Обновление кабмина с «переоформлением» на должность обоих министров образования РФ не обошлось без сенсаций. Неожиданным для многих стало заявление вновь утвержденного на посту министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, который заявил, что в нашей системе образования отныне «не будет понятия "бакалавриат"». Руководитель Министерства просвещения Сергей Кравцов анонсировал стратегию развития среднего образования-2030 и формирование отдельного подразделения, которое будет заниматься детскими садами.
О грядущих переменах в высшей школе в период ротации правительства высказывался вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Буквально накануне, он говорил о 1000 вузах, которые к 2026 году откажутся от бакалавриата. С начала года в РФ идет эксперимент по такому отказу в шести вузах. Определенный опыт и практику там, конечно, наработали: 180 новых программ, 4 тысячи студентов — «ни разу» не бакалавры. Но многим казалось, что безоговорочный отказ от «болонки» у нас все же только начался. Как было заявлено, плавный и постепенный...
«В нашей системе высшего образования, которая будет с 2025 года, не будет понятия «бакалавр», — огорошил переизбранный глава Минобрнауки. То есть уже с начала будущего года никакого бакалавриата. «Только высшее образование и специализированное высшее образование», — объявил министр.
Со стороны, наверное, между 4 годами бакалавриата (и 2 магистратуры) или 4-6 годами базового специалитета (и возможной магистратуры) разница только в названии. Но не зря образование называют самой консервативной областью общества. О подводных камнях такого решения и его возможных последствиях, как положительных, так и отрицательных, «МК» рассказала ведущий эксперт в области ВО, профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
- Да, мы вводим базовый уровень высшего образования, а также специализированный уровень и аспирантуру с ординатурой. Базовый уровень довольно гибкий по продолжительности, от 4 до 6 лет. Но первый вопрос: что будет написано в документе об окончании ВО, это не совсем ясно. Писать «базовый уровень»? Несомненно, должны быть сделаны изменения в законе, в подзаконных актах.
Окончанием аспирантуры одно время у нас служил диплом о завершении третьего уровня образования. Его отменили два года назад. Теперь фактически предзащита, прохождение обсуждений и выполнение учебного плана считается завершением этого уровня образования. А защита — присуждение ученой степени.
Но самые существенные изменения грядут в федеральных образовательных стандартах (ФГОС), считает Абанкина. А ФГОСы в образовании «примерно все» — от содержания учебников до системы аттестации и лицензирования вузов.
- Все вузы работают по ФГОС, кроме тех, которые имеют право на собственные стандарты (МГУ, ВШЭ и другие «топы» - прим. авт.). Но и они свои стандарты формировали в разрезе бакалавриата, специалитета и магистратуры. Так что всех ждет масштабное изменение образовательных стандартов буквально по всем 495 специальностям, по укрупненным группам. Ведь ранее все стандарты «шли» под понятиями «бакалавр» и «специалист», «специалист» и «магистр».
Изменений, по мнению эксперта, стоит ждать и в порядке оформления зачисления и отчисления, на сайтах, в формировке программ... И в системе аккредитации тоже — вспомним, сколько копий было сломано вокруг аккредитации вузов, система только «устаканилась». «Лицензии тоже будут изменены, поскольку они создавались по направлениям подготовки и специальностям, которые будут меняться», — говорит Абанкина.
- И конечно, такие преобразования оставляют очень много вопросов для абитуриентов из других стран, — добавляет она. — Ведь не только болонская система работает в разрезе бакалавриат-магистратура. Вузы в США, Латинской Америке, практически все вузы Тихоокеанского региона, Южная Корея, Китай со своими ведущими университетами в Шанхае, Пекине, Гонконге, также Австралия, Япония... Все работают в этих привычных уровнях образования бакалавриат-магистратура. За которыми стоит определенное количество освоенных кредитов, как их в университетской среде называют. Большинство вузов в мире работает по кредитно-модульной системе, на которую мы не перешли. Например, диплом бакалавра — это 40 кредитов. Кредит измеряет трудоемкость учебной программы той или иной дисциплины.
Среди ожидаемых последствий этой «большой и громоздкой нормативно-правовой работы», которая «существа образования, как такового, не касается», но отвлечет на себя и загрузит очень многих в системе ВО («стандарты будут изменены не по существу, а лишь формально по названиям»), эксперт называет «оппортунистическое желание самих университетов увеличить сроки обучения». Все просто: чем дольше студент учится, тем дольше на него выделяется госфинансирование. А ведь еще и платные договоры имеются.
- Базовый уровень от 4 до 6 лет будет подталкивать вузы продлевать сроки обучения, несмотря на требования рынка труда, — разъясняет Абанкина. — Но многие студенты имеют право в процессе обучения работать, даже педагогов-старшекурсников допустили работать с детьми в допобразовании. Поэтому, я думаю, в этом будет найден баланс. Работать, подучиваясь, и учиться, подрабатывая, в форматах, которые стали привычны для российской системы образования.
«Кажется, что этими административными и правовыми формальностями (в образовании) затмили существо изменений в подготовке кадров», — говорит Ирина Всеволодна. - Хотя при этом преимуществом усматривает то, что «решен вопрос с поступлением в аспирантуру».
- Если базовый уровень больше 5 лет, то можно потом сразу в аспирантуру. Да, большой вызов для специализированного уровня, это от 1 до 3 лет, — считает Абанкина.
Чуть ранее, говоря о перспективах и путях развития нашей высшей школы, глава Минобрнауки рассказал о новой системе грантов, которыми вузы собираются финансово поддерживать иностранных студентов.
«Как минимум наряду с квотным принципом распределения мест для иностранцев мы видим будущее, конечно, за развитием грантового формата», — сказал Фальков. Ранее президент назвал стратегически важным увеличение к 2030 году численности иностранных студентов в российских вузах до 500 тысяч человек. И создание «эффективной системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики с учетом кадрового прогноза и условий освоения минимум 30% студентов нескольких квалификаций». В Минобрнауки недавно уточнили, что приоритетными для бюджета в вузах остаются инженерные специальности, педагогические и медицинские вузы.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов, выступая перед правительством и думскими профильными комитетами, также сделал ряд заявлений. Рассказал, что совместно с регионами ведется работа по созданию «стратегии развития образования к 2035 году». Отдельное внимание будет уделяться дошкольному образованию: «В дошкольном возрасте формируются все основные психологические функции ребенка». Поэтому под эгидой Минпросвещения собираются создать «отдельное подразделение, которое займется детсадами и допобразованием дошкольников.
СТАНИСЛАВА ОДОЕВЦЕВА