Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Дома Жизни

Хосписы в России: мифы о них и заповеди их работы

Самое страшное для безнадёжного больного — остаться со своей бедой один на один. Хорошо, когда рядом есть родные и близкие, но даже они зачастую не в силах унять страдания несчастного. Знаю об этом не понаслышке — мой дедушка умер от рака позвоночника, и последние его дни прошли в хосписе. Что же это за заведения такие? И почему место, в котором люди часто проводят последние дни своей жизни, я предпочитаю называть Домом Жизни?

 

Что такое хоспис

Это специальная больница, в которой медики, психологи, священнослужители и просто неравнодушные люди — волонтёры оказывают паллиативную помощь неизлечимым больным. Здесь нет цели вылечить пациента – к сожалению, это уже невозможно. Перед персоналом стоит задача облегчить страдания несчастного, убрать мучительную боль, приободрить, настроить на позитивный лад, окружить заботой и вниманием.

Первый хоспис открылся в 1990 году в Санкт-Петербурге, при церкви Святого Петра в Лахте. Сегодня по всей стране их более 70. Они есть во многих региональных центрах: в Туле, Ярославле, Архангельске, Кемерово, Омске, Ульяновске, Астрахани, Перми, Смоленске, Петрозаводске и др. В Москве работает восемь филиалов этих уникальных заведений.

Несмотря на то, что хосписам в современной России — без малого три десятка лет, до сих пор они окутаны множеством мифов. Попробуем развенчать некоторые.

 

Три мифа о хосписах

Миф 1. Хоспис — лишь для обречённых, пациентам хосписа уже нельзя ничем помочь.

На самом деле всё далеко не так. «То, что человека нельзя вылечить, не значит, что ему нельзя помочь» — жизненное кредо работников хосписа. Самое главное — больного до последнего не оставляют наедине с бедой. Ему снимают симптомы и боль, оказывают моральную и духовную поддержку.

Миф 2. Пациенты в хосписе умирают быстрее.

Многочисленные клинические исследования доказывают обратное: благодаря поддержке и лечению пациенты в хосписе живут дольше, существенно улучшается качество последних дней жизни больного, чем если бы он оставался дома без надлежащего ухода. У персонала хосписа нет цели как можно быстрее отправить человека на тот свет и освободить казённую койку. Наоборот, здесь делают всё возможное, чтобы продлить жизнь пациенту, подарить ему как можно больше тепла и добра.

Миф 3. Из хосписа невозможно уйти. Если вы попали сюда, живым вас уже не выпустят.

Большую глупость придумать сложно. Хоспис — не тюрьма. Выписаться отсюда можно в любой момент, если пациент почувствует, что ему стало гораздо легче. Персонал хосписа ориентируется прежде всего на нужды больного.

 

15 заповедей хосписа

Для всех хосписов в мире существует негласный «кодекс чести». Наша страна не исключение. Здесь каждое из этих правил соблюдается не на словах, а на деле, в чём я имел возможность убедиться.

1. Хоспис — это комфортные условия и достойная жизнь до конца.

Здесь никого не бросают на произвол судьбы — ни больных, ни их родственников. Персонал создаёт для пациента условия, максимально приближенные к домашним. Когда я приходил в один из московских хоспис к находящемуся при смерти дедушке, я даже забывал, что нахожусь в больнице: уютные, комфортные палаты, свежий ремонт, просторные чистые коридоры с комнатными растениями, небольшой фонтан в холле — всё это успокаивало и помогало немного отвлечься от тягостных мыслей.

2. Мы работаем с живыми людьми. Только они, скорее всего, умрут раньше нас.

Тоже не пустые слова для персонала. Здесь не относятся к человеку как к отработанному материалу. Каждый больной окружён заботой и вниманием. Наверное, даже мы иногда не относимся так к своим родным, как заботятся здесь о совершенно посторонних людях. Посещение хосписа для меня стало уроком доброты и внимания.

3. Нельзя торопить смерть, но и нельзя искусственно продлевать жизнь. Каждый проживает свою жизнь. Сроков её не знает никто. Мы лишь попутчики на последнем этапе жизни пациента.

Здесь как раз вспомним о мифе №2: якобы пациенты хосписа умирают быстрее. Вспомним и ещё раз убедимся в его несостоятельности. Никто не ускоряет уход больного из жизни, наоборот, помогают достойно пройти её последние дни.

4. Брать деньги с уходящих из этого мира нельзя. Наша работа может быть только бескорыстной.

Ни с нас, ни с наших соседей по палате никто не взял ни копейки, и это поразило едва ли не больше всего — в мире, где за всё приходится платить, есть островки порядочности, милосердия и доброго отношения.

5. Мы не можем облегчить боль и душевные страдания пациента в одиночку, только вместе с ним и его близкими мы обретаем огромные силы.

Персонал и родственники неразрывно связаны друг с другом всё то время, пока пациент находится в хосписе. Каждую минуту чувствуется эта взаимосвязь, поддержка, понимание. И от этого становится хоть немного, но легче.

6. Пациент и его близкие — единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

Мы не услышали ни слова осуждения, не было ни единого косого взгляда, ни одного проявления недовольства непростым характером дедушки со стороны персонала. Только искреннее желание помочь.

7. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека, — для пациента имеет огромный смысл.

Пожалуй, одно из важнейших правил каждого из сотрудников — от уборщицы до главврача. Ласковое слово, улыбка, прикосновение, доброе отношение — мелочь? Не мелочь. Уже одно это помогает унять боль и вселяет оптимизм.

8. Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент даёт нам больше, чем мы можем дать ему.

Перед смертью все равны, независимо от цвета кожи, вероисповедания, взглядов на жизнь. Спорить об этом в последние минуты жизни — не лучшее занятие. Пытаться идти на компромисс, учиться лучшему друг у друга — пожалуй, один из важных моментов в общении пациента и врача.

9. Принимай от пациента всё, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать — пойми человека, прежде чем понять — прими его.

Далеко не все пациенты хосписа — обладатели ангельского характера. Увы, болезнь многих портит. Замечал и недовольство, и крики, и хамство со стороны родственников и пациентов. Зачастую бывали ситуации, в которых я бы не сдержался — послал и пациента, и посетителя по известному адресу. Снимаю шляпу перед терпением и человеколюбием персонала. Внимательные и грамотные медики, улыбчивые и заботливые санитарки — и ни одного дурного слова, ни единой обиды на недостойное поведение больного.

10. Будь всегда готов к правде и искренности. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому… Но не спеши.

Тайное далеко не всегда становится явным. Не всегда правда к месту. Врач признался нам в том, что дедушку не выпишут и что вряд ли он вообще проживёт дольше двух-трёх недель (так и вышло). Но наш родной человек до последнего не знал о своём диагнозе. Он бы просто умер намного раньше, если бы знал правду. Медики его подбадривали, говорили, что всё будет хорошо. Однако были и более стойкие, сильные пациенты, кто был осведомлён о своей болезни. И они приняли этот удар до конца.

11. Незапланированный визит — не менее ценен, чем визит по графику. Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти — позвони; не можешь позвонить — вспомни и всё-таки… позвони.

Снова к вопросу о внимании и о том, что каждая мелочь имеет значение. Важно, чтобы больной человек не чувствовал себя брошенным, забытым. Жизненно важно как можно чаще быть рядом и врачам, и родственникам. До последнего дня.

12. Не спеши, находясь у пациента. Не стой над пациентом — посиди рядом. Как бы мало времени ни было, его достаточно, чтобы сделать всё возможное. Если думаешь, что не всё успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

Сама атмосфера здесь не располагает к спешке. Доброе отношение, забота, внимание невозможны «на бегу». Побыть с несчастным человеком, подержать его за руку, помочь словом и делом, не торопясь, не раздражаясь, чувствуя вкус каждого мгновения, — что может быть более ценным?

13. Хоспис — дом для пациентов. Мы — хозяева этого дома, поэтому переобуйся и вымой за собой чашку.

Гостеприимный хозяин сделает всё, чтобы его гостям было уютно и комфортно в доме. Здесь чувствуется уважение к каждому пациенту во всём. Порядок в каждой детали — прежде всего.

14. Репутация хосписа — это твоя репутация.

Здесь нет такого, чтобы кто-то из персонала намеренно переживал за своё реноме. Но в то же время здесь работают люди, которые просто не умеют жить по-другому. Они привыкли заботиться о тех, кто рядом, относиться ко всем с любовью и теплом. Отсюда моё определение хосписа как Дома Жизни.

15. Главное, что ты должен знать: ты знаешь очень мало.

Последняя в этом списке, но, наверное, самая важная заповедь. Каждому из пациентов дома жизни волею судьбы суждено в скором времени познать тайну смерти, разгадку которой не может найти никто. Как ни печально, это так. Но это не повод опускать руки. Помочь достойно встретить смерть, без боли и страха, — то немногое, что могут сделать врачи для несчастных людей. Но большего, наверное, тем, кто стоит перед лицом смерти, и не надо…

 

Спасибо, добрые люди!

Приходя в хоспис к своему близкому человеку, я не переставал удивляться тому, насколько бескорыстные, самоотверженные и доброжелательные люди здесь работают. До этого я был уверен, что таких на земле просто нет. Рай на земле, остров доброты и заботы — таким для меня запомнился хоспис города Зеленограда, где провёл последние дни мой дедушка.

Помните, я писал, что хочу быть волонтёром? Кажется, я определился, где готов помогать. В Доме Жизни – там, где любовь и внимание ценятся больше, чем где-либо ещё.

Дмитрий Меньшиков

898


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95