Судебные дела в Ермоловском театре между уволенными артистами и их руководством пошли на второй круг, и первые решения — явно не в пользу начальства. Так, буквально вчера Мосгорсуд оставил решение Тверского суда о признании незаконным увольнения двух артистов Ермоловского в силе, а апелляционную жалобу театра — без удовлетворения. На юридическом поле боя справедливость в очередной раз восторжествовала, считают артисты.
ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ
Эта малоприличная история началась ещё в 2021 году, когда худрук Ермоловского Олег Меньшиков неожиданно для всех объявил об увольнении из труппы сразу 18 артистов. Театральная общественность (и не она одна) ужаснулась: как можно так поступать с людьми в столь тяжёлое, пугающее своей неопределённостью для работников всех сфер время?
Но не учёл Олег Евгеньевич, что «балласт» проявит бойцовские качества и начнёт бороться за свои права так, как это не снилось театрам помощнее, чем Ермоловский (например, таким, как старый «Современник»). Причём бороться станет отчаянно, обратившись за помощью к профессионалам — юристам, работникам профсоюза работников культуры.
Результат не заставил себя ждать: в течение года большинство уволенных Тверской суд Москвы восстановил на работе. А кто бы сомневался, что Трудовой кодекс не защитит незаконно уволенных работников: пока он ещё в силе. Но верхушка Ермоловского, почему-то оставаясь уверенной в своей правоте, решила и дальше испытать на прочность трудовое законодательство и обратилась с апелляцией в Мосгорсуд. А тот апелляцию оставил без удовлетворения. Как говорится, немая сцена.
— Можно сказать, что на сегодняшний день театр продолжает борьбу с неугодными, пытаясь отменить решения суда, подав апелляционные жалобы в Мосгорсуд, — рассказывает «МК» актриса Елена Бурханова-Калинина, она как раз из числа уволенных. — Так, 11 августа этого года две жалобы были рассмотрены городским судом Москвы, и вышестоящий суд согласился с Тверским районным судом в том, что наши артисты Галина Власова и Эллина Качанова (Козлова) действительно были уволены незаконно и подлежат немедленному восстановлению на работе с выплатой им заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда. Думаю, что и апелляции по делам других артистов ждёт такая же участь.
— А что сегодня происходит в вашем театре, в двух шагах от Красной площади? Согласно афише, спектакли начнут играть с 16 сентября...
В последние годы Олег Евгеньевич приглашал только приближённых к себе актёров, таких как Петров, Асмус, Татаренков и т.д. Так было в прошлом году, когда начало сезона они пышно отметили в отеле, что рядом с театром. Но в отель не позвали даже народных и заслуженных, и тогда, я помню, дата, время и место сбора ВИПов держались от коллектива в строгом секрете, да и список приглашённых несколько раз менялся.
— Странная избирательность! Ни в одном театре Москвы, да и страны, такого нет — для сбора труппы все равны, а у вас артистов как будто делят на чистых и нечистых. Может, в этом году что-то изменится?
— В этом тоже непонятно, будет ли позволено всем артистам присутствовать на сборе труппы и вообще будет ли он как таковой. Также остаётся неясным, начнут ли занимать в спектаклях и репетициях восстановленных судом актёров, ранее незаконно уволенных.
— Из восстановленных на работе судом тринадцати ваших коллег скольких реально руководство занимало в текущем репертуаре?
— Из тринадцати только трёх, но тут есть нюанс: Павла Галича и Марию Бортник ввели в массовку, а Аню Скварник тоже ввели, но ей так и не дали сыграть ни одного спектакля. Всё это больше похоже на издевательство, но ребята честно всё исполняют.
Остальные восстановленные артисты в большинстве своём сидят без работы. Их не занимают в спектаклях и репетициях, им отказывают в проведении мероприятий в поддержку СВО.
Профсоюзу не дают не только помещение, положенное ему по закону, но и не предоставляют места для вывешивания объявлений по линии профсоюза, а ведь это конкретная информация: путёвки, взносы, новогодние билеты и т.д. И мы чётко понимаем, что отказ руководства театра обнародовать деятельность профсоюза напрямую связан с единственным его желанием — избавиться от этого самого профсоюза.
— А что же Департамент культуры, в чьём подчинении находится театр? Неужели ведомство устраивает ситуация со склоками, судами? Кто-то должен быть мудрее: театр как-никак государственный, а не частный.
— Увольнение незаконно. Учредитель обязан был применить дисциплинарное взыскание, как установлено ст.195 трудового кодекса РФ, но Депкульт ответил, что «претензий к руководству Учреждения нет».
История, которая второй сезон тянется в Ермоловском театре и уже перешла в хроническую стадию, во многом поучительна не только как локальная. Боюсь, что она может стать типичной для любого театра, где дирекция нарушает (по безграмотности или безнаказанности) права своих работников, а те все чаще обращаются в суд. А свой брат актёр помалкивает, наивно полагая, что он-то никогда не окажется на месте уволенных...
Марина Райкина