маньяке, не то о принце, потому что период такой – пубертатный).
___________________________________________________________________________________
Воронец Ольга – я не знала, что она из дворян, пусть и обедневших. Я вообще на нее внимания не обращала, в концертах номера Воронец, Зыкиной, Стрельченко и им подобным были не моим любимым жанром. Единственной песней, где голос Воронец пробирал до мурашек, была «Я – Земля» (там пафос такой, что без мурашек не обойтись). А недавно посмотрела ее интервью Андрею Малахову (умудряется он успеть перед смертью): и такая трагическая судьба открылась, такие хитросплетения отношений с партией-правительством-теленачальством и Зыкиной, что я, послушав, встала на сторону Воронец, хотя, конечно, все не так однозначно.
______________________________________________________________________________
Высоцкий Владимир – к эстраде его трудно отнести, хотя к шансону можно, к бардовской песне, а они – часть эстрады. У нас все перемешано и в этой области. Я не считаю его очень талантливым артистом – типажный, специфический, нуждающийся в очень жесткой и умелой режиссуре. Он не талантливый поэт или писатель, на мой взгляд. Но он колоритная личность с большим творческим диапазоном. Словно кинули в него россыпь возможностей и некоторую всеядность. И он отрабатывал этот дар, пока силы были. Сам же этот колодец и вычерпал. Попытки залить в него извне приносили, как мне думается, не столько облегчение или творческий подъем, сколько давали передышку отуплением: выключали свет. Когда нечего стало пить (из колодца), он и умер. И все, им сотворенное, без него, по моему мнению, утратило пульс: кто ни берется – ничего не получается. Потому что он выпевал себя.
_______________________________________________________________________________________
Вертинский Александр – его можно поставить рядом с Высоцким для контраста. Они воплощают разные мировосприятия, разные культурные уровни. Когда говорят о человеке и о том, из чего он складывается, я произношу заветную формулу: гены, воспитание, образование. Вот эти три кита у Высоцкого и Вертинского разные. Как различаются интонации, с которыми каждый преподносил себя. Вкрадчивость вползания в душу одного – и напор безапелляционного внедрения другого. Мягкое, деликатное, едва уловимое «р» - и раскатистое, плакатное рычание. Вертинский был артистом собственного «Я». Для меня он тот, кто сам распоряжался всеми своими составляющими, как представлял нужным. В отличие от Высоцкого, который просто транслировал все, что ему дали «поносить», что вложили в его легкие, уста, чтобы пронес дальше. Вертинский – певец свободы (и свободный), а Высоцкий – продукт несвободы (и сопротивления ей). И если говорить о родоначальничестве, то Вертинский – это шансон во французском понимании слова на территории нашей страны. Правда, продолжателей я не вижу.
Продолжение следует...