Я печатаю не глядя на клавиатуру. Скорость набора — около 160 знаков в минуту. Это умение достигнуто долгим упорным трудом во многом благодаря программе Владимира Шахиджаняна «СОЛО на клавиатуре».
С клавиатурой я знаком примерно с пятого класса школы. Компьютеров тогда в широком обиходе не было, печатать, как тогда говорили, «на машинке» умели немногие — разве что секретари. Специалистов готовили на специальных курсах, в том числе по учебнику «Машинопись». Нудная книжка, самостоятельно осилить такую учёбу было делом непростым.
Мой отец, купив портативную печатную машинку, чтобы печатать свои труды, пытался освоить слепой метод набора. Несмотря на свой характер и умение доводить всё начатое до конца, отец сдался. Но отрицательный результат, как говорят, тоже результат. Папа заметил, что даже незаконченный курс самообучения принёс пользу. Набирать текст, глядя на клавиатуру, он стал значительно быстрее — это во-первых. А во-вторых, написал фельетон: при изучении среднего ряда клавиш приходилось набирать довольно забавные словосочетания, например: «пропала арфа папы» или «папа выпорол вора».
В то время я тоже научился довольно быстро набирать текст и правильно расставлять знаки препинания и пробелы. Что я набирал? Мама работала в библиотеке, и ей часто нужно было что-то напечатать. Работать на машинке мне нравилось — это была своеобразная детская игра.
В старших классах один день в неделю мы ходили в учебный комбинат, где для юношей самым престижным была специальность водителя категории «С», для девушек — машинопись. На переменах я с любопытством заглядывал в класс к девчонкам — меня как посвящённого в процесс печатания интересовали методы и средства обучения. Запомнилось, что клавиатура учебных печатных машинок была специально заклеена бумагой.
В военном училище, куда я поступил после школы, я часто привлекался к набору текста в штабе или отправлялся командованием домой, чтобы набрать какой-нибудь реферат очередному слушателю академии. Делал я это медленно и непрофессионально.
Финальным аккордом учёбы в военном вузе были военные учения. Я уже мысленно надеялся отправиться с товарищами в полевые условия, как пришло распоряжение прибыть в штаб и обеспечивать проведения учений разными бумагами. Пока мои сослуживцы мёрзли на точках и кормили комаров, я сидел за машинкой «Ятрань» в тёплом и светлом штабе. Работа появлялась резко и в больших объёмах, но я справлялся, стараясь делать как можно меньше ошибок: это не компьютер, где можно отменить ошибку шагом назад — опечатку приходилось срезать лезвием.
Когда для товарищей учения завершились, у меня началась жаркая пора: нужно было напечатать отчёт об учениях объёмом более 100 страниц. Тут своего коллегу из штаба учений выручили машинистки из штаба учебного центра. Женщины за пару часов напечатали весь текст, который тогда я точно не смог бы осилить в поставленные сроки. Тогда я очередной раз захотел освоить быстрый слепой метод набора текста.
Когда мир стали наводнять компьютеры, я опять выглядел более опытным наборщиком по сравнению с другими. Со временем и другие стали набирать текст не хуже меня.
Желание быть с клавиатурой «на ты» многократно подводило меня к мысли освоить слепой метод набора. В то время мне было около сорока лет, на работе я занимал высокую должность. Ежедневно самостоятельно мне доводилось набирать большое количество документов, поэтому начать обучение, прекратив на какое-то время набирать текст по-старинке, у меня не получалось. Примерно в это время мои подчинённые из отдела обслуживания техники установили мне на компьютер программу «СОЛО на клавиатуре». Это было моё первое знакомство с программой, тогда я попробовал сделать несколько первых упражнений, но дальше дело не пошло.
По работе пришлось пересечься с двумя интересными людьми: парнем лет 35, работавшим ранее телеграфистом и пришедшим к нам наборщиком текста, и девушкой, которая работала юристом. То, как эти двое набирали текст, трудно выразить словами. Это надо видеть. Такой профессионализм ещё больше заражает желанием научиться набирать так же быстро.
Уволившись с военной службы в запас, я устроился на работу, где всегда можно было выкроить время для занятий. Я начал ежедневно осваивать несколько уроков программы «СОЛО на клавиатуре». Дело было в начале апреля. По моим расчётам, к майским праздникам я должен был закончить курс. Но упражнения почти с каждым разом становились всё сложнее, и к затяжным праздничным каникулам я добрался лишь до семидесятых упражнений.
Праздники не давали возможности заниматься — в наших краях это дни приведения в порядок садово-огородных участков. Потом был месяц напряжённого труда, после чего начался летний отпуск. Сколько я ни пытался восстановить форму и продолжить занятия — ничего не получилось. Правда, я тоже стал набирать текст, глядя на клавиатуру, гораздо быстрее, чем раньше.
Ещё одна сложность. Мы живём в Украине. Деловая переписка ведётся на украинском. Что это означает? Например, в голове у вас буква «и» — указательный палец левой руки тянется в нижний ряд к соответствующей клавише, но звучание «и» в укр. языке обеспечивает буква «і», а она находится там, где в русском «ы». И наоборот: звук «ы» в укр. языке даёт буква «и», она там же, где русская «и».
Та же карусель с буквами «е» и «э». Например, в голове буква «е» — указательный палец левой руки тянется в верхний ряд к соответствующей клавише, но звучание «е» в укр. языке обеспечивает буква «є», а она там, где в русском «э». И наоборот: звук «э» в укр. языке даёт буква «е», она там же, где русская «е». А ещё у нас нередко используется буква «ї» (йи), она расположена на месте «ъ», которой в укр. языке нет. Есть ещё буква «ґ» (жёсткая г), которую можно набрать, нажав на «г» с одновременным нажатием правой кнопки «Alt».
Одним словом, набирать украинский текст, даже если ты неплохо владеешь слепым набором русского и хорошо знаешь украинский, — дело непростое, требующее навыка. Примерно так же старым машинисткам трудно было при переходе на компьютеры привыкнуть, что цифры теперь набираются при обычном нажатии клавиш верхнего ряда, а знаки препинания — при нажатии тех же клавиш с «Shift», а не наоборот.
Прошло пять лет после неудачной попытки освоить слепой метод набора. Мне дали отпуск. Я вновь решил пройти курс обучения. Здесь уже смешалось желание профессионально владеть набором и одержать победу над собой. На этот раз я не сдался и дошёл до самого конца.
Сказать, что я научился быстро и качественно набирать сразу после окончания курса, как того ожидал, не могу. Я думал, что предпоследние-последние задания будут такими сложными, да ещё и на время, что, хочешь — не хочешь, а научишься правильно и быстро набирать. Но такого не случилось. Не стали разработчики программы издеваться над своими учениками. И на том спасибо!
Выпускной экзамен я написал почти так же, а то и хуже и медленнее, чем вступительный. Понял я, что следовало не торопиться и не удовлетворяться при выполнении заданий «тройками» и «четвёрками», чтобы перейти к следующему заданию, а добиваться выполнения заданий только на «отлично». Об этом авторы программы умалчивают, но осознание этого приходит позже.
Поэтому я принял решение заново проходить курс программы «СОЛО на клавиатуре». В этот раз дело шло быстрее, но до финала пока не дошёл. Зато я ежедневно стараюсь как можно больше уделять внимания практическому набору текста. Не скрою, что не всегда ситуация позволяла мне сидеть и вслепую набирать текст, приходилось вновь и вновь плюнуть и набирать шестью пальцами глядя. Но с течением времени это происходит всё реже. Мне всё больше приятнее и легче набирать текст вслепую.
Итак, я понял: программа «СОЛО на клавиатуре» подарила мне навыки и метод. Насколько теперь быстро и качественно я буду набирать текст, зависит только от меня: захочу ли я развивать скорость и качество набора или нет.
Благодарю всех, кто причастен к созданию замечательной программы «СОЛО на клавиатуре», — в первую очередь Владимира Владимировича Шахиджаняна!
Денис С., солист,
(Украина)