Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Детские конфликты

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»
 

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу!

Народная мудрость

 

На одном из вебинаров всероссийской недели родительской компетентности, посвященному тому, как не ссорится братьям и сестрам, был приведен интересный факт. Психологи подсчитали, что родные братья и сестры в возрасте с трёх до семи лет ссорятся три с половиной раза в час. Причем только один из восьми конфликтов заканчивается компромиссом, в остальных случаях – дети просто расходятся.

Намереваясь проверить данный факт, я выбрала день для специальных наблюдений за общением моей детворы друг с другом. Я подмечала разногласия между ними и варианты их разрешения.

 

Начну все по порядку. Утром девочки вдвоем строили в детской самолет из большого пластмассового конструктора. Петя в это время играл в комнате у Егора. Я готовила обед и между делом приглядывала за увлеченными игрой детьми. И тут ни с того ни с сего тишину дома нарушил плач Кати. Она пришла ко мне на кухню вся в слезах со словами:

 

Варя называет меня большой. А я не большая, я маленькая! 

 

Перед взрослым каждый раз встает непростой выбор – вмешиваться в детский конфликт или нет. Конфликтная ситуация всегда индивидуальна, и нет никаких универсальных правил по её устранению. Но представляется важным учитывать возрастные особенности детей. Малыши могут ссориться из-за самых незначительных мелочей. В родительских силах ненавязчиво помочь им сгладить острые углы обострившихся отношений. Так было в этот день с двойняшками.

Я применила метод активного слушания Юлии Борисовны Гиппенрейтер:

 

Ты хочешь быть маленькой, а не большой. Тебе обидно, потому что Варя тебя назвала большой.

 

Дочка перестала плакать. Я взяла её за руку и привела в детскую, где Варя достраивала самолет. Не стала выяснять обстоятельства конфликта, вместо этого я решила рассказать дочкам преимущества быть большим:

 

Быть большим – значит быть самостоятельным. К примеру, можно самому ходить гулять или смотреть мультики. А можно даже самому купить шоколадку! А в чем преимущества быть маленьким?

 

Ничего не ответили мои золотые рыбки, вместе принялись за недостроенный самолёт.

Интересно, что подобное противостояние случилось этим летом между братьями. Только Петя, в отличие от Кати, рьяно отстаивал свое право быть большим. Чтобы вырасти выше Егора, он готов был пить много воды, а неуступчивого старшего брата отправить в детскую школу для исправления за дразнилки. Из-за большой разницы в возрасте по законам психологии никакого соперничества между Петей и Егором быть не должно. Тем не менее, в нашей семье такой конфликт был.

Следующее столкновение между девочками произошло в этот день перед прогулкой. Двойняшки не поделили зеркало. Пока я одевала Катю, Варя демонстративно встала перед зеркалом. Заметив, что сестра тоже собралась подойти к нему, Варя тут же приблизилась к зеркалу вплотную и обняла его руками. Таким образом Кате не оставалось места, и все её попытки увидеть себя твердо пресекались Варей. В итоге Катя не выдержала эмоционального накала и заплакала.

Мне пришлось вмешаться. Я пожалела дочку, погладила по голове. А Варю спросила, как бы невзначай, как же она пойдет с нами гулять, если «прилипла» к зеркалу. После этих слов моя «возбудительница спокойствия» уступила зеркало Кате и попросила её одеть.

После прогулки, обеда и непродолжительного дневного сна сложные, насыщенные отношения между детьми возобновились. К ним присоединился Петя. Он начал изображать «бабайку» и понарошку нападать на девочек. Но, судя по всему, его видение игры не совпадало с видением сестричек. Они с визгом и криками: «Мама, там бабайка!» — по-настоящему испуганные прибегали ко мне и прятались.

Несмотря на явное неприятие игры сестрами, Петя не обращал на это никакого внимания и продолжал вести себя по-прежнему. Тогда девочки пустили в ход действенное оружие – плач, переходящий в испуганный крик. Пришлось вмешаться «в игру» и урезонивать Петю.

На мое удивление, в другой раз Петя разрешил конфликт в моем присутствии самостоятельно. Мне оставалось только наблюдать, тайно радуясь становлению характера сына.

— Мама, Петя меня пугает! — пожаловалась на брата Варя.

— Давай просто поиграем! — попросил Петя.

— Я не хочу, — заявила Варя.

— Ну, давай в догонялки — там не надо пугать! — предложил компромиссный вариант Петя.

— Давай! — согласилась Варя.

Через некоторое время ситуация повторилась. Петя снова урегулировал возникшую неприятную ситуацию. И как ловко!

Катя разлила воду из кувшина, и сестра её поругала за это. На эмоциях Варя подбежала ко мне и стала громко жаловаться на Катю, которая уже тоже стояла около меня со слезами. Пока я выслушивала взаимные обвинения двойняшек, Петя подошел к Варе и предложил ей воду из чашки. Та стала пить и на моих глазах тут же успокоилась.

— Давай играть! — воспользовавшись благоприятной обстановкой, обратился Петя к Варе.

— Хочу играть во что-то другое, — ответила ему Варя.

— Во что?

— В прятки.

— Давай!

А вот пример периодически повторяющегося у моих детей конфликта. Он интересен оригинальностью своего разрешения.

— Мама, Петя обзывает меня хулиганой! (дети привнесли в слово хулиган свою самобытность — с их легкой руки это слово превратилось из хулигана в  хулигану) — с такими жалобами прибежала ко мне в слезах Катя.

— Не слушай его. Ты же знаешь, что ты не хулигана, — попыталась вразумить я дочку.

— Я пойду и покажу ему язык! — решительно ответила она.

Через некоторое время Катя вернулась.

— Показала. А он все равно обзывается! — заявила она с горечью в голосе.

Катя не была бы Катей, если бы не нашла оригинальное решение. Поразмыслив минуточку, дочка с воодушевлением обратилась ко мне:

 

Мама, а давай ты ему покажешь язык!

 

В своих наблюдениях в течение этого дня я уловила некоторые закономерности. Количество разногласий преимущественно с девочкиными слезами увеличивалось к вечеру. С участием Пети обид было больше, но в то же время брат выступал и спонтанным примирителем. Благодаря этому конфликт иногда разрешался без моего участия. Можно сказать, что Петя периодически брал на себя воспитательную функцию. Варя сегодня тоже попыталась заняться воспитанием Кати. Но её метод оказался не совсем педагогическим.

На фоне так называемого «парадоксального сочетания любви и ненависти без ограничений» в отношениях между братьями и сестрами существует и позитивная сторона.

Братско-сестринское общение обеспечивает плодотворное пространство для тренировки коммуникативных навыков со сверстниками.

Для разнополых детей в семье такая близость позволяет пресечь в будущем гендерный барьер. Братья и сестры имеют уникальную возможность узнать особенности противоположного пола.

Надо отметить — дети ссорились в этот день меньше обычного. Восемь раз за весь день. Три конфликта закончились компромиссом, еще три разрешились с моим участием, остальные — сами собой. Трудно определить, с чем это связано. Могу только предположить, что, возможно, из-за моего пристального внимания к детским спорам сработал эффект под названием «в глазах мамы хочу быть хорошим!» Или день был сам по себе спокойным, и даже выпавший после обеда снежок не помешал такому же умиротворенному его завершению.

Желаю всем любящим родителям побольше таких денёчков — без ссор и взаимных обид между родными братьями и сёстрами!

 

211


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95