Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Церковь Ленина

Начну казённо и старомодно: сегодня — 140 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

О, с какой помпой бы праздновался этот юбилей, если бы сохранилась Советская власть!

Сколько было бы выпущено медалей, вымпелов, почётных грамот, снято кинофильмов и телепередач, издано книг и нарисовано картин. Сколько прошло бы торжественных церемоний, концертов, клятв, «сдадим объект к юбилею великого вождя», вручений разнообразных премий и наград. Сколько было бы сдано в эксплуатацию новых «объектов социалистической индустрии». И так далее, и тому подобное, перечислять можно долго. «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», «Заветам Ленина верны», «Ленинским курсом — к коммунизму»...

А теперь — не то.

Любой ленинский юбилей, какой угодно «круглый», не является государственным праздником. Советской власти давно нет. Да, её приверженцы всё ещё многочисленны — это отнюдь не только пенсионеры, но и тысячи молодых людей, чей юношеский нигилизм был вовремя направлен «старшими товарищами» в нужное русло. Но и для воздыхающих о «советской империи» Владимир Ленин, этой самой империи основатель, явно находится в тени его преемника — Иосифа Сталина.

«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой» — слова, приписываемые Черчиллю, очень любят повторять сталинисты. Выходит, Ленин всё-таки оставил Россию (Сталину) с сохой. И правил-то страной он чуть более шести лет (из них последние полтора-два года — чисто номинально, вроде позднего Брежнева: болел, умирал — и умер). А Сталин — почти тридцать. Есть разница.

И хрущёвская «оттепель», и — через двадцать лет — горбачёвская «перестройка» начинались с противопоставления «плохого» Сталина «хорошему» Ленину. Мол, если отвергнуть Сталина и вернуться к «ленинским истокам», это и будет искомый «социализм с человеческим лицом». (Помню обложку журнала «Огонёк», культового во второй половине 80-х, едва ли не главного «рупора перестройки»: лицо Владимира Ильича, еле различимое сквозь заиндевевшее стекло, но в инее ладонью протёрта полоса, и в ней — глаза вождя, добрые, мудрые, чуть лукавые и всё понимающие.) Но прошло два-три года — и взялись уже и за Ленина.

Выяснилось, что Сталин не врал, когда называл себя «верным ленинцем»: это при Ленине начались репрессии; это при Ленине были построены первые лагеря ГУЛАГа; это при Ленине закрывали газеты, убивали священников, гнали из страны интеллигенцию, топили в крови демонстрации и восстания всех, кто желал стране чуть более демократической власти, и прочая, прочая, прочая.

Когда вера в Ленина, на протяжении нескольких лет усердно пинаемая и обстреливаемая (вот вам документ о расстрелах! вот об изъятии церковных ценностей! вот о концентрационных лагерях! — и всё ведь за подписью солнышки нашего, Владимира Ильича!), рухнула окончательно — рухнул и Советский Союз с Советской властью. Из-под системы выбили последнюю и главную опору — «догмат о непогрешимости» Ленина — и система сразу завалилась.

Каждый новый правитель в СССР строил свою власть на критике и разоблачении предыдущего: Хрущёв пинал Сталина, Брежнев — Хрущёва, Горбачёв — Брежнева. (Двух «промежуточных» генсеков, правивших два года с копейками, пропустим, хотя Андропов успел кое-что в плане разоблачения Брежнева сделать.) И всегда в качестве главного обвинения фигурировал «отход от ленинских норм».

Единственным исключением в этом правиле, разумеется, оставался сам «дедушка Ленин». Все остальные вожди коммунизма, повторюсь, были последовательно дискредитированы. А как пришёл черёд самого Ленина — тут и коммунистической сказочке конец.

Это как если бы каждое новое поколение иерархов христианской церкви разоблачало своих предшественников, обвиняя их в неправильной трактовке Христовых заповедей, «оставляя в покое», разумеется, лишь самого Иисуса Христа.

Вообще, аналогии между коммунизмом и христианством проводили многие. Это вообще стало чуть ли не решающим аргументом сторонников «великой идеи» — мол, христианство и коммунизм практически одно и то же. (Моральный кодекс строителя коммунизма, как признали сами его авторы, был в значительной степени списан с Библии.)

На этот счёт можно долго спорить. Для меня одно ясно: коммунизм — безусловно, религия. Со своими святыми отцами, святыми праведниками, святыми книгами, святыми мощами. Со своей концепцией мироздания и правилами жизни. Со своими служителями культа и культовыми сооружениями. Со своими ритуалами и праздниками. Адепты коммунизма притесняли другие религии — но точно так же поступали со своими «конкурентами» адепты любых религий. Христианство поднялось «на костях» язычества, и так далее.

Стоит ли напоминать, что Сталин учился в христианской семинарии, а потом просто сменил веру, и семинарское образование явно ему помогло стать главным иерархом новой религии.

Что касается Ленина, то христианская религия его особо раздражала — это видно по всем его заявлениям и поступкам. Крестик с шеи он сорвал в 14 лет — а потом основал и всю жизнь строил собственную конфессию.

Учение коммунизма было ориентировано на бедных, неимущих, обиженных, оттеснённых на обочину жизни — как, при своём зарождении, любая другая религия. (Тех, кто уже при власти и довольстве, соблазнить новыми идеями трудно: им и так хорошо. Двигатель прогресса — неудовлетворённость.)

Христос обличал иудейских фарисеев, упрекая их в стяжательстве и лицемерии. Ленин делал то же самое, издеваясь над буржуазным и религиозным словоблудием. У вас люди живут в нищете, мрут с голоду, вкалывают как проклятые на вашу потребу — а вы, жирные и самодовольные, бубните про «внеклассовые, общечеловеческие ценности», про то, что «Бог терпел и нам велел»? А не дать ли вам за это по роже? Н-на!

Да, в сочинениях Ленина есть этот накал, нерв, озорство, презрение к замшелым традициям, к лицемерию и демагогии этого мира. Как же это близко молодым людям во все времена! Воистину: «Кто не был коммунистом до двадцати лет — у того нет сердца; кто остался им после тридцати — у того нет мозгов».

Таким образом, Ленин стоит в одном ряду с Че Геварой (кое-кто добавляет в этот ряд и Христа). А вот Сталин — начальник, прагматик, фанатик порядка и дисциплины, диктатор, строитель империи, в которой каждый знает своё место, — в этот ряд не вписывается.

Все че гевары ленинской поры (весёлое революционное хулиганьё, не годящееся в слуги великого императора) были закономерно пущены Сталиным в расход.

По сей день есть некое «разделение вкусов»: сторонники «сильного государства и железной руки» больше ценят Сталина, разгильдяи-леваки — Ленина. Это относится не только к России, но и ко всему миру.

Портрет одного из таких леваков, оставленный Владимиром Набоковым в своей автобиографии «Другие берега», вполне, на мой взгляд, актуален и сегодня.

«Гром „чисток“, который ударил в „старых большевиков“, героев его юности, потряс Бомстона до глубины души, чего в молодости, во дни Ленина, не могли сделать с ним никакие стоны из Соловков и с Лубянки. С ужасом и отвращением он теперь произносил имена Ежова и Ягоды, но совершенно не помнил их предшественников, Урицкого и Дзержинского. Между тем как время исправило его взгляд на текущие советские дела, ему не приходило в голову пересмотреть и, может быть, осудить восторженные и невежественные предубеждения его юности: оглядываясь на короткую ленинскую эру, он все видел в ней нечто вроде quinquennium Neronis (Нероновское пятилетие (лат.)».

До сих пор оглядываются и видят.

Церковь Ленина редеет, конечно (волосы встают дыбом, когда современные дети на вопрос о том, кто такой Ленин, отвечают: известный писатель, жил, кажется, в восемнадцатом веке), но всё ещё многочисленна.

В последние годы если говорят о Ленине — значит, с вероятностью сто процентов зайдёт речь о судьбе его тела.

Вот и в преддверии 140-й годовщины со дня его рождения по телевидению, в прессе, в Интернете прошла бурная дискуссия: так всё-таки нужно захоронить Ленина или оставить в Мавзолее?

Мое мнение: Мавзолей — это чисто религиозное сооружение, и останки Ленина — святые мощи, одна из главных реликвий коммунистической религии.

Выбрасывать святые мощи из храма и сносить сам храм — это оскорбление чувств верующих, как бы кто к данной религии ни относился.

Если мы демонстрируем толерантность, ставя рядом храмы, мечети и синагоги (как на Поклонной горе), чем лучше или хуже коммунистическая религия?

Тем, что на ней много крови? На любой другой религии крови не меньше.

Так что я бы оставил Ленина в покое, тем паче Мавзолей, как ни крути, — историко-архитектурный памятник, туристическая достопримечательность всемирного значения, и сносить это сооружение — чистой воды вандализм.

Мавзолей не хуже и не лучше любого храма, мечети, синагоги, буддийской ступы, какого-нибудь капища и так далее. Ещё один храм ещё одной религии.

Давайте уважать чувства верующих — их веру разделять при этом не обязательно.

22 апреля они снова пришли к мощам своего главного святого, возложили венки и вознесли молитвы. Имеют право.

Ваш Роман Олегович Иванов

863


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95