Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Философия кинематографа

Празднуем международный день кинематографии

Отпразднуем День кинематографа философствованием о фильме одного из лучших режиссёров мира, который он даже не снял.

Среди операторов и монтажеров по сей день ведётся извечный спор, кто же из них делает кино.

Операторы говорят: вообще-то вы монтируете отснятый нами материал, хотя мы можем даже не прибегнуть к вашей «помощи» и снять фильм исходниками, на что монтажёры отвечают, что именно они превращают кино в искусство монтажом. Добыть алмаз – это одно, но вот огранить его – совсем другое дело. И добавляют, что можно смонтировать фильм из разных кусков фильма, сделав тем самым свой собственный, не прибегнув к «помощи» операторов.

Так и поступил 87-летний Жан-Люк Годар со своим последним (пока что) фильмом, полностью смонтировав его из чужих и своих фильмов.

 

«Книга образов» или как ещё переводят «Образ и речь». Участник Каннского кинофестиваля, где фильм получил «Специальную золотую пальмовую ветвь».

Что такое этот фильм? В каком-то смысле это вся суть и философия Годара в одной киноленте. Человека, который любит Кино больше всего на свете.

С другой стороны, это может быть чем угодно.

Здесь демонстрируется и препарируется магия кино, понять или не понять которую должен сам зритель.

Образы, которые встают перед глазами, говорят сами за себя, не разговаривая. Идёт голос за кадром самого Годара, он отстранен и одновременно создает второй план своими текстами, через образы самых разных видеоматериалов.

Например, перед нами руки человека, которые монтируют и склеивает кусочки пленки, на фоне идет чуть ли не поэтический текст о пяти сторонах света и о пяти пальцах, из которых пятью лучами исходят эти стороны света, а затем видео обрывается документальной фотографией иссохшей руки, которую вполне могли сфотографировать в Аушвице. Но это не спекуляция. Это образ. Хотя какую реакцию вы испытаете, та и будет верной.

Затем он показывает наши дни: маленькую девочку, которая в предвкушении ждёт приближения поезда, говоря: «Ух ты!!! Это поезд!» – со всей своей детской непосредственностью и вперемешку он монтирует это с фильмом «Прибытие поезда» братьев Люмьер 1895 года, благодаря которым мы и празднуем День кинематографа. В этот момент понимаешь, как этот человек любит Кино, как он счастлив его появлению, как ребенок, который впервые видит поезд и радуется этому. А можно это воспринимать и по-другому. Как историю кино. Режиссёр олицетворяет эту девочку со зрителями той эпохи, которые были поражены или испугались, что поезд через экран поедет на них. То есть те зрители – это дети в своей непосредственности.

Ещё, например, показывает документальные съемки разных митингов и выкрикивание лозунгов, а за кадром звучит текст:

 
 
 

Постоянно один и тот же лозунг и одна и та же... Глупость...

 
 
 

Говорит о политике, замолкает и показывает фильм «Уродцы» 1932 года Тодда Браунинга, вперемешку с порно. Что хотел сказать режиссёр, вполне ясно, но это может быть и не так.

Сам фильм использует все приёмы, которые только возможны в кино.

Помимо игры с разноцветным текстом на фоне и интертитрами, состоящими из игры слов, ведётся игра с частотой кадров, слоумо и ускорение, ядовитый цветкор и насыщенность, футажи, пересвет, смешивание аудио каналов, переход от стерео к монозвучанию, резкая тишина, разные форматы экрана, 3D, хотя сам фильм не снят в этой технике и людям в зале очки не раздавали...

Помимо этого, на экране идут постоянные видеоцитаты из фильмов. Под реплики Годара и разную музыку, например, в одном моменте звучит Высоцкий. И, конечно, фильмы других режиссеров. Это кажется великим комплиментом, если тебя процитировал всем недовольный и вечно критикующий всех Годар.

Начинается фильм с «Андалузского пса» Бунюэля, знаменитый кадр с разрезанием глаза. Показаны фильмы Ренуара «Правила игры», один из немногих режиссёров до «Французской новой волны», которого Годар уважал и любил. «Гамлет» с Лоуренсом Оливье, Фридрих Вильгельм Мурнау и его «Последний человек», последние кадры фильма «Детский сад» Евтушенко, «Война и мир» Бондарчука, «Дорога» Феллини – и все это маленькие кусочки, технически измененные, которые вместе создают свой собственный фильм-образ.

За кадром звучит фраза: «Восток философичнее запада» и появляются кадры из советского фильма «Волшебная Лампа Алладина» Бориса Рыцарева и чаще всего цитируемый «Цветок тысяча и одной ночи» Пьера Паоло Пазолини.

Есть и самоцитаты: «Моцарт Навсегда», «Прощай речь 3D» и «Социализм». И совместно с искусством, идут документальные кадры расстрелов, запрещённые в разных странах, в том числе и в России, ИГИЛ, портрет Гитлера, холокост, реклама, фотографии старых кинокамер, мультики, клипы, крутящаяся плёнка и немые фильмы, названия которых вспомнят единицы.

Что хотел сказать автор – мы этого никогда не поймём, но это и не нужно. Единственное, что мы должны знать перед просмотром, так это правила самого Годара:

 
 
 

У фильма должны быть начало, середина и конец, но необязательно в этом порядке.

 
 
 

... а также...

 
 
 

Фотография - это правда. Кино - это правда 24 кадра в секунду.

 
 
 

Если вы видите в этом бессмыслицу – значит, это бессмыслица, если вы чувствуете злость, зная каким противоречивым, скандальным был Годар, который бойкотировал «Оскар», ненавидел Америку, но работал там какое-то время, пытался демонстративно покончить с собой, ненавидел фашизм, очень серьёзно относился к холокосту, но выступал против Израиля, смешивал с грязью французский кинематограф до «Новой волны», в которой сам участвовал и после этого вы думаете, что весь фильм «Книга образов» просто претенциозная фальшивка – значит, так и есть.

А если увидев фильм, Вы почувствовали любовь к Кино и прочувствовали его философию, нашли свои начало, середину и конец, то это ваша правда. Вы – Годар этого фильма, который сам считает, что у него получилось в итоге: шедевр или фальшивка.

Сергей Брыляков

265


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95