Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Соблазнять ли малых сих?

Дневник учителя

Наша жизнь становится всё более рациональной. Многое из неё уже кануло в Лету, оставшись только в нашей памяти: коляски с младенцами возле магазинов, дома без кодовых замков, школы без охранников.

Кстати, о школе.

Школа не может отличаться от жизни за её пределами как часть не может отличаться от целого.

Школа тоже — день ото дня — становится рациональнее.

Уже загнаны в ЕГЭ все предметы (кроме тех, как шутят учителя, которые на три буквы: ОБЖ и МХК), а значит, теперь у выпускников не будет традиционных экзаменов (первым из которых по праву шло сочинение) и всего, что с ними связано: волнения, цветов, застолий.

Впрочем, волнение наверняка останется, просто будет оно другое — не праздничное. Всё-таки экзамен, как говорил герой одного старого фильма, «это всегда праздник».

(Оказалось, что это праздник, который не всегда с нами.)

Но, как говорится, се ля ви.

И вот новая напасть.

Сверху брошен клич: во что бы то ни стало организовать вторую половину дня школьников. Это значит, что учителя должны постараться всеми силами продлить пребывание ребёнка в школе.

«Соблазняйте, обольщайте ребёнка, — вменяли нам на недавнем педсовете, — но привлеките его в кружок или секцию».

Несколько синонимичных кружков (например, литературных) должны объединиться — такое объединение будет носить название «модуль», — модули, в свою очередь, тоже могут объединяться между собой (например, литературный и туристический — с целью организовать поход… ну хоть в Переделкино) — это будет называться…

— Бинарный модуль! — радостно пискнула молодая учительница с первой парты.

— Умница! — похвалил её учёный муж, представлявший нам это ноу-хау от педагогики. Электив, модуль, бинарный модуль…

Впрочем, как гласит русская пословица, хоть горшком назови, только в печь не ставь.

Дело не в наукообразном названии, а в сути.

А суть дела — загнать в некие формы свободное время детей, как уже загнали в них экзамены.

Но, согласитесь: между экзаменом и досугом — дистанция огромного размера…

Вспоминаю своё «босоногое» дет-ство.

Нас не нужно было «соблазнять и обольщать»: во второй половине дня мы и так торчали в школе, переходя из кружка в кружок. Почему? Ответ простой: нам некуда было пойти. За пределами школы простиралось, фигурально выражаясь, дикое поле.

Только позднее, когда мама вышла замуж и мы переехали в Москву, у меня появилась альтернатива: Дом пионеров.

Но это было в прошлом веке.

С тех пор наша страна пережила революцию. Эта революция, которую мы назвали перестройкой, принесла много горя, но, положа руку на сердце, и много хорошего.

В числе последнего — многообразие форм досуга. И, кстати, отнюдь не только детей, но в первую очередь взрослых.

Современный человек в свободное время занимается аквааэробикой, дайвингом, горными лыжами, скалолазанием… да мало ли чем!

Дети — эти современные человеки — с последним звонком буквально бегут из школы: им нужно успеть в спортшколу, фитнес-клуб, в манеж…

Я смотрю на них с радостью: они бегут к профессионалам, которые умеют то, чего не умею я, а значит, жизнь их становится интереснее, полнее.

Скажите на милость, зачем я буду насильно удерживать детей в школе (даже самой любимой) во второй половине дня? Ведь, кроме всего прочего, всё приедается: класс, доска, учитель (даже самый лучший).

Пусть дети отдохнут от привычных интерьеров и лиц, пусть испытают новые ощущения, приобретут новый опыт.

(Между прочим, я сама в этом году начала заниматься верховой ездой и кроме синяков и мозолей на непривычных местах приобрела новое понимание до боли известных сюжетов: мне стали роднее Холстомер и Фру-Фру, конкретным смыслом наполнились слова «на рысях», «иноходь», «галоп», я острее прочувствовала сон Раскольникова и смерть Пети Ростова.)

Придирчивый читатель может возразить: сама сетовала на всё большую рационализацию жизни, а ведь убегающий (в кружок, секцию, в клуб) ребёнок — существо очевидно менее патриархальное, чем проводящий в школе весь день (и все дни). Может, отчасти это и так. Но я совсем не уверена, что охваченный «бинарным модулем» ребёнок будет больше привязан к родной школе (скорее, наоборот). Так что рациональность рациональности рознь.

А «бинарные модули», на мой взгляд, идут против жизни, как всякое «обольщение и соблазнение» со времён Адама и Евы.

Инна КАБЫШ

643


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95