Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«… Чтобы спасти свое сердце…»

Антикризисное чтение для всей семьи

...Но так-то — сильного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой!
А. С. Пушкин, «Пир во время чумы».

Мария Московская

ДиКамиллло, Кейт. Приключения мышонка Десперо, а точнее — сказка о мышонке, принцессе, тарелке супа и катушке с нитками. — М.: Махаон, 2008.- 207 с.: ил.

Нашим детям нечего читать? Прилавки магазинов ломятся от низкопробной литературы? Из детского чтения ушли сердечность и сострадательность? Да, это так. Но не будем сетовать, что хорошая литература «для сердца и разума» ушла безвозвратно. Лучше попробуем понять причину ее ухода.

Во времена Толстого и Диккенса в обществе существовал «социальный заказ» на добропорядочное чтение. Люди понимали, как в мире необходимо душевное тепло, сочувствие, взаимопомощь. Тем более, никто «официально» не объявлял, что «Бога нет» и нравственная свобода не воспринималась как вседозволенность и личный произвол.

С приходом в мир капиталистических отношений, основанных на жесткой конкуренции, к нам пришла новая мораль. Новые времена породили наполеонов и гитлеров, причем девятнадцатый век, по привычке считающийся «золотым» и спокойным, дал начало глобальной дегуманизации общества. Еще Пушкин с горечью подметил характерную черту в своих современниках: «Мы все глядим в наполеоны, // Двуногих тварей миллионы // Для нас орудие одно». Наш национальный гений с безошибочным чутьем пророка подметил самую страшную, самую непоправимую ошибку человечества, известную со времен Адама и Евы и приобретающую в наше время масштаб катастрофы: человек возомнил себя Царем Вселенной и захотел царствовать единолично. Без оглядки на Создателя, без нравственных запретов и ценностных ориентиров. Для достижения подобного величия человеку понадобились все средства, все возможности плюс очень холодное сердце и трезвый расчетливый ум. Аксиому «Возлюби ближнего своего» сменила новая: «Победителей не судят».

В двадцатом столетии, породившем Гитлера, Сталина, Муссолини произошла дальнейшая дегуманизация общества. В ходе Первой и Второй Мировых войн применение орудий массового поражения вытеснило из массового сознания понятие непреходящей ценности Человеческой Жизни, основополагающее для христианского сознания. В Евангелии говорится о спасении всех людей и каждого человека. Господь обращается к каждому из нас, и нет в мире философии, которая носила бы более индивидуальный характер.

Сейчас, в двадцать первом веке мы наблюдаем крах общества потребления, сменившего, в свою очередь, тоталитарное общество. Жесткая конкуренция, холодный трезвый расчет были нацелены на то, чтобы эффективно «делать деньги». Зачем? Чтобы из них еще эффективнее «делать деньги». И так до бесконечности. Деньги, материальное благополучие определяли социальный статус человека в обществе. Появилось понятие «престиж», определяющее место человека в новой, послевоенной системе ценностей: иметь «престижную квартиру», «престижную машину», получить «престижное образование» значило «дорогую квартиру», «дорогую машину», многообещающее в финансовом плане образование.

Гуманитарные ценности Старого Времени окончательно отошли на второй план. Люди были вынуждены круглосуточно зарабатывать деньги. Одни для того, чтобы выжить, другие — для того, чтобы разбогатеть еще больше. Такие понятия, как «спасение души», «сопереживание», «милосердие» окончательно стали уходить в небытие, пока... Пока не грянул глобальный мировой финансовый кризис, глубокий системный кризис общества потребления, основанного на постоянном умножении капиталов, уничтожении конкурентов, жесткости и жестокости.

Трудно сказать, как скоро человечество сможет преодолеть ту финансовую яму, в которую оно неизбежно катилось уже не одно десятилетие. Ясно одно: нам необходимо реанимировать прежнюю систему ценностей, где самыми важными и престижными были давно позабытые понятия: «Милосердие», «Сострадание», «Любовь к ближнему». Истинные ценности неподвластны финансовым пирамидам и сиюминутным веяниям времени. Они вечны, их никто и никогда не посмеет отнять у человечества. Если, конечно, человечество само от них не откажется...

Возвращение к общечеловеческим ценностям проповедует в своем творчестве уже хорошо известная в нашей стране американская писательница Кейт ДиКамилло. Такие слова, как «вера», «надежда», «любовь», «мечта», «отвага», «клянусь честью», «я вас боготворю» постоянно появляются на страницах ее чудесных сказок. Ее книги — не легкое развлекательное чтение. Читать сказки ДиКамилло — значит совершать трудную нравственную работу, не бояться впустить в свою душу чужую беду. Но ДиКамилло этого не боится. Она даже подбадривает маленького читателя: «Хоть ты и напуган, читатель, все-таки наберись смелости и читай дальше».

Герои ее сказки — отважный, благородный мышонок Десперо, прекрасная принцесса Горошинка, ее недалекий, но, к сожалению, могущественный отец-король, крыс Роскуро, первый из своего мрачного племени осмелившийся сделать переоценку традиционно крысиных ценностей, невезучая Миггери Соу, спасшаяся благодаря надежде и дерзкой мечте. Все они проходят через серьезные и даже страшные испытания, все делают нелегкий для каждого нравственный выбор, и в конце концов, преображаются душевно и побеждают все темные силы, встающие у них на пути.

ДиКамилло не опасается чересчур травмировать своих маленьких читателей, заставить их сопереживать, научить страдать и проявлять сострадание. Писательница боится одного: чтобы следующее поколение выросло жестокосердным и нравственно индифферентным. Ей необходим такой читатель, которому важна самоидентификация с главным героем-мучеником, которому не чужды слезы сострадания, умиления и надежды. Жестокость порождает жестокость, в то время как любовь и преданность, тонкость и красота человеческих переживаний спасают мир вокруг себя, делают его мягче и светлее, вдохновляют на подвиги.

Она учит мечтать и надеяться, ведь несмотря на откровенную нелепость любой мечты, если что-нибудь очень захотеть, это что-то обязательно сбудется. «...надежда... она сродни любви. Она тоже нелепа, чудесна и могущественна» < ... > «Читатель, как ты думаешь, стоит ли тешить себя надеждами, когда надеяться в общем-то не на что? Но ведь мечтать и надеяться — не преступление?», — тактично рассуждает автор.

Наконец, она открывает нам Красоту прочитанной книги, услышанной мелодии, неповторимую красоту и совершенство Света против тьмы подземелья. К такому очевидному для нас с вами выводу пришел крыс Роскуро, впервые в жизни увидев свет во мраке подземелья: «В кромешной тьме подземелья он постоянно искал хоть какие-то признаки света — мгновенную искру, слабое мерцание... Его крысиная душа преисполнилась неизъяснимой тоской: он полагал, что только свет, один только свет наполняет жизнь смыслом. А значит, смысла в его жизни нет». Душа, слепая от природы, не ведавшая в жизни ничего, кроме тьмы мучений и страданий, случайно озарилась светом — Светом Истины, Любви и Красоты, немыслимо прекрасным по сравнению со всеми крысиными ценностями. Вечный свет победил кромешный мрак в отдельно взятой крысиной душе. Этого мгновения хватило для постепенного преображения Роскуро.

Музыка — тоже частичка Света и Красоты, сила, вдохновляющая нас в жизни.

«Он (мышонок Десперо, ММ.) слушал сердцем. От гитарного перебора, от голоса короля сердце теснило, душу распирало, а внутри становилось как-то по особенному легко.

— Чудо, — повторял мышонок. — Чудо! Точно в раю. Точно медом по сердцу». А чтение... Умение наслаждаться каждым словом из прекрасной книги, которую пыталась съесть сестра Десперо, проникновение в красоту слова и музыку речи поддержало отважного мышонка в его нелегких подвигах и приключениях: " — Однажды жил да был... — произнес он вслух, наслаждаясь каждым звуком. < ... > Десперо читал, но даже не подозревал, что отвага скоро понадобится ему самому«. Конечно, книги — лучшие учителя жизни. Если они мудры и добры...

И еще сказка повествует об очень важных вещах, которые поддерживают нас на протяжении всей жизни: о прощении, об изгнании духа зла, зависти, ненависти. Почему это необходимо? «Чтобы спасти свое сердце». Самое простое и самое сложное объяснение, не правда ли? Очистить сердце прощением, изгнать оттуда все мрачные тяжелые чувства и жить, радостно и легко и счастливо.

«Мир не исцеляется беспощадными книгами. Он ими страдает, гонит себя и ломает, сталкивает человека в революции и все формы насилия и в конце концов только умножает зло. А держится мир, длится старыми немодными вещами — беззащитностью и любовью, красотой и добром, нежностью, ибо только из этих чувств рождается человек», — справедливо заметил однажды Валентин Курбатов, талантливый писатель и литературовед. Книга Кейт ДиКамилло — из тех, чем длится наш мир. Истинные ценности, которые по-рыцарски отважно проповедует автор, нисходят на наши измученные мраком безверия души подобно Свету, наполнившему слепое сердце Роскуро.

Теперь несколько слов о финале. Она заканчивается нешаблонно: мышата, даже самые мужественные и отважные, не могут жениться на прекрасных принцессах. Грустно? Да, немного... Зато не возникает изжоги от переслащенного «хэппи энда», все прочитанное и усвоенное воспринимается всерьез. Читатель подготавливается к тому, что в жизни не все бывает так ослепительно прекрасно, как хочется, и добрая мудрая сказка ДиКамилло не превращается картонно-серпантинное фэнтези. После прочтения остается не только легкая, как облачко, грусть, но и почти утрачиваемое сегодня многими подростками чувство реальности, растворяющееся в бесконечных виртуальных, выдуманных и прочих несуществующих шоу-мирах. Большая литература не уводит от жизни, а готовит к ней.

Дорогие читатели, вы спросите, причем тут тарелка супа и катушка с нитками, упомянутые в названии? Разрешите предоставить Вам и Вашим детям самостоятельно разгадать эту маленькую загадку. Если вы внимательно прочитаете сказку, то сможете вместе ответить на эти и многие другие важные вопросы, которых в сказке так много, что одной статьи не хватит, чтобы рассказать об их половине..

«Сказки — это свет», говорил тюремщик Грегори мышонку Десперо. Читатель, я очень надеюсь, что эта сказка добавила в твою жизнь немного света«, — такими словами заканчивается смелая история о торжестве «немодных» и «непристижных», но верных и надежных понятий: Совесть, Любовь, Мечта и Рыцарский Дух. Эта книга научит нас жить без страха и с чистой совестью. Она научит нас быть счастливыми.

Ваша Мария Московская.

Авторский вариант статьи, опубликованный в журнале «Нарния. Служение детям» . — 2010. — № 2. — С. 9-10.

1125


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95