Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

8 - 9 апреля

Книга Сергея Есина «Дневник за 2014 год». Публикуется с продолжением

8 апреля, вторник. Кажется, зиму оттеснили: утром в окне солнце. Встал довольно поздно, но сделал зарядку и съел порцию каши, чем горжусь. Утренние просмотры начались с фильма Галины Евтушенко о драматурге Александре Галине. Фильм на этот раз она сделала вместе со своей дочерью, которая тоже в Гатчине — невысокая приземистая девушка, вся в модных дредах. Фильм называется «Александр Галин. Человек-оркестр». Подобных «оркестров», если судить по телевидению, у нас несколько: и Галин-оркестр, и Киркоров-оркестр. На экране перед нами предстает самовлюбленный, говорящий только о себе немолодой человек. Он все время расспространяется о спектаклях, которые идут или у Галины Волчек, или у Александра Калягина. Цитирует драматург, что сердцу близко, — то Шагала, то Бабеля, но уж если в этих перечислениях я, как некоторые поймут, на что-то намекаю, то скажу прямо: Галин — это далеко не Володин, о котором, кажется, нет фильма. Этот «Оркестр» небрежно смонтирован, сцены из спектаклей вульгарны. Ругали, ругали подобные Галину писатели советскую власть, а она ушла — и писать стало не о чем, и писатели пропали. 

Второй дневной сеанс — это тонкий и нежный фильм «Лыах (Мотылек)», сделанный по рассказу якутского писателя Семена Ермолаева. Действие происходит в советское время. Здесь все замечательно, трогательно и человечно. Есть, конечно, огрехи, но общее ощущение чистоты и ясности. Прекрасно работают якутские актеры, просто великолепно. 

Днем позвонил на кафедру — сегодня кафедральный день, вторник, и надо было узнать, как идут дела. Надежда Васильевна меня огорошила — утром пришел ректор и сказал, что он уже не ректор. Ему, как в свое время мне, до семидесяти лет оставаться в должности ректора не позволили. Не могу сказать, что меня это обрадовало, скорее озадачило. С одной стороны, последняя министерская проверка вскрыла, если судить по слухам, большие недостачи, с другой — радости здесь мало, когда вуз и ректор становятся не уважаемыми в министерстве и обществе. Не помогли и попытки Тарасова перевести вуз в другое министерство. Но главной своей цели БНТ за время ректорства добился — собрал большой урожай премий, купил квартиру в Москве и стал позиционировать себе «мыслителем». 

Первый фильм после обеда — «Метель», которую сочинил в советских декорациях телеведущий Александр Гордон по рассказу Льва Толстого. Фон сегодняшней московской тусовки — Быков, Хакамада, другие знакомые лица, и деревня, куда приезжает хоронить бабку московский баловень судьбы. Зимнее бездорожье, таксист и милицейские патрули в заснеженных ночных полях. Общее соображение: почти во всех фильмах «деревенское, истовое действие» происходит под классическую музыку. Получилось далеко не все, но замысел Гордона я вижу. Хороши разговоры, дух крестьян, отца и сына, подобравших замерзающего в поле «барина». Но здесь больше Толстого. Старого крестьянина играет Мозговой. Зимние крестьянские похороны я уже видел в прежней картине Гордона. Символы все те же — стоицизм русского человека. 

После обеда, уже в семь часов показали фильм младшего Андрея Эшпая по рассказам Куприна. Это бесспорный лидер фестиваля, здесь все хорошо — режиссура, актерские работы, декорации. Выше похвалы интерьеры, провинциальные зимние улицы, имения богатых людей и так любимый Куприным цирк. Мы все, жюри, после просмотра вздохнули с облегчением: наконец-то появился уровень. В старой истории все дышит современностью. Хорош, конечно, герой, который из упоительного красавца и смельчака превращается в вора. Даже немножко деньги пораскидал, чтобы не подумали на него. Как одну из лучших страниц фильма могу назвать сцену бунта на фабрике. Актер, играющий героя, как уже намечено, получит приз за лучшую мужскую роль; скорее всего, получит приз за лучшую женскую роль и одна из героинь, младшая. Прекрасно играет ее Лиза Боярская. 

9 апреля, среда. Сегодня последний день просмотров. Утром фильм Бориса Караджева «Писатель П. Попытка идентификации». Фильм о Пелевине, но без него, а только с рассказами об этом писателе П. Это длинно, не интересно; участвует, конечно, либеральная тусовка. Караджев — это творческий псевдоним, настоящая фамилия по-настоящему знаменита — Абрамович, правда, другой. Шемякин мельком рассказал о том, что во времена министерства Швыдкого министр устроил человека с творческим псевдонимом Борис Караджев директором какой-то студии, но студия ничего выразительного не произвела. За фильм горой стоял Шемякин, который дал ему премию гильдии кинокритиков — знаменитого Слона, и он же — не будем забывать последний день — написал прекрасное обоснование для этой награды — показ литературной тусовки. 

Последний фильм, очень не понравившийся всему жюри, — это «Инакомыслие». Фильм совместный с Украиной. Действие происходит на живодерне, много жестких сцен и полусимволичных эпизодов. Как источник многих бед назван и показан некий еврей, скупающий боевые ордена и командующий бандой. Мне показалось, что в фильме что-то было подлинное, от жизни, и наработка чувствований. Я, как трус, промолчал о своем мнении, да и особых прав не имел. Некие мотивы творчества Льва Толстого здесь все же чувствовались. 

Еще до обеда сделали все аннотации к премиям.

В шесть часов в библиотеке им. Куприна состоялся круглый стол, посвященный роману «Герой нашего времени». Присутствовал носитель фамилии — М. Ю. Лермонтов, я его знаю по Министерству культуры времен Соколова. Мне показалось, что все было неинтересно, я выступал исключительно для того, чтобы разрядить обстановку. Мой тезис на все изящные кружева Шемякина, он оперировал все-таки отраженным светом кино: герой начинается с ощущения им времени. 

Продолжение следует

297


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95