Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Эксперт обрисовал перспективы российского лифтового хозяйства после ухода «Отиса»

Нарастить производство будет несложно

27 июля стало известно, какую форму примет расставание американского производителя лифтов Otis с российским рынком. Активы компании приобретает российский холдинг, сделку как особо важную курирует Минпромторг. Как говорится, хорошо, когда ясность: о том, что так или иначе американцам придётся из России уходить, стало понятно ещё в марте этого года. Что будет дальше с российским рынком лифтов и лифтового сервиса — выяснил «МК».


ФОТО: ЛИЛИЯ ШАРЛОВСКАЯ

Новые контракты в России Otis не заключал с начала марта, однако до сих пор аккуратно исполняет обязательства по действующим. В частности, поставляет запчасти. Но делать это, как и пояснили представители фирмы, всё труднее по причине экономических и логистических санкций.

Оценив масштаб кризиса, в том числе «сбои в цепочках поставок и ужесточение правил», корпорация пришла к выводу, что «владение Otis бизнесом в России больше не является устойчивым», — говорится в сообщении компании. 100% российского бизнеса Otis продано российскому холдингу S8 Capital, и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров охарактеризовал сделку как важную для всей отрасли.

По словам чиновника, российская площадка, принадлежавшая Otis, «сохраняет полную работоспособность: остаётся производственное оборудование, технология, сохраняются компетенции и рабочие места».

В тактическом смысле речь идёт не об уходе, а наоборот, о возобновлении деятельности: принимать заказы и производить новые лифты, как обещает Мантуров, начнут с 1 августа. Отраслевые эксперты уверены в том же: речь не о разрушении, а о старте новой схемы работы.

«Компания «Отис», очевидно, пошла по тому же пути, что другие компании: чтобы сохранить лицо перед своими заказчиками на Западе, объявили о продаже бизнеса, но, скорее всего, присутствие на рынке сохранят», — сказал «МК» Алексей Захаров, первый вице-президент Национального лифтового союза. По его словам, перемена названия возможна, но просто так уйти «Отис» не может. 

— У них в России работают два завода: цех по производству лебёдок (совместный с Щербинским лифтовым заводом), а также завод полного цикла в Санкт-Петербурге, — перечисляет эксперт. — Эти предприятия работают очень давно, и оснований подозревать, будто их уничтожат, пока нет.

Уникальные запчасти и сейчас, и в будущем возможно возить по схемам параллельного импорта, тем более что Otis от своих обязательств перед российскими клиентами не отказывался, подчёркивает эксперт. О лифтовом сервисе нужно сказать подробнее: вот уже несколько лет как Otis в России практически не обслуживает массовые лифты.

Если не считать лифты в дореволюционных доходных домах, часть из которых были отисовскими, эпоха этой американской корпорации в Москве началась в 1978 году — именно тогда в Центре международной торговли на Красной Пресне (он же «Хаммеровский центр») появились знаменитые тогда на всю Москву панорамные подъёмники. А в 1991 году при прямом участии тогдашнего главы Мосгорисполкома Юрия Лужкова появилось АО «МосОтис».

Внедрение этого совместного предприятия в московское городское хозяйство было столь же авторитарным, сколь и само тогдашнее городское хозяйство. Просто тогда всем казалось очевидным, что побороть лифтовую разруху — прожжённые кнопки, изрезанные панели и так далее, можно только конкуренцией. 

Надо сказать, это сработало: именно «отисовские» (хотя и далеко не такие гламурные, как в ЦМТ) лифты первыми в Москве приобрели металлические антивандальные внутренние панели и кнопки. А коллаборация (как сейчас сказали бы) с Московской зеркальной фабрикой сделала и зеркало почти обязательным атрибутом московского лифта.

К началу 2010-х годов эта миссия была, пожалуй, выполнена: антивандальным и вполне приемлемым эстетически стандартом овладели и отечественные производители, в подъездах навели порядок. И «МосОтис» стала всего лишь одним из равных конкурентов на рынке. Хотя, конечно, одним из самых мощных.

Сможем ли мы прожить без «Отиса»? Сейчас — конечно, да, вот в начале девяностых это была бы реальная потеря. В 2021 году из 46 тысяч лифтов, закупленных в России для плановой замены, 34 тысячи были российского производства, ещё 7000 белорусских. Это означает, что даже в случае перебоев с поставками «бывшего Отиса» нарастить производство будет не так уж сложно.

Антон Размахнин, Дарья Тюкова

Источник

158


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95