Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Предисловие от Марка Розовского

Эта книга сенсационна. Ничего похожего на нее сегодня нет.

По смерти Виктора Славкина обнаружились его дневники. Это более сорока толстенных тетрадей, в которые разноцветными авторучками прилежный Автор заносил свои записи в течение нескольких десятков лет. На страницах огромного труда множество вырезок и вклеек, подчеркивающих цитатность и документальность материалов. В сущности, это не дневники даже, а скорее регулярные, почти каждодневные записи — писательская кухня, развернутые в эпос записные книжки драматурга. «Ни дня без строчки» — девиз Юрия Карловича Олеши Виктор Славкин принял как руководство к собственному действию. Такое пристрастие похоже на наркотик — начав, надо продолжать, от этого дела не избавишься. Тем более если оно тайное, сокровенное, если время затхлое, а душа пылает, талант пышет. Есть такое слово — «раритет». Витя был фанатичным и педантичным собирателем этих раритетов, которые в силу своей ничего не значащей ерундистики ровным счетом ничего не стоили при своем появлении, но с течением времени вдруг становились выразительными знаками эпохи, ее бесценными живыми деталями. Глупость и несвобода делались признаками только что прошедшей жизни, абсурд являлся в виде обобщения, частность превращалась в метафору бытия.

Дневники Славкина не назовешь мемуарной прозой, но из этих отрывков и обрывков встает огромная панорама вывернутой наизнанку новейшей, но уже ставшей во многом забываемой и забытой истории. Из разноцветных случайных камушков складывается драгоценная мозаика. Оказывается, из сора жизни растут не только стихи, но и блестящие наблюдения, точные, часто нелицеприятные оценки, убийственные характеристики…

Лица, которые упомянул и прославил в своих дневниках зоркий Виктор Славкин, — люди отнюдь не одного круга, иногда случайные знакомые, иногда друзья и коллеги, — все в одном плавильном котле, в каше будней ушедшего времени, с разными амбициями, положениями, репутациями и без таковых, чаще близкие мирам театра и литературы, знаменитые и незнаменитые, честные и мошенники, таланты и бездарности, выскочки и приспособленцы, лентяи и труженики  — слиплись меж собой благодаря прицельному глазу драматурга, который в каждом видел потенциального персонажа некой большой ненаписанной пьесы под условным названием «Совок». Люди здесь становятся знаками, превращаются в символятину мелкого быта, делаются осколками пережитого и суетного. Чеховская RENIXA, то бишь чепуха… А в нашем сегодняшнем восприятии — обобщение. И это обобщение, что важно, носит не столько обвинительный, сколько разоблачительный характер. На «обратной стороне жизни» оказываются толпящиеся в хаосе всевозможных, чисто обэриутских случайностей в духе Хармса и Введенского персоны, чьи «миги жизни» зафиксированы в поисках уже по-прустовски утраченного времени, делая неуловимое, потерянное в памяти  правдой. Этот жанровый фактомонтаж  — фактура одномоментной жизни, в ней фарс и бурлеск наполняются грустным содержанием бессодержательности реального бытия.

Драматург Славкин дает картину эпохи, но он ее отнюдь не воспел, он ее пригвоздил. Мы жили и выжили в эпицентре социалистического реализма, варились в котле его суеты,  — в дневниках представлена «сборная солянка» литературных и окололитературных фактов, пища весьма отвратительная, несъедобная, но которую, давясь, приходилось есть. Редакция журнала «Юность», где мы с Витей работали, находилась рядышком и с ЦДЛ, и с Правлением Союза писателей, — так что наш «совковый» быт был общим, и то, что описал Виктор Славкин, есть правда, как говорится, из первых рук.

Да и все наше тогдашнее общество представляло этакое болото, в котором можно было существовать лишь с изрядным чувством юмора. Славкин им обладал в полной мере, и это видно почти в каждой его заметке, в каждой строке. Бывает, он ядовит. А бывает, одинок, мрачен и лиричен. Сарказмы исчезают и становится ощутим его талант фантазера - авангардиста, чей авангардизм выстраданный, а не заемный, чье кредо — человеколюбие и сверкающая неожиданностью форма.

В этом смысле Славкин — последователь — ни больше, ни меньше! — и наших обэриутов, и Кафки, Беккета, Ионеско, Мрожека (с последними двумя он был знаком). Недаром его пьесы «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо», блистательно поставленные Анатолием Васильевым, сделались театральными шедеврами на именитых сценах Театра Станиславского и Таганки.

И все же не успех определял его жизнь, а скорее неуспех. Витя сублимировал свои комплексы (а они есть у каждого!) в эти свои записи, каждая из которых становилась глубоко личным наблюдением над временем,  — из этого потока мелочей, фраз, примет, миниатюр складывался роман жизни, этакий эпос века-волкодава, сжирающего заживо творца, его уникальную индивидуальность. Сколько замыслов погибло! Сколько ненаписанных сюжетов! Сколько отменных придумок пьес!.. Целая фабрика могла бы тут открыть свое производство и как разбогатела бы наша культура в этом случае!

Но нет. Пусть останутся эти изъявления этакими скромными памятничками эпохи шестидесятничества и далее, вплоть до нового тысячелетия, в котором многое из прошлого уже сгинуло, а что-то не уходит, не исчезает, хоть тресни. Имена и фамилии многих участников Витиных записей — известные и неизвестные  — принадлежат людям, так сказать, разного калибра, но это не имеет значения — все и каждые по отдельности — ушедшие и, слава Богу, еще живые сегодня — «работают» на создание общей разноцветной картины. Все на равных помогают увидеть миры Виктора Славкина  вблизи. Прошлое предстает в своей абсолютной реальности, документальной отрешенности, и это значит в прямом смысле, что для нас не все потеряно! Прорва времени оказывается бессильной благодаря мощи этого рыцаря-одиночки по имени Виктор Славкин, сумевшего разбередить нашу память и возвратить нам переживание ускользнувшей жизни. Скажем спасибо за это наслаждение. Ведь читая эти тексты, мы живем как бы второй раз, происходит чудо возвращения в НАШУ и ни чью иную жизнь. Происходит фантастическое, в чем-то мистичное перерождение: я — это он, а он — это я!.. Я умер вместе с ним, а он жив вместе со мной.

Наверное, это и есть дружба. Да, мы с Витей были друзьями — ближе не бывает. Делали вместе «Наш дом» и дальше по жизни шли вместе. Арбузовская студия, «Юность», Вася Аксенов, Горин, Арканов, — одна жизнь…

И одно общее болото, как я уже сказал. Но тут следует добавить.

Болото  — только с виду тишь да гладь. Мол, сверху застой, ничего не происходит. На самом деле внутри болота — буря, брожение, черт знает что… Активнейшие химические процессы. Гниение — самый из них отвратительный и самый одурманивающий.

Виктор Славкин зафиксировал это наше болотное состояние в своем литературном труде. Думал ли он, что мы его когда-нибудь прочитаем? Или писал только для себя, для тренажа мозгов и рукописного самоутверждения?

Давайте попытаемся выяснить это по окончании чтения этой уникальной книги, так точно, между прочим, названной самим Автором:

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ТЕТРАДИ. ЗАПИСИ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ»

Марк Григорьевич Розовский

P.S. Выражаю огромную благодарность Аркадию Раскину за цифровую расшифровку рукописей Виктора Славкина и Владимиру Вестеру за редактуру, примечания  и составление книги.

450


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95