Единый государственный экзамен. Белая книга. — М.: Факультет журналистики, 2008. — 326 с.
Когда нынешний президент зачитывал своё первое послание Федеральному собранию, в отделе раздался звонок:
— Вы слушаете Медведева? Он сказал, что образование будет строиться с опорой на недавно принятое законодательство. Значит, ЕГЭ неотвратимо? Но это же катастрофа.
Только положила трубку снова звонок:
— Поняли тенденцию? Образованию вернут функцию формирования личности. Школа будет готовить творцов, а не потребителей. ЕГЭ наконец будет отменён.
Противники тестовой оценки знаний звонили весь день. Одни — в панике от того, что с будущего года она всё же станет обязательной, другие — в надежде что появился шанс на её отмену. Сторонники единого экзамена не побеспокоили ни разу.
А есть ли у него вообще сторонники? На многочисленных парламентских слушаниях, слётах и совещаниях педагогического сообщества тестовая система подвергалась в основном критике, подавляющее большинство авторов писем, пришедших в редакцию, также против ЕГЭ. Кого же министерство, с маниакальным упорством внедряющее тесты, считает своими сторонниками?
В середине октября министр образования и науки Андрей Фурсенко в очередной раз заявил о неотвратимости ЕГЭ: «Назад пути нет». В ответ противники единого экзамена — движения «Образование для всех», «За возрождение отечественной науки» и «Родительская забота», Всероссийский женский союз «Надежда России» и Комитет защиты прав граждан — провели в Новопушкинском сквере Москвы митинг. Требовали отменить ЕГЭ и двухуровневое высшее образование, повысить зарплату учителям, не сокращать число вузов.
В ноябре, надеются противники идущей модернизации, парламент рассмотрит законопроект о добровольном принципе сдачи ЕГЭ. По мнению одного из разработчиков — зампреда Комитета по образованию Олега Смолина, выступавшего и на митинге, историю, литературу и обществознание из сферы ЕГЭ необходимо исключить полностью. Что ж, именно этого уже несколько лет добиваются и словесники. Но тронут ли депутаты ими же узаконенное ЕГЭ?
Конечно, у единого экзамена есть (пусть и в теории) и положительные черты: совмещение итоговой школьной аттестации со вступительными экзаменами, возможность для ребёнка из глубинки стать студентом столичного вуза, внешняя проверка работы учителя. Но, как известно, прекрасные идеи в ходе воплощения нередко приобретают неожиданные черты, и один жирный минус может нейтрализовать все плюсы. О подводных камнях педагоги предупреждали и год, и два, и три назад. Буквально перед митингом факультет журналистики МГУ выпустил дайджест прессы, составленный из материалов печати, радио и телевидения, посвящённых реформе образования. В сборник вошли, в частности, более десяти статей, опубликованных в «ЛГ»; материалы «Известий», «Независимой газеты», «Московского комсомольца», «Первого сентября», «Новой газеты» и многих других изданий.
Как сказано в послесловии, стране «необходим доброжелательный диалог Народа и Власти». Эта книга и есть попытка такого диалога. Со стороны народа. Вступят ли в него власти?
Людмила МАЗУРОВА, ведущий редактор отдела «Общество»