Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ужастики - вымирающий жанр?

И дело не только в том, что я повзрослел

Я долго размышлял на эту тему.  Сам по себе жанр всегда казался мне  гибкой, привлекательной платформой, на которой при желании авторов может развернуться сколь угодно интересная и глубокая история, а любые элементы ужасов считаю традиционным, столь привычным сюжетным аттракционом, что если он хорошо работает, то можно периодически и прощать некоторые сценарные оплошности, банальности.

Но что-то случилось и дело не только в том, что я повзрослел. Всё новые и новые фильмы ужасов стали настолько похожи друг на друга, что ни о каких интересных и глубоких историях и речи быть не может. Одни и те же шаблонные ситуации, практически одна стилистика, притянутые за уши «драматические повороты». Даже страшилки одни и те же. Чего, например, стоит зловещая девочка с волосами, прикрывающими глаза…  кто первый додумался использовать этот образ? Уже и не вспомню. И это не самое «страшное», простите за каламбур. На мой взгляд, сейчас фильмы в подобном жанре  не могут восприниматься более-менее взрослой аудиторией именно потому, что они не пугают. У современного человека достаточно закалённые нервы. Как в случае с поездом братьев Люмьер – когда это было в новинку, люди удивлялись и отпрыгивали от бегущего поезда. Но потом, достаточно быстро, все привыкли. Пик самых эффектных, кровавых ужастиков, видимо пришелся на 80-е, 90-е – тогда всё это работало. Но теперь над этим смеешься. И когда в новых фильмах вместо кукол тридцатилетней давности нам показывают примерно то же самое, но обработанное высокотехнологичной компьютерной графикой, суть не меняется. Мы уже не верим. Реальность такова, что оставаясь в рамках жанра, создатели все новых неудавшихся фильмов вынуждены создавать «страшные» истории со всем присущим им пафосом, вместо того, чтобы отнестись к жанровым рамкам более-менее… иронично.

Ирония! Вот ключ.  Можно оставить все, так знакомые и дорогие сердцу аттракционы, пусть даже мрачную девочку с волосами – но пусть это будет формальность, над которой можно посмеяться, не преподнося её как нечто ужасное, зловещее и серьёзное.

В последнее время мне довелось посмотреть целых два фильма подобного рода.

Кадр из фильма "Пригородная готика", актер - Мэттью Грей Гублер

Первый – «Пригородная готика». Стильная, современная комедия с едким, черным юмором и отличными актерами (упустим, что актера на главную роль подбирали, явно подражая ранним образам Джонни Деппа, но чего только стоит Рэй Вайс, тот, самый отец Лоры Палмер из Твин Пикса). Сюжет здесь абсолютно шаблонный. Приехав в родной город, парень обнаруживает, что над родительским домом висит проклятье, затем он постепенно выясняет, что всё дело в какой-то неправильно захороненной девочке, затем он добивается снятия проклятия, приближая неминуемый хэппи энд. Сказать, что авторы поступили как-то оригинально, придумав какие-то особые страшилки для зрителя? По большому счёту, нет. Некоторые даже забавные. Например, герой спросонья наблюдает за собственными пальцами на ногах – а его ногти начинают двигаться, словно клавиши пианино.  Но создатели фильма как бы говорят нам: не в этом соль, да, это обычные ситуации, обычная история, но вглядитесь глубже. Создателям фильма удается работать на условностях и переворачивать эти условности с ног на голову, на что стоит посмотреть.

Кадр из фильма "Грэбберсы"

Второй – «Грэбберсы». По названию напоминало знаменитый многосерийный фильм «Лангольеры», но оказалось чем-то другим. Это тоже комедия. Некие кровожадные инопланетные существа наличествуют, но это всего лишь препятствие, с которым время от времени сражаются персонажи, а в основном нам предлагается глядеть на этих персонажей, изучать их. И это также работает – игра актеров, диалоги, забавные ситуации. Надо учитывать, что фильм ирландского производства,  а сюжет перенасыщен «колоритным  местным» юмором. Колорит кроется и во внезапно найденном способе убийства этих кровожадных существ – они боятся  алкоголя и брезгуют прикасаться к пьяным людям. Соответственно всем поселком решено забиться в один единственный бар и напиться. Чудовище меж тем поджидает в ночи, за дверью… Что же из этого получилось – тут смотрите сами.

Мне бы хотелось продолжить этот список интересных фильмов, созданных на жанровых полутонах, где-то между комедией и ужасами, но их так мало, что поиск часто осложняется. Может быть, Вам пришло на ум что-то подобное? Тогда расскажите об этом!

918


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95