Ещё один день — и весна. Моё любимое время года. Время надежд — тех самых, что умирают последними.
Хочется давать «Дневник предпринимателя» в оптимистичных тонах. «Всё хорошо, прекрасная маркиза…»
Полезно рассказывать о положительном опыте: каждый день — шаг вперёд, наш курс всё больше и больше скачивают, покупают, у нас есть деньги, мы серьёзно развиваемся, заказываем новые программы, готовим их и выпускаем…
На деле всё значительно сложнее.
Организуя фирму, я надеялся, что через год-другой от оперативного управления смогу отойти: всё будет делать исполнительный директор. Не получается.
Иногда хочется на неделю всё забросить и просто отдыхать. Гулять, высыпаться, читать книжки, сходить в театр, на концерт, посмотреть хорошее кино, посидеть в уютном ресторане. Предвесенняя усталость… Это нормально.
Как быть со школами?
Там устанавливают компьютеры, подключают к Интернету. Но учителя практически не используют компьютер в учебном процессе. Почему?
Всё просто. Учителя боятся компьютеров. Они отстали в этом плане от своих учеников. В старших классах школьники спокойно работают за компьютером: ставят программы, пользуются различными операционными системами, способны сами починить системный блок, если
Знаю, что во многих школах, получивших от государства более ста программ на дисках (софт лицензионный, но для школ бесплатный — на это было потрачено в рамках национального проекта более ста миллионов долларов; проект так и назывался — «Информатизация системы образования»), эти диски так и лежат мёртвым грузом, никто их не использует в работе.
Недавно в издательстве «Просвещение» прошёл круглый стол «Ребёнок в современной информационно-образовательной среде». По мнению участников, главная ошибка государственной политики — речь идёт о школьной информатизации — в том, что основные средства тратятся на закупку техники — компьютеров, интерактивных досок, проекторов… Александр Асмолов (я его хорошо знаю — раньше он работал замминистра образования, нынче заведует кафедрой на психологическом факультете МГУ) справедливо заметил: «Учителя только осваивают мир информационных технологий, в то время как дети в нём живут».
К чему я это? А к тому, что 99 процентов учителей сами набирают на клавиатуре двумя-четырьмя пальчиками и ребят в школах не учат слепому десятипальцевому набору. А ведь с набора на клавиатуре и начинается компьютерная грамотность.
Наша программа вполне подходит для старшеклассников — они могут по ней научиться набирать слепым десятипальцевым методом. Сколько у нас в стране школ, сколько учеников… Если бы все школы приобрели сетевую версию «СОЛО на клавиатуре» и внедрили у себя нашу программу, то несколько сотен тысяч подростков ежегодно получали бы полезный навык. Но нет, не хотят школы этим заниматься.
Каждый день получаю от школьников благодарственные послания: прошёл вашу программу, научился, спасибо. Но это единицы — одно-два письма в день.
Я всё надеялся: взрослые, освоившие нашу программу, придут в школы и договорятся с директорами, учителями, чтобы там установили наше лицензионное «СОЛО». Не срабатывает. Родители сами проходят «СОЛО», способствуют тому, чтобы их дети тоже приобрели навык слепого десятипальцевого набора, — и всё.
То же самое — с колледжами, институтами. Обидно. Но я ничего сделать не могу.
Никак не решу, на чём больше концентрироваться: на распространении «СОЛО» среди индивидуальных пользователей или корпоративных.
С индивидуалами проще: скачали в Интернете и оплатили по СМС либо приобрели наши диски в магазине, прошли курс и научились. Это лучшая реклама — когда
И ведь обращается! Каждый день получаю письма по этому поводу. Но только жуткие там фразы — жуткие для меня: «Занимался по пиратской версии…».
Вот одно из таких писем, полученных недавно:
Здравствуйте, Владимир Владимирович Шахиджанян!
Когда проходила «СОЛО», в голове всё время была мысль, что обязательно напишу Вам письмо, когда пройду до конца. Эта мысль меня поддерживала, потому что очень хотелось поделиться впечатлениями о программе, а не напишу же я письмо, что программа очень понравилась, но до конца не прошла.
Сейчас могу сказать, что я прошла программу до конца!!!
Всё началось с того, что я поехала домой на каникулы и, когда нечем было себя занять, смотрела, что есть в компьютере. Случайно мне на глаза попалась программа «СОЛО на клавиатуре», версия 8.1. Я смутно вспомнила, что
когда-то сестра начинала проходить, но только начинала. И я решила попробовать (две недели свободных впереди), прочитала вступление и пошла в бой. За неделю усердных занятий, часа по четыре чистого времени в день, а на самом деле часов восемь, я прошла первые 40 заданий. Вступительные тексты меня подбадривали.Прошла 40 упражнений — и нужно было идти дальше, но дома нет Интернета. Я пару дней была в отчаянии, но твёрдо решила пройти курс до конца во что бы то ни стало. Я спросила у папы, откуда у нас дома эта программа, — оказалось, что это папин друг ему
когда-то записывал, и я попросила папу узнать у своего друга, можно ликак-то продолжение достать в Интернете. Папа сходил в гости к другу и вернулся с9-й версией СОЛО. На вопросы типа «проходил ли друг „СОЛО“ и откуда оно у него» папа ничего ответить не мог и звонить ему тожепочему-то не хотел. Так что я так понимаю, что я нелицензионный солист.Девятая версия оказалась очень интересной. За неделю я прошла 55 заданий. За два месяца прошла «СОЛО», все задания на 5. Прошла экзамен и огорчилась: сделала 5 ошибок и скорость маленькая, около 150 знаков в минуту. Очень спешила, видимо. Но тут я вспомнила, что прошла не все факультативные задания, и решила, что займусь делом, чтоб не горевать. Но давались они тяжело, и я решила не спешить, выполнять по одному заданию в день. За эту неделю прошла все задания на 5, на сегодня оставалось самое тяжёлое, которое я никак не могла пройти: нужно было набирать цифры от 999 до 0, 100 строк. Много раз начинала, и в
40—50 -м рядке обязательно вкрадывалась ошибка, сколько бы ни делала перерывов. И я решила: пускай будет ошибка, и делала дальше, потом была ещё одна, и всё. Я сделала всего с двумя ошибками.Заметила, что всё же я нажимаю на клавиши, задумываясь, просто это происходит в голове за доли секунды.
С уважением и благодарностью, Катя.
Вот такое письмо. И восьмая версия была пиратской, и девятая — ворованная.
Вроде я должен радоваться: человек научился. А я злюсь. Ведь хочется платить нормальную зарплату сотрудникам. Мечтаю сделать новые программы — по развитию памяти, скорочтению, русскому языку; выпустить диск «Гимнастика души», подготовить в звуке книгу «Учимся говорить публично»… На всё нужны деньги. Где мне их взять?
Где найти спонсоров?
Где искать инвестиции?
Как нам развиваться дальше, если мало денег?
В чём мои ошибки?
В том, что у нас всего лишь одна программа, и для поддержания фирмы на плаву этого мало? Но тут замкнутый круг. Для того чтобы сделать новые программы, нужны деньги, а их нет.
Сегодня думал на эту тему целый день.
Меня пригласили на открытие кинотеатра «Орлёнок» в Сокольники. Двадцать лет он бездействовал, а теперь М.А. Касьянов, глава управы «Сокольники», нашёл инвесторов — кинотеатр отремонтировали, установили современное оборудование, и с завтрашнего дня там будут показываться фильмы, а одновременно откроется уютное кафе.
На церемонии открытия был Н.Н. Евтихиев, префект нашего Восточного округа.
— Как дела? — спросил он меня.
— Туго, Николай Николаевич, — ответил я, — туго. Очень туго всё идёт: сложности с помещением, трудности с распространением программы… Можете
— Приходите, поговорим. Вдруг помогу. По крайней мере — постараюсь.
Вот, казалось бы, у меня есть контакты, связи. Программу многие знают. А сколько сложностей!
Сдаваться не собираюсь. Прорвусь! Решу все личные проблемы — их тоже накопилось немало. Займусь переизданием книг и написанием новых. Найду корпоративных солистов. Поищу инвесторов. Вдруг повезёт?
Не сдаваться — говорю я сам себе. Долой усталость!
А внутренний голос говорит: «Будь реалистом. Тебе скоро стукнет 68…». А я отвечаю: «Ну и что? Вот Родиону Щедрину исполнилось 75, а он бодр, весел, динамичен. А жене его, Майе Плисецкой, за восемьдесят, а сколько у неё энергии!».
А ещё я был в
Увы, знаю: действий за её согласием никаких не последует.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. А не открыть ли мне «Гимнастику души» на нашем сайте? Вдруг видеоролики привлекут к нам посетителей? Подумаю на эту тему…
«Педагоги не могут успешно