Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Страшный уродливый мир

Карьера Вавилена Татарского началась со сценария рекламного клипа, в котором прославлялись незыблемость и стабильность «Лефортовского кондитерского комбината» — логотип этой фирмы, вместе с надписью по-латыни «Спокойный среди бурь», был высечен на скале, единственной, возвышающейся над поверхностью поглотившего Землю океана. Эта реклама навевала «сон золотой» заказчику, типичному бизнесмену начала «лихих девяностых», который жил в постоянном страхе. Но клип снять не успели — заказчика задушили.

Так и в мире, оказывается, нет никакой «скалы», никакой вечной и непреложной истины. Любые самые «святые» идеи годятся лишь на то, чтобы их использовать в рекламе и наварить немного бабла.

Восходя по ступеням своей карьеры, метафорического зиккурата, Татарский узнаёт и кое-что похлеще: Россией управляют вовсе не правительство и даже не олигархи, а так называемый Межбанковский комитет — огромная пиар-контора, которая и придумывает это правительство и этих олигархов. Их рисуют на компьютере и дают в телевизионный эфир, имитируя политику и экономику. Но кто это делает и зачем, кто на самом деле всем управляет, — остаётся жуткой загадкой даже для самих работников Межбанковского комитета.

«- Понял, — сказал Татарский. — Кажется, понял… То есть как, подожди… Выходит, что те определяют этих, а эти… Эти определяют тех. Но как же тогда… Подожди… А на что тогда все опирается?

Не договорив, он взвыл от боли — Морковин изо всех сил ущипнул его за кисть руки — так сильно, что даже оторвал маленький лоскуток кожи.

— А вот про это, — сказал он, перегибаясь через стол и заглядывая в глаза Татарскому почерневшим взглядом, — ты не думай никогда. Никогда вообще, понял?

— А как? — спросил Татарский, чувствуя, что боль только что откинула его от края какой-то глубокой и темной пропасти. — Как не думать-то?

— Техника такая, — сказал Морковин. — Ты как бы понимаешь, что вот-вот эту мысль подумаешь в полном объеме, и тут же себя щипаешь или колешь чем-нибудь острым. […] И потом, постепенно, у тебя вокруг этой мысли образуется как бы мозоль, и ты ее уже можешь без особых проблем обходить стороной. То есть ты чувствуешь, что она есть, но никогда ее не думаешь. И постепенно привыкаешь. Восьмой этаж опирается на седьмой, седьмой опирается на восьмой, и везде, в каждой конкретной точке в каждый конкретный момент, есть определенная устойчивость. А завалит делами, нюхнешь кокоса и будешь конкретные вопросы весь день решать на бегу. На абстрактные времени не останется«.

В конце концов эта загадка всё-таки откроется.

Служат все эти всемогущие пиарщики великой золотой богине Иштар, «самой идее золота», контролирующей людские души, заставляющей их думать только о деньгах и способах их добывания.

Когда Татарского выбирают очередным ритуальным «мужем великой богини», он становится новым начальником Межбанковского комитета. Предыдущего «мужа», Азадовского, убивают. Понятно, что та же участь ждёт рано или поздно и самого Татарского.

Легко увидеть, что Иштар — лишь ещё один псевдоним «золотого тельца», мамоны, дьявольщины и бездуховности. Роман Пелевина «Поколение «П» встаёт в длинный благородный ряд сочинений, относящихся к т.н. гуманистической литературной традиции. Впрочем, то же самое относится практически ко всем текстам этого автора. При желании можно увидеть в них почти чеховскую грусть по поводу мира, устроенного именно так, как устроен, и людей, которые не видят другого выхода.

«Когда-то и ты и мы, любимый, были свободны, — зачем же ты создал этот страшный, уродливый мир?»

— А разве это сделал я? — прошептал Татарский.

Никто не ответил«.

На этот вопрос может ответить лишь сам читатель, и не по поводу главгероя, а по поводу себя.

«Поэтому Пелевина так уютно читать», как высказался критик Курицын.

***

Кроме «Затворника и Шестипалого», «Омона Ра» и двух Главных Произведений, в 90-е годы Виктор Олегович написал ряд блестящих рассказов, любимую многими повесть «Жёлтая стрела» (образец самокопирования, пересказ того же «Затворника» на основе чуть другой метафоры: жизнь уже не птицефабрика, а поезд, люди в нём пассажиры, ну и так далее; возможно, идея «Стрелы» автору была навеяна прослушиванием известной песни гр. «Машина времени») и, конечно, роман «Жизнь насекомых», основанный уже на метафоре «Люди — насекомые».

Вдохновлялся ли Пелевин рассказом Кафки «Превращение» — неизвестно. Похоже, что да. Люди — насекомые, а насекомые — люди, они текуче переходят из одной формы в другую и обратно, как в программе компьютерного «морфинга», и жизнь их — конечно, не более чем унылое копошение, присущее насекомым. (Татарский из «Дженерейшн Пи» был бы в этом мире главным тараканом.)

Одни люди становятся, когда приходит их черёд, «конопляными клопами», которых забивают в косяк и скуривают, но и те, кто их выкурил, оказываются мухами и комарами, которых так же рано или поздно тем или иным способом прикончат другие насекомые. Многослойность, «матрёшечность», закольцованность этого мира, в котором происходят грустные и трогательные истории. Девушка-муха, ищущая того самого женского счастья, но увязшая в липкой ленте. Комар-недотыкомка, решившийся (под воздействием разбитных приятелей) на настоящий полёт — и, как часто происходит в таких случаях, всё для него заканчивается трагично. Жуки-навозники, обречённые всю жизнь толкать перед собой шарик «этого самого», — более того, постепенно с этим шариком отождествляясь. Типовая история советско-русской жизни, мужской и женский вариант, — «муравьихи Марины» (офицерской, понимаешь, вдовы, чья дочь не стала повторять честную её жизнь и стала развратной мухой — той самой, что однажды прилипла) и «таракана Серёжи», проведённая в вечном земляном копошении, в поисках бабла — причём это копошение включило в себя даже и эмиграцию в США.

«Сережа вдруг с недоумением подумал, что за всю долгую и полную усилий жизнь, в течение которой он копал, наверное, во все возможные стороны, он так ни разу и не попробовал рыть вверх. […]

Сережа понял, что это и есть тот самый вечер, когда он начал свое длинное подземное путешествие, потому что никакого другого вечера просто не бывает, и еще он понял, о чем трещат — точнее, плачут — цикады. И он тоже затрещал своими широкими горловыми пластинами о том, что жизнь прошла зря, и о том, что она вообще не может пройти не зря, и о том, что плакать по всем этим поводам совершенно бессмысленно. Потом он расправил крылья и понесся в сторону лилового зарева над далекой горой, стараясь избавиться от ощущения, что копает крыльями воздух. Что-то до сих пор было зажато у него в руке — он поднес ее к лицу, увидел на ладони измятый и испачканный землей коробок с черными пальмами и неожиданно понял, что английское слово «Paradise» обозначает место, куда попадают после смерти«.

«Положительными» героями этой, возможно, самой грустной пелевинской вещи являются лишь два мотылька, Митя и Дима. По крайней мере, они летят к свету — или, если угодно, к Свету. А для остальных людей-насекомых «светится только танцплощадка». Увы.

Впрочем…

«…А на танцплощадке народ, все смеются, танцуют, и песня играет, вот как сейчас. Глупая страшно. (…) А меня эта музыка почему-то трогает.

— Бывает, — сказал Дима.

— Я тебе даже так скажу, — с горячностью продолжал Митя, — если самый главный ленинградский сверчок возьмет лучшую шотландскую волынку и споет под нее весь «Дао дэ цзин», он и на сантиметр не приблизится к тому, во что эти вот идиоты, — Митя кивнул в сторону, откуда доносилась музыка, — почти попадают.

— Да во что попадают?

— Не знаю, — сказал Митя. — Как будто раньше было в жизни что-то бесценное, а потом исчезло, и только тогда стало понятно, что оно было. И оказалось, что абсолютно всё, чего хотелось когда-то раньше, имело смысл только потому, что было это, непонятное. А без него уже ничего не нужно. И даже сказать про это нельзя«.

Завершается «Жизнь…» именно цитатой из популярной «глупой песни». Как и песня «Ой, то не вечер…» в «Чапаеве и Пустоте», она в контексте обретает глубокий смысл:

Только никому
Я не дам ответа,
Тихо лишь тебе я прошепчу:
Завтра улечу
В солнечное лето,
Буду делать всё, что захочу.

(«Будду делать всё, что за хочу» — как перефразировал уже упоминавшийся критик Курицын.)

Ну а кто, собственно, сказал, что группа «Мираж» и прочие попсовики-затейники поют не об этом, сквозь всю чепуху и халтуру всё-таки «почти попадая» в невнятные человечьи мечты о несбыточном лете — когда «и ты, и мы, любимый, были свободны»?..

Ваш Роман Олегович Иванов

1176


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95