Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Аризонская мечта

Золотая середина фильмографии Эмира Кустурицы

Многие знают режиссёра Эмира Кустурицу по его комедиям «Чёрная кошка, белый кот», «Андеграунд», возможно «Жизнь как чудо», а некоторые ещё вспоминают старый многосерийный шедевр «Время цыган». Мне посчастливилось пересмотреть всю его фильмографию – что-то на волне первого восторга, а что-то уже скорее по инерции. Вообще в любом творчестве есть, вероятно, два типа людей: первый тип – поющие на разные лады одну и ту же песню, второй – всегда находящие разнообразные новые мотивы, темы, пытающиеся обхватить как можно больше в культурном, историческом, даже географическом смысле. Кустурица, на мой взгляд, относится именно к первому типу. Что совсем не плохо. Постоянный повтор со временем приводит к рождению новых смыслов и их оттенков, с каждым новым фильмом Кустурицы укрепляется и растёт его своеобразная «цыганско-балканская» мифология. В раннем творчестве этот мирок замкнут в себе, несколько мрачен, излишне драматичен, уже ко времени «Кошки» и «Андеграунда» этот мирок открывается, становится универсальным, приобретает «товарный вид». Слишком национальное, либо попросту наивно-угловатое – сглаживается, а авторские самоповторы, своеобразные кустурийские рефрены, вроде слабо мотивированных сценок с левитацией, телекинезом и прочими внезапными аномалиями, превращаются в анекдотический самоплагиат. В одном из последних его полнометражных фильмов, в «Завете», эта универсальная анекдотичность, пожалуй, достигла предела, а вместе с тем и моя любовь к режиссёру Эмире Кустурице иссякла.

Но ведь ещё есть и «Аризонская мечта». Вещь необыкновенная и для всего творчества Кустурицы ключевая. Хоть и принято считать, что это самая нетипичная для Эмира Кустурицы работа: единственная «американская» работа балканского режиссёра, главные роли играют известные голливудские актёры, вместе с привычным Бреговичем теперь играет и брутальный американец Игги Поп; кроме того, это полный провал в прокате и «неудача» с одной стороны, но с другой – лучший фильм, золотая середина.

Самое удивительное, что во всей его фильмографии «Аризонская мечта» стоит ровно посередине. Всё, что до «Мечты» - это ранний Кустурица, романтик и трагик, печальный музыкант и певец своей земли; всё, что после – поздний Кустурица, балагур и тамада, громкий и шумный… тоже певец, но своей ли земли? Скорее, выдуманной. Середина же совмещает в себе всё – и лёгкость и тяжесть, и драму и балагурство, и своё и чужое и то самое выдуманное – идеальный мир, мир мечты и грёз, с позволения сказать «Город золотой». Для меня также есть и другое разделение: до «Мечты» - Кустурица не до конца сформировавшийся, но неуклонно идущий к своей «Аризоне», после же – Кустурица, уже высказавший всё, что было для него возможно.

Пожалуй, я не буду пересказывать здесь сюжет фильма, чтобы дать кому-то возможность насладиться им в первый раз, но немного порассуждаю «вокруг» сюжета. На первый взгляд и при первом просмотре он может показаться слишком медленным, даже неявным, созерцательным. В фильме слишком много «атмосферности», комических сценок-зарисовок, ярких персонажей, но всего этого так много, что, наверное, каждый второй к финалу спросит себя: «О чём, собственно, этот фильм?». Интересно же, что при многократном просмотре начинаешь отчётливо видеть не только, собственно, генеральную «дидактическую» линию сюжета, посвящённую безысходному взрослению и превращению в тех, чей образ жизни был для нас раньше до отвращения неприемлем, но и всю его многоступенчатую структуру, в которой найдётся своя правда для любого возраста, для любого «состояния духа» и настроения. Это ещё не говоря об уровне цитатности фильма, в связи с чем, у меня он давно заменил «Иронию судьбы» на посту «регулярно-новогоднего кино».

Когда-то для одной околонаучной работы я анализировал «Аризонскую мечту» на предмет наличия в ней классических драматических ситуаций Жоржа Польти. И, хотя мне эта идея сначала показалась бессмысленной, к своему удивлению я обнаружил, что да – из сцены в сцену, весь сценарий «Мечты» движется от одной классической ситуации к другой, невидимый драматический механизм работает чётко и слаженно, нигде нет ни одного провиса. При кажущейся сложности и затянутости сюжета подобная структурированность не может не вызывать восхищения. Примечательно, что есть ещё и персонаж Поль, которому посвящено множество интересных комических эпизодов, совершенно не влияющих на сюжет – и такое бывает!

Отмечу потрясающую игру Джонни Деппа (ещё молодого и ещё не ставшего известным пиратом); звезды «Китайского квартала» и «Бонни и Клайда» - Фэй Данауэй; Лили Тейлор, по словам режиссёра, еще перед съёмками ставшей его музой; Винсента Галло, сыгравшего Поля; и, конечно, популярного еще в 60-х, комика Джерри Льюиса.

                Марк Максимов

1160


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95