Табачные компании в России научились беспрепятственно обходить закон о запрете рекламы курения на телевидении. По данным исследования Международной конфедерации обществ потребителей, во всех популярных молодежных сериалах сигарета является непременным атрибутом главных героев. При этом курение подается в эффектной "упаковке" — как модель поведения успешного человека, с помощью которой легко завести друзей, встретить любовь или просто скоротать свободное время. Примеров негативных последствий курения или хотя бы критического к нему отношения авторам исследования обнаружить не удалось.
То, что курильщики буквально не сходят с экранов телевизоров, подтвердит любой телезритель. Но одно дело — собственные ощущения, а другое — официальные данные. Российская конфедерация обществ потребителей (КонфОП) обнародовала результаты исследования частоты курения в самых популярных среди молодежи 12-24 лет телесериалах.
В 60 процентах случаев курят главные герои, в 55 процентах — молодежь. Пока еще на экране чаще курят мужчины. Но зато женское курение подается всегда более эффектно. Ну, а главный вывод авторов исследования: через популярную у подростков и молодежи телепродукцию ведется явная и неприкрытая пропаганда курения.Как выяснилось, подростки и молодежь предпочитают следующие фильмы: "Физика или Химия", "Интерны", "Глухарь", "Условия контракта", "Закрытая школа", "Универ", "Зайцев + 1", "Счастливы вместе". Эксперты просмотрели 186 серий этой телепродукции и обнаружили в них 163 эпизода курения, общая длительность которых составила один час 20 минут. То есть если разделить это время на среднюю продолжительность серии, получается три серии беспрерывного курения. А в целом за период исследования не было ни одного дня, когда по федеральным телеканалам не демонстрировался бы процесс курения.
Действительно, ни в одной из 186 серий экспертам не удалось обнаружить негативного отношения как к самому процессу курения, так и к его последствиям. Наоборот, сигарета всегда преподносится исключительно в позитивном ключе — как необходимый и модный аксессуар современного человека. По словам Дмитрия Воронцова, генерального директора компании "Открытые медиа исследования", проводившей анализ, молодому телезрителю ненавязчиво внушается, что с помощью курения легко решить любые психологические проблемы. Например, завязать дружескую беседу, познакомиться с симпатичным человеком. Для женщин курение подается как составляющая часть стиля сильной и яркой героини.
В обществе потребителей уверены, что подобное отношение к курению у производителей сериалов возникло вовсе на само по себе, а с конкретной подачи заинтересованных лиц. "Все эпизоды с курением финансируются табачными компаниями, которые таким образом вербуют новых потребителей своей продукции", — говорит Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП.Еще один немаловажный аспект: курение увязывается с правом свободного человека, которому никто не указ. И он может и должен курить что хочет и где хочет, демонстрируя собственную "крутизну", что особенно нравится подросткам. Впрочем, и взрослые герои сериалов не пытаются как-то противодействовать этой привычке. Курят все — учителя, врачи, родители. А все их попытки запретить этот увлекательный процесс детям ограничиваются определенной территорией — например, нельзя курить в школе. А если ученик на глазах учителя курит на нейтральной территории, никаких нареканий это не вызывает.
В России с 2001 года действует закон, запрещающий демонстрацию курения на телеэкране. Правда, там есть одна существенная оговорка: "если подобное не является неотъемлемой частью художественного замысла". Дьявол, как известно, в деталях. То, что считалось уступкой творцу, очень удачно используется совсем в других целях. Действительно, можно ли считать "неотъемлемой частью художественного замысла" постоянное курение главных героев в сериале "Интерны"? Или сигарету в руках главной героини сериала "Счастливы вместе"? Думается, без этого "аксессуара" замысел фильмов ничего бы не потерял.
Николай Герасименко, доктор медицинских наук и известный борец с курением, выступая на круглом столе, посвященном этой теме, даже предложил Минздраву подать в суд на производителей сериала "Интерны" за ущерб имиджу врача в лице главного героя, который вместо того, чтобы заботиться о пропаганде здорового образа жизни, рекламирует никотиновую зависимость. Впрочем, страшно даже представить, что было бы, если бы чиновники Минздрава действительно решили судиться с производителями популярного сериала. Поклонники этого жанра забросали бы Минздрав десятками, а то и сотнями обоснованных претензий к качеству нашей системы здравоохранения. А рейтинг "Интернов" взлетел бы еще выше, как это неоднократно случалось после попыток запретить бесконечный "Дом-2".
Еще одной мерой борьбы с курением на экранах, по мнению Герасименко, могли бы стать иски к табачным компаниям, слишком вольготно чувствующим себя на российской территории. Впрочем, Дмитрий Янин не уверен в их эффективности — несколько подобных исков увенчались победой табачников. "На их стороне выступят известные актеры, многие из которых сидят на окладе в табачных компаниях за то, что везде и всюду показываются с сигаретой. Они убедительно докажут, что курение в кадре является неотъемлемой частью художественного замысла, и без этого весь фильм насмарку", — уверен Янин.
По его убеждению, необходим закон, еще более жестко — с конкретным наказанием в виде больших штрафов — запрещающий рекламу табака и самого процесса курения во вновь создаваемой кинопродукции. Исключение может быть сделано в двух случаях: для фильмов, которые демонстрируются в кинотеатрах, и тех эпизодов, когда речь идет о вреде курения. Представители Минздрава, присутствовавшие на круглом столе, заверили, что в скором времени подобный закон будет внесен в Госдуму.
Если вы хотите бросить курить немедленно и сейчас, то Владимир Владимирович Шахиджанян вам поможет (как бросить курить за один короткий сеанс).