Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

После инициативы депутата Бурляева в творческой среде заговорили о новой цензуре

Автор проекта пояснил, зачем российским театру, кино и телевидению нужны общественные советы

В СССР компартия контролировала живопись, театр, литературу, кино, печатную прессу, радио и телевидение. И зачастую то, что сегодня является для нас образцом и вершинами в искусстве, создавалось не благодаря, а вопреки.


ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Полочные картины, спектакли, разрешённые к показу только после правильных партийных «рекомендаций». Про квартирники, рок-группы и вспоминать нечего — запрещалось, кажется, всё. Обжёгшись на молоке, мы сегодня «дуем на воду», с настороженностью воспринимая любые инициативы по введению контроля в сфере культуры, под какими бы благовидными формулировками этот контроль ни подавался. Вот и предложенный отечественным актёром, кинорежиссёром, депутатом Госдумы Николаем Бурляевым проект закона о создании общественных советов на телевидении, в театрах и кино вызвал в творческой среде вибрацию — что это, опять цензура?

По сути, мы имеем дело с «перезагрузкой» проекта закона №109642-8 «Об Общественном совете Российской Федерации по телевидению», только в его расширительном виде. Для начала, чтобы прояснить ситуацию, мы обратились непосредственно к Бурляеву. По его словам, законопроект предлагает введение института общественных советов — не только в театре, но и в кино и на телевидении. Вспомнив опыт прошлого, когда в худсоветы входили выдающиеся актёры, Бурляев в таких советах сегодня видит представителей общественности, завоевавших доверие у нашего народа.

— Допустим, это будут учителя, медики, представители правоохранительных органов, — считает Николай Петрович. — Учитель прочтёт сценарий сериала, который прошёл по Первому каналу, и скажет своё мнение — что этот сериал нанесёт ущерб школе, нашей педагогике. Медики смогут сказать своё мнение, что такой сценарий усилит шизофренизацию общества или распространение суицида. Правоохранители прочтут и скажут, что такой фильм может увеличить преступность, педофилию. Такие оценки обязательны как общественный контроль.

По словам депутата Бурляева, подобные проекты об общественном совете готовили в первую очередь на телевидении, но тогда их заблокировали. «Сейчас пришло время отделения зёрен от плевел и более серьёзного отношения к нашей культуре».

— Не возвращаемся ли мы к советской системе контроля государства за творческими процессами в стране? Вы видите кроме полиции в советах представителей остальных силовых структур?

— От Минобороны могут быть вполне. В прошлых худсоветах не присутствовали представители КГБ. Читки пьес проходили только между самими участниками постановки — это режиссёр и актёры.

— Вы нашли поддержку среди режиссёров театров и кино?

— Конечно, не я один, а время диктует принятие такого закона. И я обсуждал это, будучи председателем рабочей группы Общественного совета при Минкультуре с Татьяной Дорониной, Юрием Соломиным, Олегом Басилашвили, Валентиной Талызиной, со многими главными режиссёрами театров. И было единодушное мнение — нужны общественные советы, уничтожаемые повсеместно в театрах новыми менеджерами, пришедшими лишь затем, чтобы получать огромные деньги и делать, что они хотят. Таких театров сейчас и в Москве полно, и по всей России тоже.

— Но в комментариях к будущему закону только одно — цензура.

— Я первым буду выступать против политической цензуры, которая была при советской власти и от которой я натерпелся. Из 70 моих фильмов 20 лежали на полке около 25 лет. Я видел, как уничтожалось творчество Тарковского, Высоцкого. Но общественный контроль должен быть обязательно. «Цензура» с греческого переводится как «строгое суждение», «взыскательная критика». Государство, заботящееся о будущих поколениях, о тех, кому мы передадим нашу Родину, обязано иметь своё строгое суждение и взыскательную критику. И вот что говорил о цензуре «наше всё» — Александр Сергеевич Пушкин: «Всякое христианское государство, под какой бы формой правления оно ни существовало, должно иметь цензуру. Разве речь и рукопись не подлежат закону? Каждое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях всё, что кому в голову взбредёт. И государство вправе остановить раздачу рукописей». Я бы здесь добавил — и кино, и телевидения, и театра.

А вот тут важно уточнить, что приведённая цитата из Пушкина не является столь однозначной. Она взята из главы «О цензуре» публицистического произведения 1833-1835 гг. «Путешествие из Москвы в Петербург». Именно там, по словам литературоведа Андрея Ранчина, Пушкин действительно говорит о свободе мысли «в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». Однако у него речь идёт о праве государства останавливать «раздачу» нежелательных рукописей, не дожидаясь выхода книг из типографии, но это только право, то есть возможность, имеющаяся у державы, а не то, что нужно делать обязательно. Наконец, мы не видим здесь первого предложения из цитаты Пушкина, приводимой Бурляевым: «Приступая к рассмотрению сей статьи, долгом почитаю сказать, что я убеждён в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось». Эти слова имелись в черновой редакции текста, но из окончательной версии Пушкин их убрал. Убрал, по-видимому, не случайно. Он мог счесть их излишне категоричными и упрощающими его позицию».

Но оставим в покое Пушкина. Действительно, актёр и депутат Бурляев говорит правильные вещи и желает лучшего — не нанести художественными произведениями вред обществу или подрастающему поколению. А кто хотел бы нанести? Кто против разумного, доброго, вечного? Но подойдём к вопросу общественного совета конкретно. Представим ситуацию: режиссёр или группа лиц (в кино, театре, на ТВ) создали продукт. Его предъявляют авторитетным гражданам — врачу, учителю, полицейскому, может быть, даже судебному приставу. Если даже согласиться с тем, что их глубочайшие знания предмета велики и не подлежат сомнению, то как они могут себя чувствовать, подходя с профессиональным инструментарием к художественному произведению, которое создаётся по другим законам? Так чувствовал бы себя и драматург, актёр, которого попросили проинспектировать операцию хирурга. Что он понимает?

Кто ж станет спорить, что педофилия или другие пороки — это хорошо? Кто станет спорить, что родители, истязающие своего ребенка, — образец нравственности? Но ведь всё это и другое ужасное в нашей жизни присутствует, и закрывать на это глаза искусству — преступление. Здесь очень тонкая грань, отклонения от которой на считанные доли (в чём они выражаются — в см, мм, г?) могут привести к глупости и дурным последствиям. Разве не высокой нравственностью руководствовались в прежние годы блюстители нравственности, причём находящиеся на зарплате? Ей, ей, родимой, но от этого нравственность не улучшалась.

Марина Райкина, Иван Волосюк

Источник

147


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95