Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Венок сонету

«Наизусть» Тьяго Родригеса на фестивале NET

На фестивале «Новый европейский театр» (NET) прошли гастроли спектакля «Наизусть». Португальский драматург и актер Тьяго Родригес показал московской публике фокус, обаятельный и эффектный: как сделать новый европейский театр из десяти стульев и одного сонета.

Технически фокус Тьяго Родригеса состоит в соединении образовательного ток-шоу со сторителлингом: режиссер прямо из зала вызывает на сцену десять добровольцев, с которыми за время спектакля разучивает тридцатый сонет Шекспира, и как бы между делом рассказывает разные истории.

Ну вот, например.

Однажды к Пастернаку якобы пришли друзья и сказали: «Борис, промолчи». На дворе был 1937 год. Друзья отговаривали поэта от выступления на съезде Союза писателей. Потому что говори не говори — посадят. А если отказаться от выступления, то хотя бы не придется благодарить товарища Сталина. Но Пастернак все-таки сказал. Одно слово: «Тридцать». В ответ весь зал встал и хором прочел тридцатый сонет Шекспира. Наизусть. Пастернака не посадили.

А с Надеждой Мандельштам была такая история: она приглашала по десять знакомых к себе на кухню и разучивала с ними стихи мужа. Люди, которые выучили стихотворения, должны были выучить его уже со своими друзьями — так стихи оставались в коллективной памяти. Записывать было страшно.

А маленький Рей Брэдбери запоминал, а потом записывал в блокноте все выпуски любимой радиопередачи о волшебнике. А в выходные дни, когда передача не выходила в эфир, просто сидел полчаса около выключенного радиоприемника, после чего записывал то, что услышал, в голове. Так он стал писателем.

А на голландском телевидении есть телепередача «Красота и утешение», в которой однажды выступал видный литературный критик профессор Джордж Стайнер, рассказывавший о заучивании текстов наизусть как опыте сопротивления. Португальский драматург, актер и режиссер Тьяго Родригес был этим интервью буквально одержим и в конце концов выучил его наизусть. И положил в основу спектакля. Который является своего рода практическим доказательством главного тезиса Стайнера: «Как только стихотворение знают наизусть десять человек, ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо уже ничего не могут с ним сделать. Оно выживет».

О том, что Стайнер допустил по меньшей мере одну существенную фактическую ошибку (как раз в истории про Пастернака), Родригес узнал гораздо позже. Но самое главное — это бабушка Тьяго Родригеса по имени Кандида, у которой не было образования, но была любовь к чтению. Она читала и читала, пока на 94-м году ее жизни врачи не сообщили, что читать больше нельзя: Кандида слепнет. Тогда она решила выучить одну книгу наизусть и попросила внука выбрать какую.

И вот теперь все эти истории надо рассадить на десять стульев. Спектакль не начнется, пока десять самых смелых (или самых быстрых) зрителей не займут места на сцене. И не закончится, пока та же десятка не выучит наизусть тридцатый сонет Шекспира (по-русски, в переводе Самуила Маршака).

Зрители—участники спектакля становятся действующими лицами рассказа Родригеса. Это и Пастернак, и бабушка Кандида, и Иосиф Бродский, и Рей Брэдбери, и герои его антиутопии «451 градус по Фаренгейту», и Джордж Стайнер, куда же без него. Сидящему на сцене достаточно взять из рук Родригеса книгу-табличку, на которой написано имя персонажа.

Сам Родригес, несмотря на шутливое признание в ненависти к «актерскому театру»,— великолепный рассказчик и актер. Он по-настоящему искренен и одновременно, не стесняясь этого, позирует. Он похож на циркового артиста, жонглирующего историями. Личная история о португальской бабушке, любившей читать, встраивается в коллективную память о советском большом терроре и — шире — о жизни при любых тоталитарных режимах. В ситуации, когда слова опасно записывать на бумаге, их записывают сердцем (по-английски «наизусть» звучит именно так — «by heart»). Герои антиутопии Брэдбери и читатели Мандельштама становятся живыми носителями литературы. Как бабушка Тьяго Родригеса. И в облегченном варианте — повторяющие ее опыт зрители спектакля «Наизусть»: сонет Шекспира логично и просто оказывается универсальной точкой сборки, в которой сходятся истории частные и общие, с большой и маленькой буквы. И пусть португальский режиссер немного знает о новых российских реалиях, спектакль «Наизусть» точно попал в наше сегодня и весьма вероятное завтра: зрители-добровольцы вместе с залом сохранили хотя бы шекспировский сонет, а то мало ли что.

Катерина Вахрамцева

Источник

357


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95