Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Курильщиков застращали «системными ядами»

Сигареты не должны выглядеть как модный высокотехнологичный товар

На днях вступил в силу технический регламент Таможенного союза на табачную продукцию. Документ давно ожидаемый, но только не курильщиками и не производителями сигарет. Вряд ли, например, их обрадует тот факт, что с пачек сигарет уберут надписи «легкие», «ультрамягкие» и др., а вместо этого крупным планом разместят информацию о содержании в них ядов и канцерогенов. Правда, в переходный период (вплоть до 15 ноября 2017 года) сигареты еще будут продаваться со старыми надписями.

Курильщиков застращали «системными ядами»
фото: Геннадий Черкасов

Изменения в дизайне пачек сигарет действительно серьезные, комментируют эксперты. Теперь на всех пачках должно быть написано: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества». Технический регламент требует, чтобы на пачках не было информации о том, что некоторые сигареты какие-то особенные. Как написано в документе, «запрещается наносить на потребительскую тару любые слова, словосочетания, знаки и иные обозначения, которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья, в том числе такие слова или словосочетания, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие», «ультралегкие», «экстралегкие», «мягкие», «очень мягкие», «ультрамягкие», «экстрамягкие».

Теперь нельзя размещать и аналоги этих слов на иностранных языках. Исключены на пачках также знаки, цифры и иные обозначения, в том числе и для зарегистрированных товарных знаков, которые создают впечатление, что такие табачные изделия менее вредны для здоровья. Хотя таковыми они, конечно, не являются, просто вот такой рекламный ход.

И размер надписи будет более заметным: он должен быть не меньше 17 процентов от боковой поверхности пачки.

Технический регламент Таможенного союза на табачную продукцию обязал производителей сигарет с двух сторон пачки размещать иллюстрации о последствиях курения. А это ужасные картинки, и они должны занимать не менее 50% площади пачки. И на фронтальной стороне пачек табачники должны размещать картинки-ужастики, но только в верхней их части. А вот вкладыши, которыми любители подымить раньше прикрывали неэстетичные изображения, отныне отменены.

Новым документом также запрещено украшать пачки информацией, которая создает ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом или лекарственным средством, включая лекарственные травы. В том числе представление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая такие слова, как «вишня», «клубника», «яблоко», «шоколад», «мята» и др.

В регламенте особо оговорено, что в торговые точки курительная продукция, оформленная по новым правилам, будет поступать постепенно. Евразийской экономической комиссией предусмотрен переходный период: табачную продукцию со старым дизайном можно будет продавать вплоть до 15 ноября 2017 года.

 

фото: Наталья Мущинкина
 

 

СПРАВКА "МК"

Упоминание о «легкости», «мягкости» и других «приятностях» «безвредных» сигарет во многих развитых странах мира запрещено уже давно. В Европе и США, к примеру, этот запрет действует уже много лет. Проведенные исследования показали: потребители «ультралегких» сигарет заболевают наравне с курильщиками «обычных». И болезни внутренних органов, отравленных никотином, протекают тоже одинаково.

Обо всем этом речь шла на пресс-конференции, посвященной законодательным аспектам борьбы с курением табака и распространением табачной продукции.

Там были представлены результаты исследования пачек сигарет на предмет их соответствия закону, проведенные по международной методике.

Масштабное исследование табачной упаковки проводилось в 14 странах мира по одной и той же международной методике в несколько этапов, рассказали наши эксперты. Во-первых, проверка осуществлялась на предмет соответствия закону пачек сигарет, продаваемых в нашей стране, в том числе: есть ли на них предупреждения о вреде курения, насколько они правильные. Во-вторых, оценивались маркетинговые ходы табачных компаний, направленные на потребителя через упаковку, и на какие группы населения они нацелены. (В нашей стране закупка проводилась в Москве, Санкт-Петербурге и Казани в конце прошлого года. Сигареты закупались в супермаркетах, магазинах шаговой доступности и павильонах, а также на автозаправках.) Результаты подведены буквально на днях.

Напомним, сегодня закон требует наносить на пачку сигарет два предупреждения — текстовое покрывает 30% лицевой стороны пачки и страшная картинка занимает 50% задней стороны. В результате проверки оказалось: 95% закупленных пачек имеют полностью соответствующие закону предупреждения — по размеру, шрифту и тексту. Обнаружено единственное неправильное текстовое предупреждение — оно было выполнено строчными буквами, а не прописными. Хотя все помнят, как табачники жаловались, что у них нет технической возможности наносить «страшилки» на табачные изделия. Но ситуация оказалась иной.

Тревогу вызывает другое — огромное разнообразие сигарет на российском рынке, несмотря на полный запрет рекламы и продвижения. Россия по сравнению с другими странами просто завалена разнообразными вариантами пачек, чего быть не должно. Было закуплено 506 уникальных пачек сигарет. Большая часть из них принадлежит к 95 семействам брендов. То есть производители табака не просто выпускают сигареты условной марки — они делают их тонкими, ароматизированными, упаковывают по 30 штук в особую увеличенную коробку, выпускают лимитированные серии с особой раскраской упаковки и т.п. Лишь бы покупали!

И это не случайно: сегодня пачка остается, по сути, единственным каналом общения табачных компаний с потребителями. И они используют этот канал для того, чтобы продать сигареты, — исследователи нашли множество вариантов сигарет, разработанных специально для женщин. Мужчины тоже не обойдены вниманием табачных маркетологов: рынок забит сигаретами, сделанными с применением «высоких технологий», где якобы есть особые фильтры и т.д. Будто покупатель приобретает какое-то новомодное изделие, а не табачный лист, завернутый в бумагу.

С тех пор как в России была запрещена реклама, упаковка стала приоритетом для табачников: они используют форму, размер, цвет, фактуру, целлофановую пленку пачки для привлечения потребителей.

Следующим шагом в борьбе с табачной эпидемией должен стать переход на унифицированную «простую упаковку», как то было сделано в Австралии, считают эксперты.

Кстати, в ходе исследования табачных пачек одновременно были проверены и акцизные марки. Представители табачной промышленности в свое время пугали, что из-за повышения акцизов на табак в России будут расти контрабанда и контрафакт. Этого не случилось. Не было обнаружено ни одной пачки без российской акцизной марки. Также не обнаружено ни одной пачки с белорусской, казахской или китайской акцизной маркой.

Все пачки сигарет и некурительных табачных изделий должны стать одинаковыми по цвету, а названия марок должны быть написаны одинаковым неброским шрифтом. На упаковке — размещать страшные картинки, занимающие 65% лицевой и задней стороны пачки в верхней части, предлагают сегодня многие эксперты. И сделать это не только в России, но и, возможно, в странах ЕАЭС. И чтобы повсеместно пачки табачных изделий были оформлены одинаково — никакой стимулирующей потребление табака информации. Такая мера работает, например, в Австралии с 2012 года. Результаты говорят о снижении покупательского спроса сигарет, несмотря на мощное противодействие со стороны табачной промышленности.

Скоро «простая упаковка» будет введена в Великобритании, Ирландии, Шотландии и Франции. Власти Канады, Венгрии, Новой Зеландии, Сингапура, ЮАР и ряда других стран уже объявили о том, что введут «простую упаковку» сигарет, и начали готовить соответствующие законопроекты. Главная информация на такой пачке — предупреждение о вреде курения, как это сделали в Австралии. Там табачники даже судились с правительством, чтобы отменить «простую упаковку». И проиграли!

Сигареты в России не должны выглядеть как модный, высокотехнологичный товар, пачка не должна сообщать, что эти сигареты менее вредны, чем остальные. Сейчас, несмотря на запрет рекламы и продвижения сигарет, несмотря на двухсторонние предупреждения о вреде курения, табачные компании используют оставшуюся часть пачки для продвижения своей продукции.

Александра Зиновьева

Источник

181

Комментарии

Комментариев еще нет

Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: