Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Обходной путь

Убьет ли Интернет издателей?

Во времена господства винила на всем пространстве СССР был один непререкаемый монополист — фирма грамзаписи «Мелодия», и чтобы издать грампластинку, артисту предстояло пройти не одну комиссию, не один худсовет, когда палки в колеса, как известно, нередко ставили не только по эстетическим, но и по политическим соображениям.

Магнитофонная эра, а сразу же за ней и эпоха CD, казалось бы, принесли желанную свободу, образовав на рынке ряд конкурирующих звукозаписывающих компаний, лейблов. Отныне каждая компания по-своему отвечала на вопрос, что нынче актуально и интересно, нужно и продается, а что нет. Но, несмотря на неизбежную вкусовщину издателей, выбор у артистов все же появился. Главным образом это касалось и касается, разумеется, молодых артистов.

Новая эпоха эволюции музыкального рынка наступила с развитием Интернета. С одной стороны, у любого пользователя появилась возможность не просто копировать лицензионные диски, но и выкладывать их в Сеть для свободного скачивания всем желающим (число последних, понятное дело, не ограничено). С другой стороны, если он оказывался еще и творческой единицей, то получал в руки мощнейший механизм для популяризации и даже продажи плодов своего творчества.

Теоретически (особенно это касается электронной музыки) композитор-исполнитель мог теперь записывать свои шедевры, не выходя за пределы собственной квартиры, а не бегать в поисках продюсера и спонсора, мог не обивать пороги уважаемых лейблов и радиостанций, убеждая программных и арт-директоров, что его нетленки имеют право быть услышанными миллионами. Он просто выкладывал свои треки на собственный сайт, и дистанция между его произведениями и потенциальным слушателем сводилась фактически к минимуму. И только автор решал, выкладывать ли треки безвозмездно или же продавать их с собственного сайта. Это почти отменило «объективные критерии» для оценки того, что хорошо, а что плохо, что интересно и актуально, а что нет, в конце концов, что профессионально и со вкусом, а что — доморощенная претенциозность. Вступила в силу жесткая математика: сколько раз песню прослушали, сколько раз скачали. А тут подоспела и эра портативных МР3-плееров, поставив под сомнение актуальность CD-диска как носителя.

Так или иначе, всего за несколько лет структура музыкального рынка кардинально изменилась. Приведем факты, чтобы описанные процессы не казались надуманными и преувеличенными.

CD, винил и прочие фетиши

Результаты анализа российского музыкального рынка в 2005 году оказались сенсационными — общий объем продаж компакт-дисков и кассет в легальном секторе по сравнению с 2004 годом сократился примерно на 18 процентов, а стоимость легального рынка упала с 487 миллионов долларов до 383 миллионов. Это было первое падение объемов продаж после дефолта 1998 года. Специалисты назвали такое положение вещей катастрофой для российского музыкального бизнеса.

В 2006 году по количеству легально реализованных копий рынок физических носителей сократился с 96,12 до 84,95 миллиона. Однако заметим, это не значит, что музыки стали слушать меньше. Просто ее меньше стали покупать в магазинах. Достаточно показательно в этом отношении выглядит состояние рынка цифровых носителей: цены на CD-R, CD-RW, DVD-R (то есть пустые «болванки») снижаются, а объемы продаж имеют положительную динамику. При этом розничная стоимость CD-R сравнялась с ценой чистой аудиокассеты, что фактически «вышибло» последнюю с рынка. Так, объем продаж компакт-кассет (MC) по сравнению с 2005 годом снизился с 27,5 до 12,7 миллиона копий, а доля MC в общем объеме медианосителей сократилась до 15 процентов. Справедливости ради надо сказать, что продажи CD при этом выросли до 85 процентов, что и спасло крупные звукозаписывающие компании от разорения, создав эфемерную картину их благополучия и процветания. Однако очевидно, что вслед за вытеснением с рынка компакт-кассет (MC) та же судьба запросто может постигнуть и компакт-диски.

Корифей отечественной музыкальной критики Артемий Троицкий в своей недавней статье сделал довольно безапелляционное заявление: «Нынешняя индустрия грамзаписи все равно умирает, причем умирает стремительно. Все эти „Sony BMG“, „EMI Universal“ стремительно катятся под горку… Сейчас поднимать индустрию звукозаписи совершенно бессмысленно. Это то же самое, что налаживать производство паровозов. Песенка мейджеров спета».

Сами же крупные звукозаписывающие компании, понятное дело, с таким приговором не согласны и, признавая радикальные изменения музыкального рынка, говорят о том, что их компании способны идти в ногу со временем и по-прежнему держать руку на пульсе событий. И конечно же, во всех бедах они обвиняют аудиопиратов, которые отбирают хлеб и у них, издателей, и у артистов, которым звукозаписывающие фирмы (тоже не всегда честно) платят авторские проценты.

А вот потребители музыкальной продукции, меломаны, относятся к пиратам несколько иначе.

Компания «IRIVER» провела опрос-исследование об отношении к музыкальному пиратству. Всего в опросе приняли участие более 3 000 активных потребителей музыки в возрасте от 17 до 55 лет — жители России, стран СНГ, Балтии, Европы и Ближнего Востока. Давайте посмотрим, как именно любители музыки пополняют свою аудиотеку: 66 процентов покупают MP3-диски в магазинах, 20 процентов покупают музыку в Интернете, 67 процентов переписывают ее у друзей, а 63 процента скачивают бесплатно. При этом 72 процента опрошенных ответили, что не считают пиратством копирование знакомым оцифрованных композиций с купленного ими легального диска. Вот вам и весь ответ! Сколько бы мы ни кричали, что покупать продукцию у пиратов плохо и несознательно, пока это для меломанов выгодно и удобно. Встанем на место потребителя (тем более что для этого даже не придется с него сходить). В самом деле, почему я должен рыскать по магазинам (это, заметим, время), чтобы купить лицензионный диск, скажем, за 250 рублей (цена за CD для России немалая) и наслаждаться двумя-тремя полюбившимися композициями с нового альбома артиста, когда я: а) могу найти нужный трек, не вставая из-за стола; б) скачать бесплатно или за мизерную плату; в) скачать именно то, что мне нужно? Неудивительно, что основная часть опрошенных, более 70 процентов, видит преимущество Интернета прежде всего в том, что там можно найти нужные композиции в необходимом количестве, а не покупать целый диск из-за нескольких песен, а также в том, что именно там можно отыскать уникальные и совсем новые композиции.

«Рекорд-бизнес в России претерпевает серьезные изменения, — комментирует Светлана Судзиловская, генеральный директор „A-One records“. — Очень скоро может возникнуть такая ситуация, что рекорд-лейблы не смогут платить авторское вознаграждение музыкантам, а те в свою очередь не будут иметь средств для записи новых песен. Уже сейчас налицо несоответствие количества денег, которые музыкант тратит на запись альбома, и тех денег, которые выпускающие фирмы могут заплатить за этот альбом. А не могут заплатить, потому что некому продавать. Одни качают из Интернета, другие покупают более дешевые пиратские диски».

Во многом подобная ситуация объясняется несовершенством правовой базы, о чем нам рассказал представитель одного из ведущих мировых лейблов, генеральный директор «Universal Music Russia» Дмитрий Коннов: «Только с 1 января 2008 года войдет в силу закон, запрещающий деятельность пиратских аудиосайтов, торгующих музыкой, то есть полностью регламентирующий юридически отношения производителей фонограмм и интернет-продавцов. Потому что сейчас, если использовать аналогию, ситуация такая. Представляете, вы подходите к своему автомобилю, и вдруг из него вылезает ваш сосед и говорит: „Я тут с утра „побомбил“ немного, вот тебе 10 рублей как процент. Спасибо!“ А кто ему, собственно, разрешил и почему 10, а не, скажем, 15, об этом вопрос даже и не стоит. Примерно такая же у нас сейчас ситуация с использованием чужих фонограмм в Интернете».

Однако законодательная ситуация все же не стоит на месте. В конце прошлого года Государственной думой РФ была принята IV часть Гражданского кодекса, а также ряд статей, содержащих изменения и дополнения в УК РФ, усиливающих ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Это уже повлекло за собой ряд громких уголовных дел, в частности против компании «Медиасервисес» (владельца сайта Allofmp3 , торгующего в Интернете музыкой в формате MP3). Аналогичному порталу MP3Search.ru было предложено добровольно-принудительно поднять до 50 процентов уровень авторских отчислений (о смежных фонограммных ничего не говорится) и провести независимый финансовый аудит своей отчетности. Стало быть, законы, как ни странно, действуют.

Когда падают границы

Казалось бы, носители носителями, альбомы альбомами, а что происходит с творчеством? Как все это может сказаться непосредственно на процессе создания музыки и ее качестве? Позволит развитие Интернета вывести на музыкальную арену новых, интересных артистов, возможно, непонятых воротилами шоу-бизнеса, не допущенных к широкому тиражированию и радиоэфирам из-за пресловутых «форматов»?

Оптимистично смотрит на проблему генеральный директор «News Media Radio Group» («Наше Радио», Best FM, ULTRA) Михаил Зотов: «В сокращении дистанции между артистом и слушателем я вижу только плюсы. Талантов, в принципе, немного. И если есть какие-то ступени в виде продюсеров, промоутеров, радиостанций, по вине которых талант может оказаться незамеченным, то стоит придумать способ их обойти. Возможность выйти в Интернет и выложить там свои записи — как раз такой обходной путь. От этого все только выигрывают — и слушатели, и таланты, и радиостанции, и продюсеры».

— Группы сами выкладывают свой материал в Сеть, чтобы расширять круг слушателей, чтобы их знали далеко за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы у них была возможность приехать в другой город и собрать там зал«, — продолжает эти рассуждения главный редактор русской версии журнала «Billboard» Валерий Постарнак.

О перспективах подобной независимости говорит и генеральный продюсер фестиваля «Нашествие» Андрей Клюкин: «В русской музыке стали появляться исполнители, которые хотят быть не героями, а именно музыкантами. Этого вообще не происходит в поп-музыке, и искать таких людей можно только на независимых музпорталах, независимых фестивалях, независимых рекорд-лейблах».

Что день грядущий нам готовит?

Похоже, все идет к тому, что значительная часть музыки перейдет в Интернет. По наблюдению агентства «InterMedia», в 2006 году крупнейшие отечественные музыкальные компании предприняли шаги по созданию собственных или совместных интернет-магазинов и сервисов.

А вот для рок-музыкантов, джазменов и классических музыкантов альбом останется, судя по всему, значимой единицей. И физические носители останутся, пока остаются люди, которые хотят не просто послушать любимого исполнителя, но и подержать в руках вещь — красиво оформленную, хорошо сделанную. Эдакие меломаны-фетишисты. А их не так уж и мало. Продажи виниловых пластинок в США только за первый квартал этого года выросли на 50 процентов (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Было продано около 250 тысяч экземпляров. Ведущие артисты, рок-звезды и даже поп-звезды, в том числе Мадонна, Робби Уильямс, выпускают свои новые творения в том числе и на виниле. Такая же тенденция намечается и в России. Поэтому и диски, и винил с нами в ближайшие годы останутся. Но все больше и больше, по всей видимости, будут становиться привилегией коллекционеров.

А вот вопрос о том, станет ли российская музыка в новых условиях интереснее и качественнее, остается открытым. Ведь здесь напрашивается аналогия с другими видами искусств. Вот, к примеру, литература. С появлением Интернета любой алчущий славы и признания пиит получил возможность выкладывать свои произведения в Сети, нисколько не беря во внимание мнение всевозможных издательств, критиков и экспертов. Но, во-первых, все, к кому автор этих строк обращался с вопросом, признавали, что читать текст книжки с экрана монитора или КПК им как-то не хочется, даже воспринимается содержание по-другому, когда держишь в руках шелестящие, еще пахнущие типографской краской страницы. Помнится, и театр обрекали на скорую смерть с появлением телевидения и кинематографа. Во-вторых, ресурсов, где можно почитать много новых поэтов и писателей, в Интернете предостаточно. Только вот заходить туда, тем более человеку с филологическим образованием, прямо скажем, после двух-трех неудачных попыток страшно. Если только вы не поклонник треша, признающий вопиющие несовершенства признаком особого стиля. Хочется надеяться, что с музыкой все будет происходить оптимистичнее.

Владимир Преображенский

1239


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95