Авторская песня (она же бардовская, самодеятельная, туристская – как только не величали!) в XX веке получила широкое распространение во многих странах мира. И всё-таки в общественной и культурной жизни Советского Союза она занимала особое место. Заявившие о себе во весь голос независимо друг от друга в период хрущёвской «оттепели», такие похожие и одновременно разные, барды-шестидесятники смогли обрести миллионы преданных поклонников и сподвигли их своими творениями на объединение в клубы самодеятельной песни – КСП…
Бард или не бард - вот в чём вопрос!
Пролог: немного о терминах и определениях
Что же такое «авторская песня»? На этот, казалось бы, простой вопрос единого и чёткого ответа не существует. Каждый, вроде бы, знает – но формулировок предостаточно. Не удалось выделить и чёткие критерии одноимённого жанра, пусть соответствующие попытки и предпринимались в 1960 – 1980-е годы, притом серьёзными людьми, даже с помощью метода системного анализа и теории классификации (знать бы ещё, что всё это означает). Не помогло!
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите/слышите словосочетание «авторская песня»? Правильно – гитара и человек, исполняющий под эту самую гитару песню собственного сочинения. Тогда как быть с Сергеем Стёркиным, певшим под аккордеон? Становятся ли менее авторскими песни Юлия Кима в аранжировках композиторов Владимира Дашкевича и Григория Гладкова? А произведения Сергея Никитина – одного из ярчайших и всенародно известных представителей АП, не написавшего за свою долгую творческую жизнь ни одного стиха?
Как справедливо заметил автор-исполнитель Владимир Ланцберг, ни один бард не задавался целью всенепременно сочинить именно авторскую песню. А творил так, как ему творилось, исходя из собственных представлений о мире и желаний выразить то, что считал нужным. Авторской в этих песнях, скорее, была именно позиция исполнителя, которую ему хотелось донести до окружающих, ища в них единомышленников. Для этого бард вполне может использовать стихи другого человека. Немаловажную роль в таких песнях играет интонация, несущая эмоциональную, а порой и смысловую нагрузку. Кстати, одни из многих, но интересных определений авторской песни – «музыкальное интонирование поэтической речи», «поющаяся поэзия».
Акустическая гитара же получила своё широкое распространение в бардовской среде благодаря своей относительной компактности, а также созвучию голосу. Но за долгие годы образ российского автора-исполнителя так сросся с «подругой семиструнной» (или шестиструнной), что периодически доходит до курьёзных ситуаций. Когда человека могут автоматически причислить к сонму бардов лишь по принципу нахождения в его руках гитары и умения из этой гитары что-либо извлекать. Ах, ярлыки-ярлыки…
Пожалуй, на этом мы закончим разбираться в терминологических и «определенческих» хитросплетениях. Оставим это дело теоретикам. Договоримся лишь о том, что в рамках настоящей статьи термины «авторская», «бардовская» и «самодеятельная» будем считать синонимичными. Да, так можно.
Денис Давыдов – гусар, поэт, герой Отечественной войны 1812 года
Прекрасное начало
Зародилась авторская песня, конечно, не в XX веке и не в Советском Союзе. Корнями своими она уходит в фольклор. Частушка, городской романс, даже дворовая и блатная лирика в равной степени повлияли на становление русской «поющей поэзии», предопределили главенство слова над музыкой. Стоит обратить внимание на такие свойства, как доступность, вариативность мелодий и текстов – они также роднят авторскую песню с фольклором.
Наивные, но вместе с тем яркие, изобилующие неологизмами «грёзофарсы» Игоря Северянина пользовались бешеным успехом «салонной» публики в 1910-е гг.
По мнению известного публициста Дмитрия Быкова, родоначальником нашей авторской песни можно считать Дениса Давыдова, который, помимо мастерского владения словом, ещё и неплохо играл на гитаре. Хотя, для «барда» в современном значении Давыдов выглядит несколько непривычно. Как и Александр Вертинский, чьи ариэтки и романсы перепевала молодёжь во дворах предреволюционных столиц. А ещё можно вспомнить Игоря Северянина – мастера мелодекламации собственных «поэзов»…
Творчество Александра Вертинского соединило в себе поэзию, музыку и актёрское искусство
Как видим, у рассматриваемого нами явления имеются вполне благородные, «серьёзные» корни. Но отправной точкой в истории становления советской бардовской песни многие исследователи называют песню Георгия Лепского на стихи Павла Когана «Бригантина». Написанная в 1937 году совсем молодыми ребятами, буквально пронизанная по-юношески наивной искренностью, она быстро приобрела культовый статус в студенческой среде, стала гимном неформальных встреч молодёжи. А годом позже начнёт писать песни Михаил Анчаров, которого впоследствии назовёт своим учителем Высоцкий.
Легендарная «Бригантина» в исполнении автора, Георгия Лепского. 1989 г.
Анчаровская «Баллада о парашютах» явно оказала влияние на ряд «военных» песен Владимира Высоцкого
Поёт страна огромная
Немаловажную роль в развитии советской самодеятельной песни сыграл духовный подъём, произошедший в годы Великой Отечественной войны. Вот уж когда, без преувеличения, запела вся страна! В частности, на фронте написал свою первую песню Булат Шалвович Окуджава («Нам в холодных теплушках не спалось…»). Впрочем, до наших дней она не дошла. Чего не скажешь о многих других замечательных песнях военных лет, написанных профессиональными поэтами и композиторами.
Марк Бернес исполняет песню «Тёмная ночь» в художественном фильме «Два бойца»
«В лесу прифронтовом», «Бьётся в тесной печурке огонь…», «Прощай, любимый город!», «Давай закурим» … Навскидку можно вспомнить десятки произведений, созданных в годы войны и впоследствии перекочевавших в бардовские репертуары. И всё же, об одной из этих песен стоит сказать особо.
«Баксанская», сочинённая в 1943 году группой военных альпинистов на мотив танго «Пусть дни проходят», в 1960-е получила широкую известность благодаря Юрию Визбору
В 1940 году руководитель Государственного джаз-оркестра Белорусской ССР Ежи Петерсбурский написал вальс, слова к которому в том же году сочинил драматург и поэт Яков Гольденберг. Так родилась легендарная песня «Синий платочек», ещё до войны ставшая настоящим шлягером и вошедшая в репертуар многих артистов, в том числе первой величины.
«Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко. 1942 г., фрагмент фильма «Концерт фронту»
В первые дни войны поэтом Борисом Ковыневым на мотив «Синего платочка» было написано стихотворение «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа». Эта версия песни, наравне с канонической, снискала огромную любовь и популярность среди населения воюющей страны. «Уйдя в народ», песня пережила десятки вариаций (в том числе неизвестных авторов), стала частью отечественного фольклора и до сих пор востребована слушателями разных поколений.
Поющие студенты, поющие туристы
В первые послевоенные годы развитие авторской песни происходило, главным образом, в русле студенческой и туристской самодеятельности. При этом зачастую эти два начала оказывались неотделимыми друг от друга. Так, в 1947 году поэтом Михаилом Львовским, по просьбе студентов ГИТИСа, на мелодию песни «За зелёным забориком» было написано стихотворение «Глобус». С новыми словами эта песня почти мгновенно стала гимном молодых советских туристов. В начале 1950-х, находясь под впечатлением от турпоходов, первые песни пишет студент Московского педагогического института Юрий Визбор.
В 1960-е годы «Глобус» получил всесоюзную известность в исполнении эстрадного певца Владимира Трошина.
Вообще, именно МГПИ стал одним из первых центров формирования бардовского сообщества. Владимир Красновский, Ада Якушева, поэт-песенник Юрий Ряшенцев – все они начали свой путь в искусстве, будучи учащимися «Педа». Не отставали и товарищи из МГУ – особенно, с биофака, где в первой половине десятилетия блистали Ген Шангин-Березовский, Лилиана Розанова, Дмитрий Сахаров (более известный как Сухарев). Но не только Москва славилась своими поющими студентами – например, в 1954 году, после экспедиции на Гиссарский хребет, дебютную песню написал «питомец» Ленинградского горного института Александр Городницкий…
Агитбригада биофака МГУ на выезде, Лилиана Розанова - третья справа от гармониста
Впрочем, всенародная известность к Городницкому пришла несколько позже, с «Атлантами»
Почему же послевоенная молодёжь массово увлеклась туризмом? Вследствие понятного желания юных хотя бы ненадолго вырваться из атмосферы «фальшивой современности» (блестящее выражение Натана Эйдельмана!) и постоянных славословий «вождю и учителю». Желания увидеть друг друга в естественных обстоятельствах, почувствовать себя настоящими мужчинами. Желания говорить друг с другом на простом, человеческом языке. Поход был частичным утолением «охоты к перемене мест», воплощением детской мечты о путешествиях. А что ребятам делать в походе, скажем, после ужина, когда костёр уже разведён, а спать ещё не хочется? Петь! Именно так песня постепенно и заняла важную роль в среде бытования молодых туристов.
Гитара и песня под неё смогли объединить «лириков» с «физиками»
Светлые и мелодичные песни Ады Якушевой пользовались заслуженной любовью советской молодёжи 1960-х
Общепризнанным лидером «туристского» песенного направления в те годы был, конечно, Визбор. Журналист, умевший в каждом герое увидеть Человека и расположить его к себе. Неутомимый путешественник, объездивший весь Союз. Альпинист, всем сердцем полюбивший горы. «Певец мужества в трудных условиях», по определению филолога Юрия Андреева. Неисправимый романтик. И, без преувеличения, истинный герой своего времени. Песни-репортажи Визбора, которые он привозил из каждой командировки, не только стали важной вехой в развитии советской бардовской традиции, но и своеобразной летописью, правдивым рассказом об эпохе и её людях.
Юрий Визбор также снимался в кино. Борман из «17 мгновений весны» – пожалуй, самая известная его роль
И всё же «визитной карточкой» Визбора стала удивительно нежная и лиричная песня «Милая моя»
По мере формирования стилистических особенностей самодеятельной песни и расширения аудитории интересующихся ею (чему в огромной степени послужило распространение магнитофонов), уходили в прошлое т.н. «перетекстовки». Исполнитель теперь часто становился автором музыкального сопровождения к стихам. Это привело к появлению большого количества однообразных песен «на три блатных аккорда», но, вместе с тем, закрепило главенствующую роль Слова в этих песнях.
Продолжение
Павел Новиков