На днях увидела по телевизору, что выпустили новую серию кукол Барби. Эти игрушки представляют собой людей с ограниченными физическими возможностями. Например, Барби в инвалидной коляске или Барби с протезом конечности. Таким образом производители игрушки хотят воспитать терпимое отношение к людям, у которых есть физические особенности.
Не думаю, что кукла Барби сможет повлиять на смену настроения в обществе. Куклу, представляющую собой человека с ограниченными физическими возможностями, взрослые не станут покупать для своих детей, решив, что им знать о таких проблемах ещё рано или совсем ни к чему.
А если кукла не будет пользоваться спросом у покупателей, то её просто снимут с производства. Закон торговли.
Толерантность по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями, по-моему, надо воспитывать другим образом. И это могут сделать только родители, подавая своим детям хороший пример для подражания.
Нужно, чтобы больные и здоровые дети воспитывались и учились вместе, играя, например, на детской площадке или в группе детского садика, в школе (это называется инклюзивным образованием).
Но такое невозможно увидеть в России. Администрация детского сада открестится руками и ногами, только бы не иметь на попечении воспитанника с ограниченными физическими возможностями. И в школе будет то же самое.
Больные дети, как правило, обучаются на дому, и их никто не видит, не замечает.
Взрослые здоровые люди, увидев человека, которому нужна помощь, стараются обойти его стороной. А нужно, чтобы родители показывали детям пример доброго отношения и сострадания, умели сами быть милосердными и учили этому своих отпрысков. Не дожидались, пока больной человек попросит о помощи, а предлагали бы её сами. И дети, увидев добрый пример родителей, будут поступать так же в отношении своих сверстников.
Нужно рассказывать чадам, что их больной ровесник нуждается в большей заботе, любви и душевном тепле, что с ним можно дружить, общаться и играть. О том, что физические особенности не влияют на душевные качества. Нужно, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями не чувствовали себя отвергнутыми обществом.
Вспоминаю случай из жизни, когда пациенты хирургического отделения детского санатория в Крыму хором распевали, лёжа в кроватях после операций, песню Вячеслава Добрынина «Не сыпь мне соль на рану». Врачи всем коллективом содрогались от ужаса. Но почему-то попросить медсестру чаще подходить к больным детям не могли.
А ведь такое настроение у пациентов было именно потому, что они ощущали недостаток внимания к себе. И через эту песню выходила их душевная боль. Эти пациенты были детьми от 10 до 15 лет.
Можно читать детям сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик». Там главная героиня – девочка Женя – потратила последний лепесток цветка не на свои нужды, а пожелала, чтобы мальчик Витя был здоров. Так и случилось.
Эта сказка может оказать большее влияние на воспитание толерантности, чем кукла Барби. Она не живая и не умет показывать своих эмоций. С куклой поиграют неделю, а потом поставят на полку и о ней забудут.
Дарья Молчанова